перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Неделя стартапов Хроники городского безумия

Стартапы — городское безумие года. Тысячи молодых людей пытаются продать кому-нибудь свои идеи. Для них каждую неделю проходят десятки собраний, конференций и ворк­шопов. «Афиша» побывала на нескольких из них.

Архив
День первый. Startup Weekend

День первый. Startup Weekend

Мужчина в пиджаке, запинаясь, рассказывает о перспективном сервисе записи телефонных разговоров с последующей публикацией их в интернете: «Вы звоните и одним кликом записываете разговор». На словах «зарабатывать мы будем моделью продажи рекламы» стартапера прерывают и отправляют обратно в переполненный зал — мероприятие проходит по модели «elevator pitch». То есть автору идеи нужно вообразить, что он едет в лифте с инвестором, и за минуту убедить его, что идея стоит денег.

Это финал Startup Weekend Moscow — трехдневного мероприятия, организованного компанией «Главстарт» и Аркадием Морейнисом. Трое счастливцев, чьи идеи прошли этапы предварительного обсуждения с экспертами и нечто под названием Speed Networking, получат до ста тысяч долларов финансирования. На сцену выходит молодой человек в галстуке и костюме на два размера больше нужного, рассказывает о придуманном им сервисе «Личная цифровая приемная». Там можно будет заводить персональный кабинет, отвечать на вопросы друзей и рассылать им поздравления с днем рождения. Секунде на двадцатой становится ясно, что молодой человек ­придумал Facebook. В официальном твиттере «Стартап-уикенда», сообщения из которого в реальном времени появляются на экране, кто-то пишет: «У вас там уроки чтения вслух? Избавьтесь от слайдоментов!»

 

 

«Секунде на двадцатой становится ясно, что молодой человек придумал Facebook»

 

 

Слайдоменты, элевейтор-питч, спид-нетворкинг — стартаперская субкультура в России быстро обросла птичьим языком. В перерыве между докладами участников (успевают прозвучать презентации сервиса поиска попутчиков «Подорожник.com», фэшн-портала «Определение стиля пользователя и услуги по подбору» и еще почти два десятка новаторских идей) претенденты на инвестиции толпятся в курилке на лестнице офиса Digital October. Многие друг друга давно знают по аналогичным мероприятиям. На незнакомые лица косятся одновременно подозрительно и с надеждой: с одной стороны, есть риск, что незнакомец подслушает гениальную идею, похитит ее и станет миллиардером — как зловредный Цукерберг украл у близнецов концепцию университетской социальной сети. С другой стороны, каждый присутствующий может оказаться мультимиллионером-инкогнито в поисках перспективных кадров. Стартаперы настороженно стреляют у незнакомцев сигареты и обсуждают «дилюшен кофаундера» — это тоже очень модная в соответствующих кругах тема. Смысл в следующем: когда инвестиции все-таки удается привлечь (а в том, что это случится именно с ним, не сомневается никто), очень важно отстоять свою финансовую и управленческую независимость. В идеале инвестор должен подарить стартаперу миллион долларов и не лезть с дальнейшими советами, но так не получается. Присутствующие горячо доказывают друг другу, что отдавать вовне даже 25% акций проекта — безумное расточительство и тот самый «дилюшен кофаундера». Все сходятся во мнении, что 40%, которые сразу забирает новообразованный инкубатор стартапов Farminers, — это безумие и неслыханная дерзость.

Lunch & Talk

После перерыва питчи продолжаются. Серьезный мужчина представляет «не имеющую аналогов BPMS-систему с открытым кодом». Бойкий юноша — сервис, позволяющий подарить кому-нибудь через интернет отпечатанную фотографию в рамке. Молодой человек в кардигане предлагает запустить «Cервис проката ненужных вещей» — условно, дать пользователям возможность одалживать друг другу радиоприемники и бензопилы. Сервис будет брать комиссию как «унифицированный посредник и гарант сделки». Проект пока безымянный: «У нас как раз проводится нейминг». Нейминг — ключевой элемент стартапа, сакральная стадия называния неназываемого. Среди представленных на Startup Weekend проектов есть TKTON, Voxit, DarBee, ZOTAN, TAGO и даже GISTFLOW — именно так, прописными буквами. А также «Дети учат детей» и кокетливое «Фоторамочкам.NET».

