перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Зима близко Почему все смотрят «Игру престолов»

Первый эпизод третьего сезона «Игры престолов», который стартовал 31 марта на канале HBO, посмотрело 4,4 млн человек — побиты прежние рекорды по количеству зрителей. Георгий Ковалев разбирается, почему Джорджу Р.Р.Мартину и авторам сериала удалось то, что раньше удавалось только Толкиену.

Архив


Дэвиду Бениоффу, Дэниэлу Уэйссу и Джорджу Р.Р. Мартину удалось то, что в последний раз удавалось другому Р.Р., — подсадить взрослых людей на историю про драконов и борьбу за власть в вымышленном мире.

«Игра престолов» — в каждом торрент-клиенте: второй сезон нелегально скачивали чаще, чем любой другой сериал (по некоторым данным, 25 миллионов раз — и это без учета просмотров «ВКонтакте»), первая серия третьего сезона уже обновила пиратские рекорды. По-настоящему впечатляют даже не цифры, а невиданные для фэнтези, в котором нет хоббитов, экспансия в поп-культуру, хайп, зона покрытия (вот он, тот самый «жеребец, что покроет мир») и совершенно неожиданные камин-ауты.

Это когда Тина Канделаки в твиттере сравнивает себя с Дейенерис Таргариен, а Михаил Задорнов восхищается Тирионом Ланнистером. Когда футбольный комментатор Василий Уткин твитит «Кубок Таргариена. Плей-офф». Когда одна из главных рок-групп мира The National выходит из спячки ради того, чтобы записать песню «Рейны из Кастамере» (неофициальный гимн дома Ланнистеров) в нишевом, мягко говоря, жанре фэнтези-фолк.

И не потому ли в этом году так тяжело наступает весна, что миллионы людей упорно выкликают зиму вслед за Старками?

Книги «Песни льда и пламени» и до экранизации были переведены на 40 языков и, в общем, оправдывали существование эпического фэнтези, но из гетто их вывел именно сериал — без него трудно представить и первое место в списке лучших книг 2011-го для «Танца с драконами» по версии журнала Time, и в особенности то, что приличным людям теперь достает смелости, чтобы взять в руки книжки с названиями «Битва королей» и «Буря мечей» с рыцарями и замками на обложках.

 

 

«И не потому ли в этом году так тяжело наступает весна, что миллионы людей упорно выкликают зиму вслед за Старками?»

 

 


Теперь на такого человека уже не посмотрят косо в метро — сериал легитимизировал даже луковых рыцарей и вернул моду на фэнтези впервые со времен «Властелина колец» (а еще на карликов — впервые со времен «Твин-Пикса»).

Как же так получилось?

«Игру престолов» часто называют «фэнтези для тех, кто не любит фэнтези»; парадокс в том, что Мартин — плоть от плоти жанра: начинал с самодельных фэнзинов, всю жизнь ездил на конвенты, творил сугубо imaginative fiction или weird stuff (так сам Мартин называет хоррор, сай-фай и фэнтези, не делая между ними принципиальных различий).

«Фэнтези имеет вкус хабанеры и меда, корицы и гвоздики, превосходного красного мяса и вина, сладкого, словно лето. Реальность — это бобы и тофу, а в конечном итоге — прах. Фэнтези летает с помощью крыльев Икара, а реальность воспользуется Юго-Западными авиалиниями», — вот мотто всего творчества Мартина, сформулированное им в предисловии к ретроспективе своих рассказов. Там же он объясняет, зачем люди вообще читают и смотрят фэнтези: «Чтобы вернуть утраченные краски, ощутить вкус пряностей и услышать песни сирен. <…> Фэнтези обращается к спрятанному глубоко в нас ребенку, который мечтает, что будет охотиться в лесах ночи, пировать у подножия гор и найдет любовь, которая будет длиться вечно где-то к югу от Оз и северу от Шангри-Ла».

