перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Словарь современного искусства для чайников

Архив

Главная проблема с современным искусством не в том, что оно непонятно, а в том, что про него не принято говорить на человеческом языке: текст среднестатистического искусствоведа способен понять только среднестатистический искусствовед. «Афиша» решила разъяснить ключевые искусствоведческие термины так, чтобы эти термины стали понятны даже детям.

Двое учащихся средних классов — Матвей Осколков (12 лет) и Миша Сапрыкин (10 лет) — под присмотром Юрия Сапрыкина и Ольги Уткиной поговорили со знающими художниками и кураторами и составили первый в истории общедоступный словарь современного искусства с комментариями Никиты Алексеева, Сергея Браткова, Вадима Захарова, Юрия Никича и Александра Шабурова.

 Абстрактное искусство
«Поверхность, на которую нанесена краска, не являющаяся символом или изображением» (Захаров)

«Это когда художник рисует не людей и не деревья, а пятнышки, серенькие и зелененькие» (Шабуров)

«Когда мы ничего не видим в произведении искусства знакомого глазу, как бы каля-маля» (Братков)

Автоматизм
Искусство, в котором произведения создаются автоматически, как бы с выключенной головой.

«У художников руки до такой степени заучены, что они не могут произвести ничего, кроме прямых линий или правильных окружностей. И они придумывают себе ходы, чтобы не насиловать материалы, чтобы что-то рисовало само собой. Я, например, выключал свет и рисовал в темноте. Или в поезде, где все трясет» (Шабуров)

Актуальное искусство
Искусство, которое модно, интересно, современно сейчас.

«Мир современного искусства состоит из кураторов, критиков, художников, которые формируют понятие того, что актуально. Иногда они правы, иногда нет» (Алексеев)

«Актуальность связана с оценкой искусства: если бы вам в школе не ставили оценки, вы бы не могли понять, кто из вас актуален, а кто нет. Современное искусство — это как поверхность воды, а актуальное — это то, что выпрыгивает оттуда» (Захаров)

Акционизм
Искусство, которое заключается в действиях самого художника.

«Это некое действие в рамках некоего временного промежутка, где автор рассказывает — с помощью движений, пространства или других людей — что-то, о чем он хочет сообщить» (Захаров)

«Я беру чашку кофе — это акция. Чтобы акция стала искусством, нужно, чтобы это делал художник и чтобы ее признали искусством люди, являющиеся профессионалами в области искусства» (Алексеев)

Арте-повера
В переводе с итальянского — «бедное искусство». Направление, использовавшее случайные, найденные предметы: палки, кирпичи, куски ржавого железа.

«Была классическая работа Кунелиса: зритель приходит в галерею, а там стоят лошади, сено едят. Или у него же: мешки с углем, прикрепленные железнодорожными рельсами к стене. Какой в этом смысл? Художник берет вещи, в которых нет ничего красивого, которые везде валяются, — и говорит тем самым, что вы вот не обращаете на это внимания, а ведь это очень интересно. А красота — понятие относительное» (Захаров)

Ассамбляж
Произведение, сделанное из готовых предметов.

«Возьмем поднос, прикрепим к нему тарелку, чашку, вилку и нож, поместим в раму и повесим на стену — это будет ассамбляж» (Алексеев)

Биеннале
Выставка, проходящая раз в два года.

«Все биеннале проходят в каких-то глухих деревнях. Венеция — классический пример: это самое глухое место, ничего современного там нет. Все биеннале обладают двумя качествами: у них крайне невнятные темы, придуманные кураторами, и все художники приносят работы, никакого отношения к этим темам не имеющие» (Шабуров)

Видеоарт
«Это когда не умеющий пользоваться видеокамерой человек что-то скучно и медленно снимает и зрители якобы должны смотреть и восхищаться» (Шабуров)

Визуализация
«Показывание предмета или идеи, то, что мы предъявляем глазам зрителей» (Братков)

«Когда то, о чем ты мыслишь, превращается в образ» (Никич)

Гиперреализм
«Картины, которые еще больше похожи на фотографию, чем сама фотография» (Алексеев)

Дадаизм
«Движение художников начала XX века, цель которых — выбить зрителя из традиционных представлений о том, что такое искусство» (Захаров)