В финале называются счастливцы, которым достанется финансирование от «Главстарта»: Pixa (сервис по онлайн-продаже дизайнерских шаблонов), GISTFLOW (сервис хранения и распространения сниппетов) и Discovery Food (приложение для айфона, в теории позволяющее определять химический состав красителей, подсластителей и прочих ингредиентов ресторанной и покупной еды). Мужчина в часах, стоящих примерно как раунд финансирования проекта Pixa, шепчет своей спутнице: «Пойдем отсюда, это п…ец». Кроме него, кажется, никто не расстраивается — все уже собираются на очередной круглый стол по стартапам на следующей неделе. Девушка с айпэдом говорит в фойе по телефону: «Да гов­но идея была, ладно. У меня еще три захода есть, поможешь презентацию собрать?» Текст: Андрей Подшибякин

 

Кого здесь можно увидеть

Давид

стартап Discovery Food

«Мы делаем сервис для всех, кто интересуется здоровым питанием, диетами, составом пищевых продуктов или просто для любознательных людей, которые хотят знать, чем они питаются. У нас постоянно обновляется база данных с паспортами пищевых продуктов, входящих в состав среднестатистической потребительской корзины. Под паспортом понимается состав, калорийность, пищевая ценность, полезные свойства, противопоказания к употреблению. Другими словами, пользователь сможет узнать сколько белков или витамина А в оливье с мясом. А еще у нас есть услуга «кулинарная химия», позволяющая получать информацию о свойствах готовых блюд в ресторанах. Монетизироваться будем четырьмя способами: поставлять информацию сайтам-партнерам, проводить на заказ экспертизы новых продуктов, консультировать по запросам и, конечно, с помощью рекламы».

День второй. Lunch & Talk в кондитерской Half-a-Teaspoon

День второй. Lunch & Talk в кондитерской Half-a-Teaspoon

По залу с кирпичными стенами, выкрашенными в белый цвет, летает зеленый попугайчик, у огромного зеркала в старинной раме лежит ­персиковый кот, нарядные дети листают книжку с картинками. За длинным столом сидят подтянутые, тщательно причесанные женщины с айфонами и отщипывают по чуть-чуть от сливового пирога.

Дело происходит на кухне Half-a-Teaspoon — невиртуального стартапа Марии Кичеевой, которая делает сладости на заказ и ведет кулинарную школу. На месте пирога может быть сэндвич из «Дымова» или салат из ресторана «Чернышевский», но суть встречи от этого не меняется — это обед и кофе в приятном месте для предприимчивых женщин, которые беседуют с какой-нибудь гранд-дамой из мира стартапов. Участие стоит 1000 рублей, а спикеров выбирают создательницы сообщества Startup Women; сегодняшняя встреча посвящена тому, как разыскать себе надежных партнеров, — об этом рассказывают Нина и Кэтрин, основательницы туристического агентства Travelmenu.

 

 

«Стартап — это нереальные часы работы, это постоянный мудфлоу»

 

 

Ни одна из слушательниц не занимается ни гостиницами, ни билетами: Наталья держит интернет-магазин винных шкафов, Лидия придумывает кабинеты экспресс-восстановления в бизнес-центрах, Марина создает социальную сеть для любителей румынской музыки, Жанна строит интерактивный сервис, который, по ее словам, поможет людям правильно одеваться. Виктория занимается бизнес-консалтингом, а сама пришла проконсультироваться, как ей правильно построить отношения с мужем, который по совместительству и есть ее деловой партнер.

У сегодняшних главных героинь — немки Кэтрин и русской Нины — с партнерством все очень просто: они вместе учились в Гарвардской бизнес-школе и раньше работали в больших интернет-агентствах вроде Expedia.com. Тема быстро исчерпывается, и Нина подробно и в меру увлекательно рассказывает о том, как они шли к успеху, как инвесторы помогают искать новых партнеров и как складно работают харьковские программисты; собственно, ее речь — это пора­зительная смесь жаргона западных бизнес-школ и украинских айтишников: «В стартап лучше не приглашать людей, у которых есть только корпоративный опыт, — они совершенно по-другому фрик-аут на все, что происходит. Стартап — это нереальные часы работы, это постоянный муд­флоу. У меня ребенок, 4 года, я провожу с ней время, а сама при этом думаю про дела, про контакты, которые срочно нужно побилдить. Во всем этом очень много пуша и пула».

