перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Списки Эрзац-Холден Колфилд, недочитываемые книги, первые итоги 2012-го

Ноябрь, год потихоньку подходит к концу — и все, кто понял за это время о книжках хоть что-нибудь, принимаются составлять списки.

Архив

Вот и первые книжные итоги-2012 — десять главных книг, изданных в этом году, — в Publishers Weekly. Не слишком-то утешительно: букеровский роман Хилари Мантел, нон-фикшн об ужасах советской оккупации Восточной Европы (писали б уж лучше про то, что в это время творили англичане в Кении и чуть позже — американцы во Вьетнаме) и история о темных сторонах Токио, где иногда исчезают британские женщины.

Купили «Радугу тяготения» и все никак не можете расправиться с ней? Не вы один; «Гардиан» составила список «10 книг, которые сложнее всего дочитать до конца». Помимо пинчоновского дорстоппера («шедевр… черная комедия… сложное переплетение заговоров и контрзаговоров… параноидальная атмосфера эпохи… сатирические выпады против тех, кто угрожает личной свободе…»), там, предсказуемо, фигурируют «Поминки по Финнегану», «Человек без свойств», «Этика» Спинозы, «Капитал» Маркса, ну и — для оживления — «Безутешные» Кадзуо Исигуро и — явно под впечатлением от шорт-листа последнего «Букера» — «Зонтик» Уилла Селфа.

Еще один список — возникший в связи с эпидемией электронного самиздата: «17 вещей, которые сами себя издающие писатели должны знать о книжном дизайне». На услуги книжного дизайнера такие авторы обычно не тратятся — ну пусть хоть знают, на что обращать внимание (на типографику прежде всего, плюс надо понимать, какие у читателей — у которых сложились какие-то привычки — ожидания по поводу того, как должна выглядеть — и читаться — ваша книга).

Вот любопытный список — 10 романов, которые должны заменить «Над пропастью во ржи» в качестве идеального романа для подростков. Поводом для составления реестра стала статья в Slate, автор которой заламывал руки из-за того, что «Над пропастью во ржи» перестал быть лучшей в мире книжкой для крутых старшеклассников. «Над пропастью во ржи» теперь — книжка для крутых школьных учителей». Причиной этого прискорбного события называется фактическое вхождение сэлинджеровского романа в школьную программу — ну а как, спрашивается, можно чувствовать себя неформалом и поклонником всего андеграундного, если учителя теперь заставляют тебя его читать. «Идеальная книжка для подростков — это некое тайное — и несущее в себе колоссальную энергию — послание, что-то такое, что распространяется по секрету от взрослых, да если даже и не по секрету — то им все равно не понять, о чем там речь». «Это книжка, на полях которой ты делаешь пометки — из тех, что двадцать лет спустя будут вгонять тебя самого в краску. Такая книжка должна обращаться к тебе и только к тебе — даже если все остальные ученики твоего класса пишут сочинение на ту же тему». Далее следует непосредственно сам список — в котором, среди прочего, имеются «Вернон Господи Литтл» Ди Би Си Пьера, «Черный лебедь зеленый» Дэвида Митчелла и «Черная дыра» Чарлза Бернса — графический роман о сиэтлских старшеклассниках, которые один за другим заражаются — половым путем — неким странным вирусом, после чего претерпевают нечто вроде мутации — у кого-то вырастает хвост, у кого-то — лишний рот на шее, с кого-то начинает соскальзывать кожа; да уж, идеальная замена всем этим переживаниям по поводу судьбы лебедей в Централ-парке.

Ошибка в тексте
Отправить