«Замечательные были ребята, издевались над всем, что происходит вокруг. Например, Марсель Дюшан выставил репродукцию Джоконды с пририсованными усами» (Алексеев)

Деконструкция
«Есть конструктор; начинаешь вынимать из него винтики — все разваливается на части — вот тебе и деконструкция» (Алексеев)

«Разрушение конструкции, при котором можно понять, из чего эта конструкция состояла. Например, мы берем картину Шишкина «Утро в сосновом бору». Это же нечестное произведение Шишкина, поскольку мишек нарисовал не он. И вот я делаю копию этой картины, но без мишек. Это деконструкция произведения — я тут хочу рассказать людям, что Шишкин не умел рисовать медведей и эта картина, по идее, выглядела по-другому» (Никич)

Дискурс
Разговор, рассуждение.

«Ход, линия, методика мысли» (Захаров)

«Люди решили, что это нечто большее, просто потому, что плохо учили языки» (Алексеев)

«Один мой приятель дал удачное определение: дискурс — это вербализованная парадигма» (Шабуров)

Живопись действия
Живопись, результат которой зависит от движений тела художника.

«Самый знаменитый художник — это Джексон Поллок. Он расстилал огромные холсты на полу, бегал вокруг с банками жидкой краски и плескал краску на холст» (Алексеев)

Инсталляция
«Помните, вы в детском садике играли в игрушки, то есть расставляли их определенным образом. Расстановка своих игрушечек — это и есть инсталляция» (Шабуров)

Институция
Организация, которая занимается искусством, обслуживает его или продает, — галерея, издательство, художественная школа и прочее.

Интерпретация
«Критики доказывают, что на самом деле автор не просто неуч и неумеха, это он просто так выражает свои мысли» (Шабуров)

Интертекстуальность
«Классический пример этому — Геннадий Хазанов. Помните, он изображал испорченный приемник, который переключался с одного канала на другой, и на одном идет режим Брежнева, на другом — сказка про Красную Шапочку, а на третьем — Николай Озеров комментирует футбольный матч» (Шабуров)

Кинетизм
Направление искусства, работающее с движущимися механизмами.

«Получаются предметы, которые крутятся, поднимаются и опускаются — при помощи моторчика или просто ветра» (Алексеев)

Китч
Нечто безвкусное, банальное, но вызывающее интерес.

«Филипп Киркоров, к примеру, омерзителен, но легче не расстраиваться по этому поводу, а найти способ посмеяться над ним» (Алексеев)

Концептуализм
Искусство, в котором идея того, что придумано, важнее того, как это сделано или нарисовано.

«Сегодня можно сказать, что любой художник, у которого есть цель сказать что-либо, является концептуальным. Для него важна идея — не столько воплощение, а сам факт того, что он это придумал» (Захаров)

Куратор
Человек, который придумывает выставку и отвечает за ее организацию.

«Многие кураторы даже начали толкать идею, что это они все значат, а художники никакой роли не играют. Есть куратор Мизиано, а художники Гутов и Осмоловский — лишь краски на его палитре» (Шабуров)

Ленд-арт
Направление, в котором художники работают с природой.

«Помимо того что художники рисовали картины, они ведь еще где-то жили, картошку сажали, пололи ее и окучивали. И в какой-то момент они подумали, как бы эти две области совместить. И начали заниматься художественно-сельскохозяйственными проектами. Надо им от речки до бахчи арык прорыть — они думают, сделаем из этого художество: не прямой он будет, а в виде спирали. Вот это и есть ленд-арт» (Шабуров)

Медиаарт
Искусство, которое работает со средствами передачи информации.

«Если ты на заборе напишешь «Лужков — идиот», это тоже медиаарт, потому что забор — это средство передачи информации» (Шабуров)

Месседж
То, что художник хотел сказать своей работой.

«Если ты пишешь на заборе «Лужков — идиот», то забор — это технология, а вот «Лужков — идиот» — это твое послание, то, что ты хотел сказать» (Шабуров)

Мимесис
Подражание реальности.

«По-гречески это значит всего-навсего «подобие». Как бабочки мимикрируют под цветок» (Алексеев)

Минимализм
Направление, в котором художники стараются делать как можно меньше.