Когда речь заходит о том, где брать деньги на стартап, слушательницы оживляются и перебирают знакомые имена — определенной славой в этих кругах пользуется некий Сергей Белоусов из фонда Runa Capital. Он известен дамам как тяжелый переговорщик, но дело свое знает. «А кстати, — говорит Нина, — говоря о стратегии переговоров с потенциальными инвесторами, я использую такую смешную фишку — приложение Love Calculator. Каждый раз в нем смотрю, кто кому больше подходит. Если больше совпадений у меня — то на переговоры иду я, а если вижу, что у Кэтрин больше шансов, то идет она. Так что, девушки, верьте в себя, делайте стартапы и take a punch!» Текст: Екатерина Дементьева

 

Кого здесь можно увидеть

Карина

стартап Value Your Time

«Мы облегчаем жизнь занятым людям — предлагаем им отдать нам на аутсорсинг всю рутинную работу с информацией. Например, вам некогда заниматься поиском ресторана для встречи — мы подберем нужное место и забронируем столик. Или вы хотите заниматься фитнесом, но вам некогда обзванивать спортклубы и вдаваться в тонкости заморозки годовых карт — мы сделаем исследование по всем спортивным центрам, которые есть около вашего дома или работы. Еще можем вести вашу страницу в фейсбуке или «Вконтакте», или составим для вас коммерческое предложение и вообще возьмем на себя написание деловых писем и других материалов. Вот, например, нужно журналу «Афиша» найти рестораны с летними верандами — мы сделаем за вашу редакцию эту работу! Наши аналитики работают удаленно, они живут в разных городах России, но за качество мы отвечаем».

 

Анна

стартап Moth Fashion

«Мы наглядно показываем, как надо одеваться. Сначала мы определяем, кто вы: характер, образ жизни и вкусы. Потом узнаем, каким вы хотите быть и в какой ситуации. На основании этих данных создаются рекомендации одежды, обуви и аксессуаров. Мужчины и женщины могут вводить информацию о своей фигуре и добавлять вещи из своего гардероба. Это позволяет проверять существующие сочетания и находить новые комбинации одежды. Можно собрать оптимальный чемодан для поездки в другую страну и, например, удачно подобрать одежду для свидания или собеседования».

День третий. Startup Point в Москве

День третий. Startup Point в Москве

Мекка всех стартаперов Москвы — Digital October на «Красном Октябре». Зал забит людьми: девушки на каблуках, юноши в линялых свитерах, мужчины преклонного возраста, представительные мужчины с кейсами, студенты технических вузов. На сцене немолодой уже человек с густыми усами рассказывает о сайте, где все будут оставлять свои откровенные мнения обо всем.

Раз в месяц один из главных сайтов про стартапы в России, StartupPoint, устраивает «встречи в реале» для своих виртуальных пользователей. Устроено все это так: есть стартаперы с уже запущенными хотя бы в тестовом режиме проектами, которые ищут дополнительные инвестиции, команду или кого-то, кто сумеет проект раскрутить. На то, чтобы представить свой проект на сцене, есть несколько минут, дальше — вопросы из зала от потенциальных инвесторов (таких в зале немного), критиков (таких больше) и тех, кто просто пришел посмотреть (таких абсолютное большинство). На сцену выходит аккуратный юноша и рассказывает про социальную сеть для поиска туров. Публикуешь запрос о том, куда хочешь поехать и сколько готов потратить, а операторы находят подходящий вариант. «Почему вы решили, молодой человек, что ваш проект будет успешен?» — спрашивает солидный мужчина в дорогом костюме. «Потому что, — запинаясь, начинает автор, — мой проект идет навстречу кастамеру». «А вы знаете, что в прошлом году проект, похожий на ваш, с треском провалился, прогорел?» — продолжает мужчина из зала. «Не знаю», — тихо отвечает юноша. «А надо бы. Полезно изучить рынок, прежде чем на него выходить».

Следующий участник — выпускник Оксфорда, лысый, в щеголеватом костюме, с уверенным и даже слегка нахальным видом, презентует свой революционный проект под названием «Налогия». Из его рассказа не совсем ясно, но, кажется, это приложение поможет в режиме реального времени заполнить налоговую декларацию. Молодой предприниматель краток и лаконичен — просит для развития 500 тысяч долларов. Возглас с заднего ряда: «Блин, ну ни фига себе». Русские стартаперы — очень скромные люди. Просят у инвесторов по пять, десять тысяч долларов. На вопрос, а стоит ли тогда вообще затевать бизнес, отвечают: «Больше нам все равно не дадут». Услышав недовольное перешептывание, лысый уверенно добавляет: «В сфере налогообложения нет сильного бренда, нет однозначного лидера и сильного веб-сайта с информацией. «Налогия» — это именно такой бренд». Зал оживляется. «Вот тут вы можете видеть наш веселенький интерфейс для заполнения налоговой декларации». На экране белая страница с черными графами. Под бурные аплодисменты автор проекта «Налогия» спускается в зал, на его лице довольная улыбка.

