перейти на мобильную версию сайта
да
нет

«Мы хотели создать музей, в котором экспонатом является текст» Как театр Post ставит Марка Равенхилла в Петербурге

Команда театра Post осуществила в Петербурге беспрецедентный художественный проект на стыке современного искусства и театра. Проект называется «Shoot/Get treasure/Repeat» и представляет собой музей 16 пьес британца Марка Равенхилла из эпического цикла, написанного после 11 сентября. Осмотр всей «экспозиции» занимает 8 часов. «Афиша» составила небольшой путеводитель и поговорила с ее создателями.

архив

Театр post – независимая театральная группа. Создана Дмитрием Волкостреловым в 2011 году. В афише только современные пьесы (помимо Равенхилла пьесы Ивана Вырыпаева и Павла Пряжко). Спектакли исполняются на альтернативных площадках. О названии Волкострелов говорит так: «Нам важно увидеть те микро и макродвижения мира и человека, что происходят сегодня. Сегодня — то есть, следуя Бодрийяру, в мире, существующем после оргии, в мире, в котором все, что могло случиться — уже случилось. <…> Куда двигаться дальше, когда мы уже пришли? Но двигаться нужно, потому как движение, как говорят, и есть жизнь. Но правда ли то, что говорят? Или, может быть, нужно просто остановиться? Вот этим мы и занимаемся — postдвижением, postостановкой, postжизнью, postдрамой, postтеатром».

 

Дмитрий Ренанский

критик

«Это первая попытка в петербургском театре поженить театр и современное искусство. Мы хотели создать музей, в котором экспонатом является текст. Задача актеров — в отличие от традиционного театра — сводится к тому, чтобы не играть, а представлять текст, оставаясь при этом совершенно нейтральными. Все мы — актеры, режиссеры, менеджеры — изучали перформансы Марины Абрамович, смотрели фильм «В присутствии художника». Но мы не позвали никого из деятелей современного искусства. Это было бы нечестно. Потому что тогда бы мы делали современное искусство. А мы хотели делать что-то посередине между ним и театром. Этот проект — наше коллективное сочинение. А изначальная идея родилась у Дмитрия Волкострелова. Я ведь как с ним познакомился: мы встретились на лаборатории Андрея Могучего, разговорились, я спрашиваю: «Тебе что сейчас по-настоящему интересно?» А он говорит: «Интересно читать Гройса с Кабаковым и двигаться куда-то туда».

 

 

Александр Вартанов

переводчик пьес и режиссер, автор двух короткометражных картин из экспозиции

«Я узнал эти пьесы давным-давно, когда в Москве на «Золотой маске» был проект «Эдинбургский Фриндж»; тогда впервые перевели несколько пьес из равенхилловского цикла и сделали читки. Мы с Митькой (Дмитрий Волкострелов. — Прим.ред.) на пару читали «Войну и мир»: я был Солдат без головы, а он — Мальчик. Он сам приезжал — показывал свой «Продукт», который я потом в «Практике» поставил. Равенхилл подарил мне тогда книжку, но она меня особенно не затронула. Я вспомнил о ней, когда наши пошли войной на Грузию четыре года назад. И тогда мы захотели срочно-срочно поставить все эти пьесы. Но срочно-срочно не получилось. Теперь гештальт закрыт, как говорится».

 

 

Как выглядит постановка «Shoot/Get treasure/Repeat» и что там происходит

 

Семен Александровский

режиссер

«Грандиозность равенхилловского цикла в его эпичности. 16 пьес охватывают весь мир: что-то происходит в Ираке, что-то в Нью-Йорке, что-то в Британии; что-то в тюрьме, а что-то в обычном доме; к тому же Равенхилл рифмует современные сюжеты с мифологическими. Но после того как цикл был написан, он быстро потерял актуальность. Он выразил шок, случившийся 11 сентября, шок от первого столкновения с изменившимся миром, осознания войны цивилизаций. Он не просто запечатлел факт перехода, но воспроизвел саму реальность этого перехода. Потом мы свыклись с фактом этой войны. Теперь наступала потребность зафиксировать эту реальность, соотнести с сегодняшней, все систематизировать и проанализировать. А это уже дискурс музея».

 

 

Дмитрий Волкострелов

режиссер

«Трудно сказать, чего мы хотели добиться. Идея менялась по ходу дела. И продолжает меняться. Сегодня я проснулся с мыслью, что каждый раз каждый спектакль нужно по-новому решать. Нужно менять экспозицию. Полностью. Приехали в другой город, взяли неделю времени — и сделали новую выставку».

 

Санкт-Петербург, центр «Легкие люди», сб 25, вс 26 августа, 14:00

Ошибка в тексте
Отправить