«Одна из самых гениальных работ минимализма — это работа скульптора Карла Андре, 24 листа свинца метр на метр толщиной 10 см, выложенных рядами. Кажется, что это очень легко; на самом деле такие простые вещи делать гораздо сложнее, чем просто рисовать с натуры» (Алексеев)

Модернизм
Течение в искусстве начала XX века, главная мысль которого — искусство может изменить мир.

«Сейчас искусствоведы называют модернизмом все, что происходило до 30–40-х годов XX века, все, что позже, — это, грубо говоря, современное искусство» (Алексеев)

Музеефикация
Превращение предмета или произведения в музейную ценность.

«Когда Энди Уорхол рисует банку кока-колы, над ним все смеются и говорят, что он идиот. А потом нарисованная кока-кола оказывается в самых главных музеях мира» (Алексеев)

Нарратив
Повествование. Нарративное искусство — то, которое рассказывает какую-то историю: бурлаки тянут баржу или боярыню Морозову ссылают в Сибирь.

«Если нарисовать недопитую чашку чая — эта картина будет рассказывать, что был такой человек, он утром встал, выпил чаю, пошел на работу, там помер или, наоборот, с ним случилось что-то хорошее» (Алексеев)

Нет-арт
Искусство, которое делается в сети.

«Картина, которая сфотографирована и выложена в сеть, не является нет-артом. Нет-арт — это искусство, созданное в виртуальном пространстве» (Захаров)

Нонконформизм
Искусство, противостоящее установкам официальной власти.

«В зонах были так называемые воры в законе, у которых был свой тюремный кодекс чести — не контактировать с властью и тому подобное, и художники старшего поколения во многом такому же кодексу следовали» (Шабуров)

«Сейчас нонконформизм — это комната, куда сваливают все, что сопротивлялось системе» (Захаров)

Объект
Предмет, представленный как произведение искусства.

«Художники по вечерам собирались у себя в мастерских, кушали и выпивали. И в какой-то момент они подумали: а интересно пепельницу и бутылку на холст прилепить. Прилепили — получился ассамбляж. А объект — это выкинули холст, а пепельницу и бутылку оставили» (Шабуров)

Оп-арт
Искусство, которое играет с оптическими эффектами.

«Картины, которые дают ярко выраженное объемное изображение. Например, стоит решетка, и ты видишь, как один прутик отделяется от другого» (Братков)

Паблик-арт
Искусство для общественных пространств.

«Когда городские власти, допустим, заказывают художнику памятник или скульптуру в парке — это и есть паблик-арт» (Алексеев)

Парадигма
«Это то, что проходит красной нитью сквозь наши умы» (Шабуров)

«В той парадигме, в которой вы учитесь в школе, то есть в парадигме школьного бытия, есть насилие, оценки, домашние задания и прочее» (Никич)

Персонажный автор
Автор, скрывающийся в произведении под маской некоего персонажа.

«Вот у меня был персонаж — пастор. И я, скажем, в черной одежде священника толкался со здоровенным японским борцом сумо. Персонаж делал все, что он делал, как бы отдельно от меня. Я его придумал, но он — это не я» (Захаров)

Перформанс
Художественное представление, разыгрываемое по сценарию в присутствии зрителей.

«Перформанс — это когда учитель договаривается с учеником: давай я на уроке математики буду писать на доске, а ты подойдешь сзади и хлопнешь меня линейкой по голове, а я сделаю вид, что ничего не заметил. И для всех это будет шоком» (Захаров)

Поп-арт
Искусство, которое работает с самыми банальными повседневными образами — вроде логотипа «Кока-Колы» или фотографии Мэрилин Монро.

«Сейчас поп-арта не существует, потому что мы живем в среде тотального поп-арта» (Алексеев)

Постмодернизм
Искусство, в котором свободно смешиваются различные стили прошлых эпох. Еще недавно считалось определяющим для современного искусства.

«У меня друг жил в Челябинске, был писателем, литературным критиком. По его представлениям, в Москве все были увлечены постмодернизмом. Приезжает он в Москву и рассказывает: «У меня было ужасное потрясение. Оказывается, в Москве два постмодерниста — это я сам и мой друг Курицын, который из Свердловска родом. И никому, кроме нас, постмодернизм не нужен» (Шабуров)

Реди-мейд
Бытовой предмет, превращенный в произведение искусства.