Крылья Икара, которые предлагает «Игра престолов», впрочем, вполне комфортны. Мартин дружелюбен, словно опытный дилер. Он превращает в фэнтези-джанки походя, не нарочно, не заставляя продираться сквозь эльфов и файерболы (как у его предшественников) и со словарем вникать в изощренную мифологию (как у его современников), — и когда на последних кадрах первого сезона впервые появляются драконы, соскочить уже невозможно.

 

 

К тому же сюжет с возвращением магии в сугубо средневековый мир Семи королевств и всеобщая предзимняя взвинченность его жителей совпали по настроению с апокалиптическим трендом в кино и медиа. Рационализм превратился в удел зануд, и стало куда веселее нырнуть в фантазии о чем-то большем, грядущем и по возможности страшном — хотя бы о многолетней лютой зиме.

Мир «Игры престолов» живет с  ощущением «что-то будет», и это не только свежо на фоне бессобытийных хитов вроде «Mad Men», но и, кажется, больше соответствует аналогичному ощущению «сдвинутости мира» (термин из другого важного фэнтези — «Темной Башни» Кинга), которое в онлайн-режиме испытывают и зрители сериала; по крайней мере в России.

Помогает восприятию сериала и глубокая укорененность в реальной истории, так что его коллизии и география смутно знакомы и не требуют подробной расшифровки. Там, где какой-нибудь Р.Скотт Бэккер (едва ли не главный эпигон Мартина) воздвигает чудовищную космологию и срезается на мелочах (вроде того, что летоисчисление «от года Бивня» звучит слишком комично), Мартин перелицовывает базовый курс всемирной истории и находит золотое сечение между вымыслом и реальностью; а уж его галерея Великих домов с их геральдикой согревает сердце каждому, кто в школе с азартом учил наизусть флаги, страны и столицы.

Еще важнее, что «Игра престолов» имеет принципиально иную, более современную динамику, чем, скажем, «Колесо времени» (в 1990-е — не менее популярный фэнтези-цикл) с его невозможными длиннотами. Книги «Песни льда и пламени» по факту были сериалом и до экранизации: они легко разбираются на главы и могли бы выпускаться по частям, как романы Диккенса; опытный телесценарист Мартин и первые книги прострочил вау-триггерами (начиная с инцеста в первой же серии), а к пятому тому вообще перестал доверять способности читателя надолго сосредоточиться и стал штамповать клиффхэнгеры в конце каждой главы (а их, на минуточку, более семидесяти).

 

 

«Опытный телесценарист Мартин уже первые книги прострочил вау-триггерами — начиная с инцеста в первой же серии»

 

 

Но главная новация «Игры престолов» — в области идеологии: до Мартина основополагающим для фэнтези оставался толкиеновский канон, в котором, как ни крути, всегда были квест и точка «mission complete», после которой можно с чистой совестью уплыть на Запад; это всегда был конфликт земного и сверхъестественного, судьбу которого решали артефакты и пророчества, но уж никак не толстовская сумма человеческих произволов, — а если человеческий поступок и мог что-то изменить, то непременно великий подвиг, а не бытовая подлость вроде той, что совершает Джейме Ланнистер в первой серии первого сезона.

Мартин сумел переизобрести канон, «очеловечить» его, вернув свободной воле индивида определяющую силу — попросту говоря, впервые сообщив эпическому фэнтези настоящий, взрослый психологизм. В престолы играют люди: сильные, слабые, коварные, честные, ни к чему не подготовленные; они много едят и занимаются сексом, они могут быть женщинами (что, кстати, тоже важный аспект популярности сериала — Мартин первым в фэнтези вывел столько различных женских персонажей), они легко расстаются с жизнью, сражаясь друг с другом и с собой.

«Проблемы борьбы человеческого сердца с самим собой — лишь они порождают настоящую литературу, только о них и стоит писать», — еще одна любимая цитата Мартина, взятая из нобелевской речи Уилльяма Фолкнера. И Мартин добавляет, подразумевая атрибуты фэнтези: «Остальное — меблировка».

Ошибка в тексте
Отправить