перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Картинки с выставки Александр Колдер в Пушкинском: экскурсия внука художника по экспозиции

В ГМИИ им. Пушкина открылась ретроспектива Александра Колдера, великого американского скульптора-авангардиста, известного своими мобилями и стабилями. «Афиша» попросила Александра С.Ровера — куратора выставки и внука художника — рассказать о самых интересных ее экспонатах.

Искусство

«Арена цирка» (1929)

Фотография: Алиса Бекетова

«Первое большое открытие Колдера — это скульптуры из проволоки. Он понял, что можно изобразить объем не с помощью глины, а просто нарисовать линию в воздухе. Многие думают, что на Колдера повлиял футуризм и конструктивизм, но на самом деле его творчество укоренено в американской традиции. Использование проволоки — это прием, который он позаимствовал у своего отца и деда, которые тоже были скульпторами и использовали ее, чтобы поддерживать определенные части работ.

Первые работы из проволоки были очень детальными и, кроме того, двигались, если до них дотронуться. Сейчас мы не позволяем зрителям этого делать, так что они не могут увидеть задумку Колдера в действии. Это изображение цирка — художник выбрал такой сюжет, потому что ему казалось, что это воплощение действия. Мы видим, как энергия зарождается в ноге одной из фигур, это показано с помощью толстой проволоки, — и эту же энергию, созданную с помощью прутьев или проволоки, мы видим в мобилях Колдера. Он был не первым, кто хотел изобразить время и действие в своем произведении, — то же сделал Дюшан, нарисовав «Обнаженную, спускающуюся по лестнице», но Колдер создал действительно движущуюся скульптуру».

«Геракл со львом» (1928)

Фотография: Алиса Бекетова

«Бронзовая скульптура — это очень понятно, а вот портрет кого-то из проволоки в 1920-х годах считался чем-то, что разрушает жанр. Художники и арт-критики были в ярости и говорили, что это не скульптура, так что Колдер называл свои работы объектами. В 1928 году он сделал несколько работ, взяв за основу классические сюжеты. Одна из таких работ — «Геракл со львом». Мне кажется, что Колдер выбрал эти темы, чтобы люди лучше поняли, что он пытается сделать. Я люблю эту скульптуру, потому что она подвешивается к потолку и вращается, так что она как бы предшественница мобилей, но до того, как они стали абстрактными».

Без названия (1930)

Фотография: Алиса Бекетова

«В 1930 году Мондриан пришел в студию к Колдеру, чтобы посмотреть представление, которое он устраивал со своим проволочным цирком, — это запечатлено в фильме, снятом в 1961 году, который тоже включен в экспозицию. В нем не совсем понятна суть этого домашнего театра: старый мужчина с маленькими фигурками что-то показывает детям. Однако нужно понимать, что когда Колдер создал свой «цирк» в 1920-х годах, это было высокое искусство, а не театр для детей. Его театр проволочных фигурок был необычным явлением в Париже в то время, потому что тогда еще не существовало слова «перфоманс».

После представления Мондриан позвал Колдера к себе в студию. Это было необычное пространство: в ней было пять стен, и все было тщательно продумано, расположение всех вещей, включая трубку и пепельницу, имело значение. Колдер был поражен тем, что вся комната может быть единой средой. Мондриан не сказал, что студия — это произведение искусства, но его гость это почувствовал. И на одной из стен висели цветные многоугольники, которые можно было менять местами, чтобы создавать композиции. Колдер сказал Мондриану, что было бы здорово, если они могли колебаться, — он воплотил эту идею позже в своих мобилях. После этого визита Колдер нарисовал 19 абстрактных картин за две недели. Он попробовал много идей, и все было нарисовано очень быстро, иногда поверх уже существующих работ. Я не понимаю, что именно эти произведения значили для Колдера, потому что он оставил живопись после этих двух недель, но ясно, что встреча с Мондрианом подтолкнула его к созданию первых абстрактных мобилей».

«Красный, белый, черный и медь» (1934)

Фотография: Алиса Бекетова

«Это скульптура 1934 года, и мы можем видеть связь между ней и картинами, вдохновленными Мондрианом. В 1933 году Колдер купил дом в Коннектикуте, через дорогу находилось поле, так что художник решил сделать несколько скульптур для открытого воздуха. Ножки этой работы удобно втыкать в землю, чтобы конструкция прочно стояла, а динамичные элементы активно двигаются, потому что они очень легкие. Также интересно, что с помощью этой работы Колдер пытался изобразить музыку, — это объединяет его с Кандинским.

Многие думают, что мой дедушка был инженером, который стал художником, но это не так. Колдер был художником, которого запугали родители, и он попытался стать инженером, но потом вернулся к искусству. Эта скульптура появилась бы, даже если бы он не получил инженерное образование».

«Осина» (1948)

Фотография: Алиса Бекетова

«Эта скульптура тоже связана с музыкой. Если дотрагиваешься до нее, то ее можно заставить двигаться двумя разными способами. Колдер очень повлиял на американских композиторов (например — на Джона Кейджа) и некоторых европейцев, и, кроме того, в Париже он дружил с композитором Эдгаром Варезом. Скульптура представляет собой систему, в рамках которой есть несколько возможностей. Композиторы тоже придумывали такие системы: ты пишешь музыкальное произведение, но каждое его исполнение отличается от другого, и так задумано с самого начала».

«Черный мобиль с отверстиями» (1954)

Фотография: Алиса Бекетова

«Каждая половинка этой скульптуры напоминает нотную строку. Колдер снова проектирует систему, которая имеет множество возможностей, потому что скульптура может двигаться в разных направлениях. При этом на движение может повлиять не только прямое взаимодействие, но и перемещение людей по комнате, влажность или освещение. Мобили очень чувствительны, и когда они полностью останавливаются, это происходит не потому, что нет движения, а потому, что действуют противоположные силы».

«Прародитель» (1947) 

Фотография: Алиса Бекетова

«Эта работа вдохновлена картинами Диего Веласкеса, который рисовал старые деревья с молодыми ростками. Колдер изобразил пень, из-под которого растет новая ветка, и она дает надежду на новую жизнь. Скульптура была создана в 1947-м, после окончания Второй мировой войны, и символизирует веру в возможность восстановления».

Макет стабиля «Том» (1974)

Фотография: Алиса Бекетова

«Это модель большой скульптуры для публичного пространства. Она хорошо демонстрирует, как Колдер их создавал. Он не прорабатывал свои идеи на бумаге, а сразу рисовал детали на металле, вырезал их и уже в процессе соединения немного доделывал форму каждой составляющей. Мы видим, что на этой модели заметны линии, значит, в этих местах Колдер решил сделать деталь пошире. Потом он соединял части проволокой так, чтобы конструкцию можно было разобрать и отдать инженеру металлоплавильного завода. Линии посередине проведены в тех местах, которые нужно укрепить, чтобы добавить скульптуре устойчивости: большие листы металла могут не удержаться. Иногда Колдер отмечал на моделях верх и низ, потому что кто-то мог поставить скульптуру не той стороной. Многие из крупных скульптур были сделаны на заказ, так что он утверждал эти модели с заказчиками. Другие Колдер делал по собственному желанию, и потом их продавал дилер художника».
Ошибка в тексте
Отправить