 

 

«Как решить проблему множества лайков? Ответ прост: глобал лайк»

 

 

«Наша игра существует в сети, каждый, кто заинтересуется, может зарегистрироваться и поиграть». Скромный молодой человек, которому может оказаться от двадцати до сорока, — автор ролевой игры «Возмездие». Она и правда уже существует. И, как сообщается на сайте, смысл ее в том, что «воины объединенного королевства сражаются с шаманами последнего домиона. И только повелитель времени может поставить точку в этом вековом конфликте». «Скажите, а многое в этой игре вы придумали сами?» — спрашивает все тот же мужчина в дорогом костюме. «Мы придумали многие вещи от себя, но основу всей игры мы взяли у других проектов». Подходит время голосования. Ведущий, похожий на голливудского актера, приглашает на сцену разработчиков и обращается к залу: «У вас есть два миллиона виртуальных долларов, и вы можете отдать их любому проекту. И тогда мы сможем выявить инвестиционно привлекательный стартап». Почти единогласно зрители в зале выбирают «Налогию». Утешая проигравшего автора игры «Возмездие», ведущий говорит: «Здесь просто хардкорщиков мало». В перерыве посетители едят пироги с капустой и обсуждают, что скоро очередь дой­дет и до них, они все запустят свои проекты и что, скорее всего, они будут лучше тех, что представили сегодня. «У моего, по крайней мере, будет нормальный дизайн», — сообщает своему спутнику озлобленная девочка. После перерыва презентуют стартапы посерьезнее. Молодой человек с печатью технического вуза на лице предлагает вложиться в копировальный аппарат, который будет уметь еще и распечатывать документы из интернета: «Уверяю вас, эти термина­лы будут раскупаться как горячие пирожки». Но его предложение, похоже, никого не вдохновляет. Зрители реагируют вяло, вопро­сов почти не задают. И когда кажется, что внима­ние их утрачено навсегда, на сцене появляется новый участник. Несколько секунд полный мужчина в кепке мнется, видимо, прогоняя в голове заготовленную заранее речь. Но, собравшись с мыслями, выдает: «Добрый вечер всем, сегодня я представляю ядерное оружие нашего времени». Люди поднимают глаза от телефонов и айпэдов. «Глобал лайк». Теперь все глаза в зале направлены на него. «Как решить проблему множества кнопок, которые отвечают за наши лайки? Ответ прост: глобал лайк. Один клик, и твои лайки рассылаются сразу на все сайты, на которые ты подписан. Друзья, пришла пора монетизировать лайки». Текст : Елена Ванина

Кого здесь можно увидеть

 

Андрей

стартап Waylinker

«Мы сюда пришли, чтобы привлечь дополнительные инвестиции и найти партнеров. Пару лет назад взглянули на международный опыт, который говорит, что в Штатах 10% перевозок — попутные. Давно существуют сайты, которые составляют попутные маршруты из точки А в точку Б. Это позволяет людям экономить деньги. Решили такую классную вещь сделать в России. Это с какой-то стороны даже поможет бороться с пробками. Водители смогут тратить меньше на бензин, а те, кто не хочет пользоваться общественным транспортом, смогут ездить на машине, не покупая свою. Проект — это такая биржа, человек вносит свой маршрут, а на основе формулы ему предлагают попутную поездку без ответвлений, а водителю не придется идти ни на какие жертвы. Приложение для мобильных устройств уже готово. Зарабатываем на комиссии с автовладельцев за успешное взятие — то есть, если люди успешно сцепились и куда-то едут, мы берем 19 рублей».

 

Андрей

стартап Robotstore

«Хотели сделать магазин вроде AppStore для продажи роботов, но не получился, зато начали полукустарно придумывать и производить самих роботов. А продавать будем через eBay. Думаю, продажи можно масштабировать, потому что покупатели даже на наши игрушки были, теперь пора приступить к промышленным роботам. Они очень нужны, например, складам».