«Это когда художники поняли, что можно взять пепельницу и никак ее художнически не украшать. Просто взяли и потащили на выставку» (Шабуров)

Репрезентация
«Вот, например, презентация нового автомобиля Ford заключается в том, что девушки скачут вокруг новой лакированной банки с колесами. Репрезентация автомобиля такова: если вы его купите, у вас появится офигенная вещь, которая не будет ломаться, жрать бензин и прочее. То есть это сущность машины, которая в презентации не видна. Презентация — поверхность события, а репрезентация — это его сущность» (Никич)

Симуляционизм
«Художники во многом обманщики. Либо они делают что-то, что никому не нужно и не интересно, а потом критики говорят: «Это вы ничего не видите, а на самом деле тут такое!» Либо они выдают за правду что-то другое, что значительно более правдиво, чем реальность. И симуляционизм — это когда художники создают такую иллюзию» (Шабуров)

Смерть автора
«Это когда искусство анонимно — не потому, что художник хотел скрыть авторство, а потому, что так получилось. Например, Марсель Дюшан принес на выставку писсуар, называлось это «Фонтан». Авторство Дюшана состояло в двух вещах: он принес писсуар и дал ему название. В тот момент, когда он назвал его «Фонтан», он включил авторство. Если же писсуар остается в туалете, но при этом называется произведением искусства, он теряет авторство» (Никич)

Соц-арт
Советское неофициальное искусство, обыгрывающее образы и лозунги официальной пропаганды.

«Художники в Советском Союзе поняли, что нельзя проходить мимо окружающих их лозунгов, что надо их полюбить и художественно переработать» (Шабуров)

Сюрреализм
Искусство, которое работает с образами подсознания.

«Вещи, которые выглядят как реальные, но на самом деле абсолютно невозможны, — например, часы, которые текут. Это попытка сказать людям, что вы, ребята, встаете по утрам, завтракаете, идете на работу, работаете, приходите домой, читаете книгу и ложитесь спать. И больше вроде бы ничего не делаете. А на самом деле у вас там о-го-го чего в голове творится» (Захаров)

Трансавангард
Искусство, которое пережило авангард, не будучи авангардным.

«Оно было традиционным, неавангардным, не столь востребованным, но в итоге выжило» (Никич)

Финисаж
«Пьянка на закрытии выставки. Чтобы завлечь людей, художники придумали устраивать пьянки не только в день открытия выставки — на вернисаж, но и в день закрытия выставки. Таким образом, выставку смотрят не 50 человек, а в два раза больше — 100» (Шабуров)

Художественный жест
Высказывание художника на определенную тему.

«Вот, например, художник Кулик голый в ошейнике изображал злую собаку. Так вот жестом было то, что он превратился в собаку. Не то, как он себя вел, кого кусал, а именно эта позиция: я - человек-собака!» (Никич)

Хеппенинг
Художественное представление, происходящее спонтанно, непродуманно, с участием зрителей.

«За рубежом ни перформанса, ни хеппенинга нет, а есть представление и происшествие. Хеппенинг — это просто случай, когда художники подстраивают какую-нибудь выходку» (Шабуров)

Эдишн
Тираж произведений искусства — офортов, гравюр и прочего.

«Чаще всего связано с понятием «лимитед» — то есть ограниченное количество экземпляров» (Никич)

«У меня один мой знакомый прохиндей купил альбом художника Брейгеля и придумал аферу: сделать офорты Брейгеля и продать их в областной музей. Я говорю: «Ну как ты не понимаешь — Брейгель, он весь давно переучтен и описан, никаких новых оттисков в природе возникнуть не может. Любой эксперт откроет каталог Брейгеля — и все-все известные оттиски там перечислены» (Шабуров)

Эстимейт
Предварительная оценка произведения на аукционе.

«Тут система такая: аукцион — это механизм поднятия цен на работу какого-то художника. Цена на работы поднимается довольно медленно, увеличивается она от участия в выставках, биеннале, но есть только один механизм поднять эту цену в десятки раз — аукцион. Если работу покупают по большей цене, нежели первоначальная, то эта новая цена закрепляется в художественном мире» (Шабуров)

Ошибка в тексте
Отправить