перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Состояние театра 7 новых лиц на сцене

Репертуарный театр давно устарел и не нужен ни зрителям, ни тем, кто в нем работает. Театральный обозреватель «Афиши» Елена Ковальская, являющаяся одним из руководителей новой «Школы театрального лидера», поговорила с семью своими слушателями , которые собираются действовать по-новому.

архив

В «Школе театрального лидера» в Центре имени Мейерхольда прошла первая сессия. «Школа» открылась при поддержке Департамента культуры, чтобы через два года привести в театр новое поколение худруков, директоров, завлитов — готовых к конкуренции, социально ответственных, не претендующих на то, чтобы прожить в казенном доме жизнь. Школьники — режиссеры, театроведы, драматурги, продюсеры, хореографы; пятьдесят два человека. У большинства есть опыт собственных больших проектов; многие руководят театрами — собственными или государственными. Если Москва проявит волю, через два года они возглавят неэффективные городские театры. Во время первой сессии им читали курс по культурной политике — европейской, российской и московской, а также по экономике, праву и маркетингу. Делились опытом Фокин, Табаков, Женовач, Карбаускис, Могучий. Михаил Швыдкой описал перспективы: если в ближайшее время не гуманизировать школьное образование, через десять лет театры можно будет закрывать: залы будут пустыми. В планах «Школы» — провоцировать и поддерживать инициативы слушателей. Но для начала имело смысл разобраться с интересами. Поэтому два дня подряд на Фестивале утопий, разбившись на команды, школьники показывали театр, который они хотели бы делать несмотря ни на что. По окончании «Афиша» расспросила семерых участников о ближних и дальних планах.

Новые «театральные лидеры» отличаются от старых даже на физиогномическом уровне

Саша Денисова

Драматург, колумнист журнала «Русский репортер», готовится к дебюту в режиссуре

Я хочу заниматься «театром оригинального способа» — таким сочинительским театром, где нет привычного автоматизма: автор написал, потом подождал, пока кто-то 
оценит, пришел режиссер, поставил, на всех наорал и 
заставил обслуживать свою идею. Чтобы спектакль создавался труппой как 
рок-группой — и все участники процесса были соавторами, желательно 
горячими и безумными. Оригинальный способ работает и так, что каждый спектакль создается по новому методу — то есть 
всегда нужно немножко перепрыгивать через собственную голову. Зритель уже вроде 
приготовился, пришел на такого-то автора — а там опять новые формы! 
Хорошо бы смешивать в одном котле театральных и нетеатральных 
людей — музыкантов и художников, а также молодых артистов-безумцев с 
народными артистами. Брать непривичные формы для спектакля — из 
жизни, из других видов искусства. Хорошо бы уйти от 
привычного театра вообще — чтобы когда-нибудь к нему, 
настоящему, вернуться.

 В «Школе» мы защищали проект утопии театра-города — такого театрального Сколково, где кипят в пробирках новые идеи. Мысль простенькая, но иногда думаешь, почему бы всех 
нас не отселить куда-нибудь, жили же в шекспировскую эпоху актеры в 
одном квартале, чтоб не мешать людям? Другое дело, что мы просто так 
не уйдем: нам еще театр подымать с колен.

None

Марат Гацалов

Режиссер. Художественный руководитель Прокопьевского театра драмы. Руководитель проекта «Мастерская на Беговой» при ЦДР и лаборатории «Живые пространства» на фестивале «Территория»

Я нахожусь в поиске своего театра. Мне интересен не какой-то конкретный вид театра, а путь. Как только ты ставишь себе точную задачу — движение останавливается. Но даже и путь себе не придумаешь, он должен естественным образом возникать. Если видишь цель — идешь к ней, ничего не видя ничего вокруг. Я хочу все видеть.

Наталья Анастасьева

Режиссер музыкального театра. Работает режиссером-постановщиком в Камерном музыкальном театре Покровского. Создатель и арт-директор Маленького мирового театра

Хочется делать не сгорающий театр, а жизнеспособный. Период одноразовых спектаклей для меня уже завершился. Это было непросто: желание делать спектакли было огромным, дача стояла битком забитая декорациями, но играть было невозможно. Я сначала сделала своей специализацией элитарные оперные спектакли, а сейчас будто очки с глаз сняла. Уже во время занятий в «Школе» стали приходить идеи, как можно было бы работать ближе к людям. Речь не идет о заигрывании с публикой. Речь о том, что могло бы быть интересным всем. 


None

Алексей Киселев

Театральный критик, редактор журнала «Реплика», издаваемого Центром драматургии и режиссуры

В театре собираюсь приносить пользу, по мере сил отказываясь от своих амбиций. В каком театре хочу работать? В театре, который уверен в себе. В театре взаимной поддержки.

None

Ксения Перетрухина

Художник, сценограф. Aрт-директор уличного фестиваля видеоарта «Пусто». Ее спектакли идут в театре «Практика», «Театр.doc», Центре драматургии и режиссуры, МХТ, в регионах и за рубежом

Каким театром я хочу заниматься? Он должен быть живой, неконсервативный, готовый к поиску. Cоциально значимый, гуманистический по сути, по своей цели, направленный, обращенный к человеку. Особенно важно — к конкретному человеку, а не человеку вообще
. Художественные идеи вытекают из цели. Цель — создать событие в жизни человека — зрителя, актера, всех участников процесса без исключения, включая монтировщиков и уборщиц.
 Я понимаю театр как социальный механизм. Механизм сообщения человеку тепла и смысла.

None

Юрий Квятковский

Актер, режиссер, создатель и арт-директор театра Le Cirque de Сharles la Tannes

По пути к идеальному театру необходимо создать сначала хороший театр. Хороший театр получается из группы единомышленников. Поиск такой боеспособной группы — процесс трудоемкий, иногда длится годами. Потом выходят спектакли — и сразу видно, что это хороший театр. Театр единомышленников. А теперь в эту группу впускаем чужака — уверенного в себе, со своими взглядами. Он все переворачивает, в группе происходит раскол, бурление. А уже в такой среде получится идеальный театр.

None

Ошибка в тексте
Отправить