перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Большой фестиваль мультфильмов Фламинго-геи, философский кролик, ретроспектива Гарри Бардина

Привычно необъятная, около 500 названий, программа Большого фестиваля мультфильмов включает в себя смотр всего лучшего, что сделано за последние и не только годы в мировой анимации. От полнометражных фестивальных хитов до экспериментов, пролетающих меньше чем за минуту.

Архив

Открытие и закрытие

Фильм открытия: «Эрнест и Селестина» 

Ernest et Celestine

Эрнест и Селестина

Похожий на клошара медведь (расстегнутое пальто, брюхо под полосатым свитером, небрежно обвисший шарф) обнаруживает заночевавшую в помойном ведре мышку (платьице, красное пальто-накидка), но попытка позавтракать находкой становится началом непростой, но прекрасной дружбы с побегами от полиции и поиском себя. Выясняется, что Эрнест — артистическая натура, чей дом заполнен музыкальными инструментами, а совсем юная Селестина бежит от уготованной ей родными заурядной доли зубоврачевателя. Сценарий для акварельной экранизации популярной французской книжки написал Даниэль Пеннак, автор саркастических детективов о Малоссене и пронзительных повестей о детстве «Собака Пес» и «Глаз волка».

«Художественный», 26 октября, 19.30

 

Фильм закрытия: «Морщинки»

Wrinkles (12+)

Морщинки

Когда болезнь Альцгеймера приводит Эмилио в дом престарелых, слабеющий рассудок не зря выуживает воспоминания о первых днях в школе: тут будут и новые знакомства, и забавы, и проблемы. Одноименный комикс Пако Роки экранизировал Игнасио Феррерас: его короткометражку «Как справиться со смертью» про способную дать отпор старушку показывали на прошлом фестивале. Так что режиссер с темой знаком хорошо и ему удалось не превратить историю про дружбу двух стариков в сентиментальную мелодраму, а нарисовать внимательный к деталям рассказ о том, как с достоинством встретить сложный жизненный этап. Дома «Морщинки» получили две премии испанской Академии искусств и кинематографии «Гойя»: как лучший мультфильм и за сценарий.

«Художественный», 6 ноября, 20.00

Полный метр

Магазинчик самоубийств

Помимо фильмов открытия и закрытия на фестивале покажут пять очень разных полнометражных картин. Авантюра с отправкой первого жирафа в Париж «Зарафа» (6+) может посвятить в часть франко-африканской истории XIX века и первоклассника. В музыкальном «Гадком утенке» (8+) Гарри Бардина (ему в этом году посвящена и отдельная программа) сказка про нетерпимость переплетается с музыкальными и сюжетными мотивами «Лебединого озера» Чайковского. История про подростковые авторитаризм и жестокость в школьной банде из южнокорейского «Короля свиней» (14+) отсылает к «Повелителю мух» Уилльяма Голдинга. «Магазинчик самоубийств» (18+), в котором депрессивные жители мрачного городка ищут дорогу на тот свет в обход местных законов, это анимационный дебют режиссера «Девушки на мосту» Патриса Леконта. А автор картины «Крулик» (18+) Анка Дамьян и вовсе рассказывает реальную историю румынского заключенного польской тюрьмы, который объявил голодовку и умер от истощения.

Премьеры

Я найду тебя

В первую часть мультфильмов, снятых за последний год, попали работы, адресованные взрослым. Авторы тасуют бумажных героев в истории про лесных духов Мадагаскара «Ицихитананцу» и шутят про тяжелые будни популярных монументов в давшем заголовок программе цифровом коллаже «Take a Rest!». В «Night Lights» («Ночные огни») сестры Марина и Татьяна Мошковы запускают световые линии и петли поверх фотоснимков ночного города. За политическую повестку отвечает «Красный луч» Андрея Бахурина из цикла «Бледный мальчик», лирический герой которого едва не стал участником скандальной акции с рисованием на мосту в Петербурге. Тот же автор выстраивает трагический любовный треугольник из рыжеволосой девушки, охотника и медведя в бессловесной истории про обещание «I Will Find You» («Я найду тебя»).

