перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Фестиваль актуального научного кино «360°» Изобретатель ЛСД, говорящий шимпанзе, чувственная математика, Стив Джобс и другие фильмы

Сегодня сразу на нескольких площадках стартует Фестиваль актуального научного кино «360°», где покажут фильмы про таяние ледников, про угрозу прогресса для человечества и даже про заговор производителей лампочек. «Афиша» выбирает пять самых интересных.

Архив

«Проект «Ним» («Project Nim»)

Новый фильм Джеймса Марша, автора оскароносного «Человека на проволоке», рассказывает о жизни замечательного шимпанзе Нима Чимпски (1973–2000). В возрасте пары недель примат был помещен в человеческую «семью» и назван в честь известного философа и лингвиста Ноама Хомского, который утверждал, что овладеть языком способен только человек. Ним должен был выучить амслен (американский язык жестов) и опровергнуть это утверждение. Первой приемной матерью профессор Герберт Террас, руководитель эксперимента, назначил свою студентку Стефани ЛаФарж. Поскольку дело происходило в 1970-е, то с научной строгостью дела обстояли не слишком хорошо, зато в порядке вещей оказались грудное вскармливание шимпанзе и употребление Нимом марихуаны. Он делал все, что делало его окружение, был любимцем сменявшихся протеже Терраса и освоил порядка 150 жестов, но по мере взросления становились все опаснее проявления животного начала.

Картина, в которой Марш склеивает архивные кадры, инсценировки событий прошлого и интервью с участниками событий, не исследует причины неудачи. И не отвечает на вопрос, могут ли шимпанзе говорить жестами, подобно человеку, или просто учатся использовать их, как дрессированные животные. Это история про то, как воодушевленные люди беспечно вовлекли в свою долгую и не слишком хорошо продуманную затею существо, не догадываясь, как это повлияет на их жизнь, а тем более — на жизнь Нима.

«Фитиль», пт 12 октября, 20.00; «Художественный», сб 13 октября, 15.30

 

«Чувственная математика» («Colors of Math»)

Выпускница мехмата МГУ Екатерина Еременко сняла фильм о том, как абстрактная, выраженная в формулах и числах математика обрастает чувственным миром. Занимающиеся необычными научными проблемами герои фильма выдувают сложносочиненные мыльные пузыри, играют с кубиками сахара, рассыпают по столу шарики, рассказывают про то, как пчелы решают уравнения, и пытаются найти математическое выражение пространству, цвету, вкусу, запаху, звуку, тактильным ощущениям. Благодаря камере оператора Павла Костомарова все эти попытки обретают эффектное визуальное воплощение — снято так, что даже на мыльный пузырь можно с интересом смотреть, не понимая ничего из того, что про него говорят. Особенно на мыльный пузырь.

МФТИ, вт 16 октября, 20.00; Политехнический музей, вс 14 октября, 18.00; вт 16 октября, 21.00

 

«Вещество» («The Substance: Albert Hofmann's LSD»)

В 1943 году швейцарский химик Альберт Хофман повторно синтезировал диэтиламид d-лизергиновой кислоты и случайно обнаружил эффект, который оказывает это вещество на человеческое сознание. Поездка профессора домой на велосипеде под действием ЛСД открыла новую страницу в истории взаимоотношений человека с психоделиками. Швейцарский же режиссер Мартин Виц обстоятельно поговорил с Хофманом в 2008 году и рассказал документальную историю про то, как менялись роль и восприятие полученного вещества в мире: попытки лечения шизофрении, расширение сознания на волне 1960-х, выявление угроз для человеческого мозга, запрет и борьба с употреблением, борьба с запретом. Хофман, кстати, не оставался в стороне — он активно изучал галлюциногены, колесил по Мексике, синтезировал псилоцибин и осуждал демонизацию своего открытия.

Культурный центр НИУ ВШЭ, вт 16 октября, 19.00; Мультимедиа-арт-музей, вс 14 октября, 20.30; Политехнический музей, сб 13 октября, 18.00; вт 16 октября, 21.30; РГГУ, вт 16 октября, 17.00

 

«Бок о бок» («Side by Side»)

Кеану Ривз выступил в роли продюсера и рассказчика в документальном фильме, герои которого — преимущественно режиссеры, но также операторы, монтажеры и несколько актеров, — рассуждают о будущем кинематографа и новых технологиях: 3D во всем его многообразии, новые камеры Arriflex, Red, Canon, дигитализация всего и вся. Нео, конечно, идеальный проводник в мир цифрового будущего, но в агитку картина не превращается. И если в 1982 году гости «Комнаты 666» Вима Вендерса высказывались по поводу возможной смерти кино, то в новой ситуации о смерти речь даже не заходит, но по поводу качества жизни сомнения все же имеются.

С одной стороны, новые возможности прославляют Стивен Содерберг и Мартин Скорсезе, чей «Хранитель времени» представляется идеальной иллюстрацией того, как с самого начала кино было движением вперед и технологическим поиском. С другой — любимец критиков и зрителей Кристофер Нолан объясняет, что «Темный рыцарь» во всей его мрачной красе возможен только на пленке. Не хватает разве что голоса независимых кинематографистов малобюджетного кино — все-таки на их мир цифровые технологии оказывают не меньшее воздействие.

Мультимедиа-арт-музей, сб 13 октября, 20.30; Политехнический музей, пт 12 октября, 19.00; РГГУ, ср 17 октября, 17.00; «Фитиль», вт 16 октября, 20.00; «Художественный», вс 14 октября, 17.30

 

«Стив Джобс. Потерянное интервью» («Steve Jobs: The Lost Interview»)

Стив Джобс: потерянное интервью

В 1995 году десять лет как уволенный из родного детища Apple Стив Джобс возглавлял созданную им компанию NeXT и стал одним из героев фильма Роберта Икс Крингли «Триумф нердов». В тот фильм вошли небольшие фрагменты интервью, а остальной разговор считался утерянным до этого года. Впрочем, Крингли — тот еще жук, и версия, согласно которой кассета случайно нашлась в лондонском гараже режиссера вскоре после смерти Джобса, больше похожа на рекламный трюк. Но как бы там ни было, в результате появилась возможность посмотреть и послушать, как один из самых влиятельных и харизматичных людей в истории технологий рассуждает о будущем на пороге триумфального возвращения в Apple. «Главной проблемой Microsoft всегда была чудовищная безвкусица, тут уж сам Бог велел спасать Apple!» — с таким оратором час разговоров о чем угодно дорогого стоит.

Культурный центр НИУ ВШЭ, пн 15 октября, 19.00; Политехнический музей, чт 11 октября, 19.00; «Факел», пт 12 октября, 17.00, «Художественный», вс 14 октября, 15.30

Ошибка в тексте
Отправить