День четвертый.  Startup Sauna Warmup

День четвертый. Startup Sauna Warmup

Startup Sauna — название финской компании, которая курсирует в поисках интересных людей по странам Северной Европы. Тренеры беседуют с создателями стартапов, выбирают по одному победителю из каждого города и приглашают к себе в Эспоо, пригород Хельсинки, где в старом университетском гараже у них имеется «пространство для коворкинга». Перспективные инженеры и бизнесмены сидят за своими ноутбуками плечом к плечу, слушают духоподъемные выступления тренеров и вообще варятся в благоприятной среде — не хуже, чем в творческих кластерах для фотографов и белошвеек. И там же, в гараже, есть сауна, где они могут попариться.

Московская встреча проходит в Бизнес-инкубаторе «Вышки», который тоже является пространством для коворкинга, бесплатные рабочие места предоставляются на два года проектам вроде таких: «Главбот» — система управления роботами через веб-интерфейс», «Едасла» (крайне уродливый сайт с рецептами и калькулятором для продуктов), «Smart-книги — сжатые 5–8-страничные изложения деловой литературы, которые позволяют загруженным менеджерам читать 150 книг в год, тратя на это всего час в неделю», и, наконец, Pensiamarket — «Навигатор пенсионного рынка».

На сегодняшнюю встречу пришли новые кадры: худенькая девушка что-то объясняет финскому бизнес-тренеру, постоянно упоминая «фуд-порн». Оказывается, она придумала сообщество dish.fm, в котором предлагает людям фотографировать действительно хорошую еду в ресторанах и хвалить ее, аналог американского foodspotting.com. Уже есть группа в фейсбуке — за полтора месяца к ней присоединились три человека. Другая рассказывает про мобильное приложение Art Stranger — это аудиогиды по музеям, которые можно фильтровать по разным критериям, скажем, короткие и увлекательные для детей или длинные и наполненные историческими фактами для педантов. Интервью с тренерами не прекращается и во время обеда, который накрывают в местной кухне: на столах стоят коробки с суши, жареной курицей, картошкой и салатами.

Один из тренеров, креативный директор рекламного агентства Nordic AB и по совместительству консультант инвестиционного фонда «Арбат Капитал» Леонид Бугаев говорит, что главная проблема участников стартапов — в том, что люди искренне верят в то, что их идея уникальна, и не смотрят на то, что у них не один, а десятки конкурентов в этой же категории. Он считает, что это проблема не только предпринимателей, но и инвесторов, и рассказывает про компанию, всю жизнь занимавшуюся импортом в Россию итальянской обуви, которая сгоряча вбухала 850 тысяч долларов в стартап, обещавший сделать поисковик «не хуже «Яндекса». «Один из самых распространенных штампов — это идея сделать аггрегатор для всех instant messages в айфоне. Вообще, я как на работу хожу на все эти мероприятия, но если честно — перспективнее съездить в Минск или в Киев, там люди пока не такие зашоренные, у них ожиданий меньше, и они готовы рваться в бой. Меня уже интересуют не столько идеи, сколько горящие глаза: идей тысячи, а хороших людей очень мало — особенно в Москве». Текст: Екатерина Дементьева

 

Кого здесь можно увидеть

Дмитрий

стартап «Стереоник»

«Я занимаюсь продвижением метода флуоресцентной наноскопии. Флуоресцентные наноскопы — это оптические микроскопы сверхвысокого разрешения; с их помощью можно увидеть в тысячу раз больше деталей, чем в обычных микроскопах. Рабочая группа — это я и мой отец, он сорок лет работал в Институте теоретической и экспериментальной биофизики в Пущино; еще десять лет работал в Америке. Сейчас завершаем прототип, железо делаем в собственном подвале. У нас есть конкуренты — в 2006 году группа американских ученых опубликовала статью в журнале Science, которая была признана одним из важнейших достижений года. Они ровно ту же самую технологию используют — чуть-чуть другой класс красителей, но базовые принципы те же самые. Но у нас патент раньше всех — мы на пять дней раньше подали заявку».

 

Артем

стартап Maxygen

«Мы хотим реализовать проект мобильной диагностики ДНК по крови или по образцам слюны. Уже показывали нашу разработку президенту Медведеву на форуме «Селигер». Это портативный прибор для экспресс-диагностики инфекционных заболеваний, который можно купить для домашнего использования и больше не ходить по лабораториям или районным поликлиникам. А главное — у нас всего 2% ошибок. К прибору будут прилагаться одноразовые пластиковые картриджи. Это как тест на беременность: даже не надо знать, как он работает».