«Актовый зал», 28 октября, 19.30; «Ролан», 27 октября, 19.00; «Художественный», 3 ноября, 17.00 (18+)

 

Программа детских мультфильмов «Зеленые зубы»

Зеленые зубы

Вторая программа новинок составлена из мультфильмов, которые не страшно показывать детям. Охват тем — от разыгрываемых бумажными героями истории Белоруссии от сотворения мира в «Будем белорусами» и детских страшилок в «Зеленых зубах» до горячего джаза на холодных улицах Петербурга в «Хот-джаз». Разнообразие материалов — от чайных россыпей в мечтах индийского муравья «Чинти» до нитей и кружев в истории про времена года «Зима пришла» Василия Шлычкова, где шубу для лисы буквально вяжут из огненных красок осени. В ход идут даже заставки для iPhone: из картинок с достопримечательностями Алексей Будовский сверстал кругосветное путешествие «Sightings & Sightseeing» для инопланетянина.

«Ролан», 3 ноября, 17.00 (6+)

Победители

Четыре программы лауреатов престижных международных фестивалей и фаворитов критики.

«Узы сна»

Проект «Мозговая центрифуга»

Многие мультфильмы этой программы вторгаются в снятую на кино- или фотокамеру реальность. Победившие на американском фестивале независимого кино SXSW «Заметки по биологии» начинаются, как stop-motion про школьников, а затем перемещаются на страницы тетради скучающего обитателя последней парты и пускаются во все тяжкие. В «Проекте «Мозговая центрифуга» (призы в Аспене, Мюнстере, Барселоне и на ММКФ) документальные съемки совмещаются с 3D-анимацией, чтобы рассказать о том, как на сознание влияют все более безумные карусели. Пластический этюд с веревочными куклами «Память тела» вплетен в и без того артхаусную художественную съемку. На их фоне старомодно выглядят и 3D-мультфильмы «Дружбее» про то, как волк устроился на работу в овечий коллектив, или «La Detente» про грезы застывшего от ужаса солдата, и даже кукольный «О, Уилли» про возвращение войлочного толстяка в общину нудистов.

«Актовый зал», 27 октября, 22.00; «Пионер», 2 ноября, 21.00; «Ролан», 28 октября, 19.00

 

«Вжик»

Роман

Во второй программе лауреатов международных фестивалей также хватает экспериментов с формой. При помощи чучелоподобных кукол снят словацкий триллер «Последний автобус» про животных, которые с началом сезона охоты пытаются сбежать из леса на автобусе, но оказываются под обстрелом. Макросъемка, пикселяция и компьютерная графика использованы в мультфильме «Пропавшая», где корова зависает в луче света под инопланетной тарелкой. Медведь-пироманиак стал героем неведомо как сделанной черно-белой фантазии «Мокси», похожей на фильмы канадца Гая Мэддина. Старомодной красотой рисунка отличаются импрессионистский «Роман», частично нарисованный на пленке, и навеянная Генри Торо «Жизнь в дикой природе», а помещающий двухмерных героев в 3D-среду «Дриппинг» посвящен Джексону Поллоку.

«Актовый зал», 1 ноября, 21.00; «Пионер», 4 ноября, 21.00; «Ролан», 3 ноября, 19.00 (16+)

 

«Гордость фламинго»

Великий кролик

Эта программа, как и значительная часть других, адресована взрослым, но про ее заглавный мультфильм все равно лучше не рассказывать казакам Петербурга, Москвы и Заполярья. Дело в том, что главный герой «Гордости фламинго» переживает необычный кризис самоидентичности — он единственная гетеросексуальная особь в стае гомосексуальных птиц. О тяжкой доле иммигрантов из России шутит в «Наташе» российский бельгиец Роман Клочков. Времена «культурной революции» в Китае вспоминают авторы «Талона на зерновые» Си Чэнем и Сюй Анем. Есть также фильм про формирование культов — по-японски сдержанный, философичный и впечатляющий «Великий кролик» (спецприз жюри на Берлинале). Не столько социальное, сколько пластическое исследует француз Борис Лаббе в «Толпе», которая собрана из 285 закольцованных акварельных рисунков.

