перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Венеция-2013 Фильм дня: «Украина не бордель» Китти Грин

На фестивале в Венеции вне конкурса показали фильм Китти Грин о движении Femen — остроумную анатомию украинского порнопротеста.

Архив

Китти Грин — австралийка украинского происхождения, стереотипная блондинка с камерой наперевес, которая с 2010 года, с некоторыми перерывами, была хроникером украинского движения Femen. Как и в случае с фильмом Андрея Грязева про группу «Война», участие в деятельности организации (в 2011-м Грин была задержана белорусским КГБ после акции в Минске) оказалось платой за возможность сделать свой собственный фильм — и апологией Femen его не назовешь.

Грин смонтировала отснятый материал в короткое (78 мин.) складное кино, которое начинается как «Отвязные каникулы», а заканчивается как роман Достоевского. Мы видим акции, мы видим раздетых девушек в венках, звонящих в колокола киевской Софии (некрасивых среди них почти нет — то ли не принимают, то ли сами не идут). Мы слышим аргументацию: Украина во всем мире ассоциируется с проституцией, на Украине мужчины не слушают женщин, воспринимают их как сексуальный объект, на Украине ничего не знают о феминизме — поэтому политический месседж должен быть сформулирован максимально кратко и написан краской на груди.

Довольно быстро становится понятно, что Femen — конкурентоспособный продукт цифровой экономики, шоу-бизнес XXI века, который обналичивается через пожертвования поклонников (поездку в Турцию спонсирует бизнесмен по имени «Джон» — владелец компании по производству нижнего белья) и продажи сувенирной продукции (майки, кружки). «Куда ты уйдешь из Femen? — со смехом говорит одна героиня другой. — Как ты заработаешь на кусок хлеба?»

Бла-бла-бла про феминизм в исполнении танцовщиц из ночного клуба, благодарных судьбе за то, что им не приходится заниматься проституцией, и обожающих Бейонсе — непрерывный комический фон фильма. Очевидно, что идеология тут — формальный фантик, формат своего шоу Femen нащупали чисто интуитивно; голая девушка в венке, звонящая в колокола Святой Софии, — это правда красиво.

Однако Грин удается с самого начала зародить в зрителе смутные сомнения, и ближе к финалу все становится на свои места: действиями активисток руководит мужчина, Виктор Святский, который напоминает не столько идеолога, сколько сутенера. «Ты патриарх в движении, которое борется против патриархата?» — спрашивает Грин, и политическое кино превращается в комедию абсурда. Девушки больше не говорят об эмансипации, они говорят о стокгольмском синдроме, который вынуждает их выполнять указание Святского.

У картины, однако, имеется хеппи-энд: прямо сейчас за стенкой, в зале пресс-конференций активистки Femen дают пресс-конференцию, на которой рассказывают, что освободились от влияния патриарха и теперь все будут делать сами.

И еще один вывод, который можно сделать, посмотрев эту картину: бордель или не бордель, но Украина — это не Россия, это теперь другая цивилизация, и Femen, как к ним ни относись, одни из тех, кто этот бесспорный факт подтверждают.

 

Ошибка в тексте
Отправить