День пятый. Start in Garage

День пятый. Start in Garage

Небольшая аудитория экономического факультета МГУ. За столами, расставленными буквой П, сидят молодые люди, перед каждым табличка с именем. Все с сосредоточенными лицами бьют по клавишам ноутбуков. «Перед тем как затевать стартап, вы должны понять все про свой коллектив: чего хотят ваши сотрудники, готовы ли они работать круглые сутки, если потребуется, и спать на кушетках? Не всегда, но хотя бы иногда».

Перед доской расхаживает полноватый мужчина в круглых очках с аккуратной седой бородой. Звезда Силиконовой долины, миллионер, автор парочки бестселлеров о том, как превратить свой стартап в страшно прибыльное мероприятие, Стив Бланк, шутит и строит гримасы. «Скажите, а вот если я делаю фирму в другой стране, как мне собрать команду на месте?» — спрашивает аккуратный юноша в костюме. «О, сделаете так — сразу потеряете свой бизнес». Юноша бледнеет. Бланк рисует схемы вывода стартапа на рынок: нельзя забывать о потребителе и думать, что знаешь его достаточно хорошо, для того чтобы угадывать его желания.

 

 

«Перспективнее съездить в Минск или в Киев, там люди пока не такие зашоренные»

 

 

Start in Garage, на который в этот раз привезли американскую звезду, — регулярное мероприятие, трехдневный спецкурс для тех, кто затевает свой бизнес. Бланк заканчивает выступление и уходит под бурные аплодисменты. Объявляют перерыв: молодые стартаперы отправляются к столу с печеньями, сушками и чаем. Ни одно стартап-мероприятие не обходится без чая и закусок. Вокруг стола толкучка: «Как тут воду налить, не пойму», — спрашиваю у молодого человека, указывая на агрегат с десятком кнопок. «Да вот», — показывает он, и вода льется в стакан. Через секунду добавляет, глядя на прибор: «Да, неудачный интерфейс». Мужчина с длинными волосами в желтом галстуке с Микки-Маусами хвастается: «Ну что, я сделал свой стартап, продаю инкубаторы. И знаете что? (Недолгая, но эффектная пауза.) Три покупателя уже дерутся». Собеседники смеются, но в их глазах неприкрытая зависть.

Следующий лектор рисует схему вывода продукта на рынок: «Ребята, вы должны понять, пивотить или валидировать гипотезы — это не то, что у нас есть одна гипотеза, мы все поняли и пошли отстреливаться, нет. Пивотинг — это сотни гипотез». Дальше идут обсуждения, как не только привлечь потребителя на свой сайт, но и сделать так, чтобы он там задержался. «Есть принцип меда, — начинает лектор, — нужно намазать медом разные уровни вашего стартапа, чтобы не только в первый момент, но и дальше он был интересен потребителю». «У нас есть аналогия получше, — вскакивает человек в галстуке с Микки-Маусами. — Наркота. На входе мы кладем косяк. На следующей ступеньке кокс, дальше героин. И все — клиент подсел». В зале оживление, одобрительный смех. Текст: Елена Ванина

 

Кого здесь можно увидеть

Денис

стартап Russian Friendly

«Я пришел сюда скорее как guest-спикер. Сейчас в стране очень пропагандируется идея стартапов, наверное, из-за этого такой подъем. Любое начинание — стартап, даже если человек делает страничку, но думает, что это может вырасти во что-то большее. Сейчас подымаю свой стартап в туризме. Создаем экосистему в Европе с сертификацией отелей, ресторанов, музеев и других points of interest. Чтобы человек, приезжая в Европу, мог выбрать точки, в которых он будет чувствовать себя более комфортно. Основная проблема у тех наших туристов, которые  едут не на пляж, что никто не понимает русского языка. Если ты едешь не в попсовое место, а в какой-нибудь Дижон или Труа, то без опыта путешествий и локального языка чувствуешь себя очень некомфортно. А мы работаем с отелями, например, чтобы там все документы переписали на русский или был хотя бы один русскоговорящий человек на ресепшне. Сейчас только начинаем, но хотим в каждом городе на 50 тысяч человек хотя бы по 3-4 таких гостиницы».

 

Никита

без стартапа

«У меня куча идей. Вот одна, например. Делаю информационное оружие для нового мирового порядка. То есть будет таким аккумулятором троллей. Это будет система, которая позволит их энергию контролировать. Это вообще моя мания — хаотичную энергию куда-нибудь направить. Сейчас хочу понять, как этот стартап монетизировать.».

Ошибка в тексте
Отправить