«Актовый зал», 1 ноября, 21.00; «Ролан», 3 ноября, 19.00 (16+)

 

«Секонд-хенд»

Трамвай

Главным фильмом этой подборки можно, пожалуй, назвать «Трамвай» Михаэлы Павлатовой: история про сексуальные фантазии вагоновожатой получила Гран-при фестиваля в Аннеси, а на Большом фестивале мультфильмов франко-чешской художнице будет посвящена специальная программа. Еще одной женской фантазии посвящен 3D-фильм «Розетта», героиня которого заходит в лавку и тут же придумывает себе счастливую жизнь с мясником. Также здесь покажут «Треугольную историю» с танцами ладонеголовых марианеток, поэтические «Струны Майбриджа» японского визионера Кодзи Ямамуры и сложносочиненное, удивительно сделанное «Создание длинной птицы», в котором молодой британец Уилл Андерсон «реконструирует» и продолжает якобы сгоревшую работу вымышленного русского аниматора начала XX века Владислава Александровича Фелтова.

«Актовый зал», 3 ноября, 21.00; «Пионер», 5 ноября, 21.00 (16+)

Студии

Кот Саймона

Британская студия известна прежде всего сериалом «Кот Саймона»: хроники жизни одного из художников студии Саймона Тофилда и нарисованного им кота для Tandem Films — что приключения Уоллеса и Громита для Aardman. Также покажут принесшую студии «Оскара» зарисовку про борьбу персонажа с творцом: в «Манипуляции» 1991 года Дэниел Гривс сделал одним из героев собственную руку, пытающуюся стереть сопротивляющееся нарисованное существо. «Без разговоров» — его же издевка над семейством, которое общается за ужином, обмениваясь сообщениями в интернете и эсэмэсками. «Остров.txt» — экспериментальное повествование о разрушительной попытке построить потребительский рай, реализованное с помощью пластиковых типографских знаков из купленного в магазине набора. А в «Обычном подозреваемом» молодой режиссер Ерун Ясперт успевает рассказать детективную историю за 23 секунды.

«Ролан», 27 октября, 17.00

 

«Эдмонд был осликом» — программа студии Play 3D

Эдмонд был осликом

Эта французская студия, существующая всего семь лет, была основана регулярно бегущими от диктата продюсеров художниками и специализируется на 3D-мультфильмах. Специализируется небезуспешно: в этом году их короткометражка «Эдмонд был осликом» на тему «ослик был сегодня зол — он узнал, что он осел», но про клерка и семьянина получила спецприз в Аннеси, попала в финал премии Cartoon d’Or и претендует на «Оскара». Кроме поучительной истории покажут «Мистера Кока» про оружейного магната, который опрометчиво захотел заменить служащих на роботов, печальную историю тоскующей по лучшей доле домохозяйки «Женщина-скелет», «Палмипедариум» про юного охотника и уток и «Картофельную любовь» про любовь, нос картошкой и собственно картошку.

«Актовый зал», 28 октября, 13.30; «Ролан», 30 октября, 17.00

Имена

Брэк

Ретроспектива одного из самых известных российских аниматоров будет состоять аж из четырех программ. В первой запоет Водяной из «Летучего корабля». Во второй пойдут эксперименты с материалами: пожароопасные спички в «Конфликте», пластилиновые боксеры в «Брэке», проволочные люди в «Выкрутасах», бумажные птицы в «Адажио». Третью программу образуют три части истории про боксерскую грушу по имени Чуча, а четвертая — это полнометражный «Гадкий утенок».

«Актовый зал», 3 ноября, 13.30; «Художественный», 27 октября, 17.00; «Актовый зал», 27 октября, 15.00; «Художественный», 29 октября, 19.00; «Художественный», 5 ноября, 15.00

 

 Гил Алкабец

Таймкод Да Винчи

Многие из тех, кто и не слышал имя этого немецкого аниматора, все равно знакомы с его творчеством: это он заставлял метаться рыжеволосую девушку в анимационных вставках фильма Тома Тыквера «Беги, Лола, беги». В ретроспективу Гила Алкабеца, который стал одним из гостей фестиваля в этом году, включили самые известные его короткометражки, снятые за два десятка лет. От трехминутного студенческого этюда «Bitzbutz» про борьбу черного с белым за экранное пространство до длящегося те же три минуты этюда 2009 года «Таймкод Да Винчи — Ожившая картина», в котором неожиданным образом освобождается динамика жестов и деталей знаменитой фрески «Тайная вечеря». Алкабец постоянно экспериментирует с формой, поэтому каждая его работа хотя бы визуально отличается от других. Например, «Путешествие в Китай» — это коллаж, а «Умереть от любви» (пожалуй, самое известное произведение автора) — игра рисунка и звуков, в которой два попугая воссоздают историю своей встречи с хозяином.

«Пионер», 5 ноября, 19.00

 

Изабель Фаве

Чужой чемодан

Еще одна гостья фестиваля — швейцарский аниматор Изабель Фаве — сохраняет ироничную интонацию, меняя рисунок от мультфильма к мультфильму. В ранних «Кино» и «Жажде жизни» истории зрителей в зале и голодных овечек рассказывались парой штрихов. Элегия «Проиграть заново» про цикличность жизни была неброско раскрашена, но играла тенями. Семейный триллер «На трапеции» про пару птиц, свивших гнездо на проводах, компенсировал полноцветность простотой. Рассказ об охоте за богатством «Чужой чемодан», который уже приезжал в Москву, похож на забавные журнальные иллюстрации.

«Художественный», 4 ноября, 17.00

 

Михаэла Павлатова

Долго и счастливо

Ретроспектива одной из гостий фестиваля начнется с короткого фильма «Слова, слова, слова», который принес ей в 1991 году «Оскара» и известность. В нем Павлатова визуализирует пространство и формы речевой коммуникации: изо ртов раскланивающихся господ прорастают смыкающиеся в рукопожатии руки, меж губ влюбленных прорастает красивый орнамент, но значительная часть произносимого уродлива или жестока. Ссылаясь на бедность воображения, режиссер из Чехии годами исследует отношения между полами. В «Долго и счастливо» выясняет, что следует за финальной для романтических лент фразой «...и жили они долго и счастливо» — несложно догадаться, что мало хорошего. В «Лайле» залезает в полную девичьих сомнений голову героини. Про сексуальные фантазии вагоновожатой из свежего фестивального хита «Трамвай» в этом гиде уже говорилось.

«Ролан», 5 ноября, 15.00

Специальные программы

Такой прекрасный день

Независимый американский аниматор Дон Херцфельдт прославился нарисованными в технике «палка, палка, огуречик...» короткими и полными насилия мультфильмами «О, любовь!» и «Жанры». Первый рассказывал о разных моделях взаимоотношений мужчин с женщинами: каждый поход оборачивался кровавым убийством парня, пока герой не догадывался, что же противоположному полу нужно. Во втором кролик становился жертвой жестоких жанровых экспериментов в диапазоне от романтической мелодрамы до «претенциозного студенческого кино», а в какой-то момент даже оказывался во главе стола на «Тайной вечере» Леонардо да Винчи — эти зарисовки должны хорошо помнить зрители MTV середины 1990-х. Финалом студенческого периода стал «Воздушный шар Билли» — история массовой расправы шариков над маленькими детьми. Далее Херцфельдт продолжал в том же духе, пока в 2005-м не появился 12-минутный эпический «Смысл жизни», за которым последовала несколько усложненная визуально картина «Все будет хорошо», которая стала впоследствии первой частью трилогии. Вторая называется «Я так горжусь тобой». Премьера заключительной («Такой прекрасный день») состоялась в этом году на «Сандэнсе». На Большом фестивале мультфильмов покажут смонтированную из всех трех 60-минутную ленту.

«Актовый зал», 5 ноября, 19.30

«На краю земли» — программа фестиваля «Таруса» 

На краю земли

В 1999-м на Открытом российском фестивале анимационного кино в Тарусе победила история про неуверенно стоящий на самом пике горы домик пограничника — петербуржец Константин Бронзит сделал «На краю земли» уже во Франции и собрал по миру полсотни призов. В числе лауреатов Тарусского фестиваля тогда оказались рисованный клип «Чудовище» Алексея Антонова на одноименную песню группы «Аукцыон», пластилиновые рекламные ролики «Телефонная птичка» Дмитрия Высоцкого и Андрея Сикорского, социальный ролик «Нужда» Васико Бедошвили из цикла Фонда правовых реформ и минималистичный «Grand jeter» («Большой прыжок») Александра Ильяша про неожиданное движение вверх.

«Актовый зал», 1 ноября, 19.30; «Художественный», 28 октября, 17.00

Ошибка в тексте
Отправить