перейти на мобильную версию сайта
да
нет

«Вспомните так называемые богатые сниппеты» Илья Сегалович про «Острова» «Яндекса» и другие способы поиска в интернете

В июле «Яндекс» запустит сервис «Острова», который предлагает пользователям решения повседневных задач прямо в результатах поиска. Купить билеты, записаться в поликлинику, выбрать машину и многое другое. «Афиша» поговорила с сооснователем компании Ильей Сегаловичем про новую идеологию яндексовского поиска, редизайн без Лебедева и технологические идеи, которые витают в воздухе.

Архив

В «Островах» можно будет выбрать фильм из расписания «Афиши» и заказать билет в «Рамблер-Кассе», зарегистрироваться на рейс «Аэрофлота», записаться на прием в поликлинику, послушать симфонию Моцарта или радио его же имении прямо в поисковой выдаче

 

— Если спросить у «Яндекса» про горячую воду, он сразу показывает блок с графиком отключения воды в городе. Это у вас называется колдунщиком. «Острова» — это примерно то же самое; зачем они тогда нужны?

— Информацию для колдунщика воды в Москве мы обычно собираем сами. Но у нас нет ресурсов, чтобы сделать то же самое, ну например, для Саратова, для длинного хвоста региональных сайтов. Поэтому теперь мы разрешаем поставщикам информации или услуг делать такие полезные маленькие сервисы, «Острова», и показывать их в нашей поисковой выдаче.

— Похоже на модель App Store.

— Да, в каком-то смысле «Острова» — это сторонние приложения, которые позволяют сайтам лучше себя подать в поиске «Яндекса». Вообще владельцы сайтов давно уже делают похожие вещи в нашей поисковой выдаче. Вспомните так называемые богатые сниппеты: когда вы ищете в «Яндексе» рецепт приготовления курицы, вы получаете не только ссылку, а сразу список ингредиентов, картинки блюда и прочее. Теперь к этим богатым сниппетам мы добавим интерактивные элементы, форму заказа, кнопочки…

— Ага, «Острова» — это богатые сниппеты с кнопочками.

— Именно так.

 

 

— Вы освобождаете пользователя от лишних кликов, которые часто надо сделать на сайте, чтоб добраться до нужной кнопки. Но многие ли сайты захотят лишать себя этих кликов?

— Ну, если кто-то считает, что им от этого плохо, могут не делать. Это же ответ на вопрос, что сайту важнее: конечная цель, которая будет достигнута пользователем, или показ каких-то ненужных страниц и баннеров по дороге к этой цели. К примеру, я не знаю, зачем мне продираться через интерфейс на регистрацию рейса «Аэрофлота». «Аэрофлот» же не зарабатывает на баннерах. Он зарабатывает на перевозке пассажиров. Я на их сайте каждый раз в некотором отчаянии.

— Если не считать сайта «Яндекса», где еще появятся «Острова»? Появятся ли они на «Рамблере», где стоит ваш поиск?

— Мы об этом не думали, если честно. Скорее всего, нет. В планах только наш сайт и наши мобильные приложения.

— Судя по всему, дизайн «Яндекса» теперь сильно изменится?

— Изменятся принципы представления сайтов в поисковой выдаче. Как-то изменится и дизайн главной страницы. Посмотрите на эту тему очень подробный пост на «Хабрахабре», написанный Данилой Ковчим, главным дизайнером «Островов».

— Я правильно понимаю, что в этом редизайне «Яндекса» впервые в истории компании не участвует «Студия Лебедева»? Что случилось?

— Полтора года назад мы осознали необходимость более современного дизайна для поисковых сервисов. Устроили конкурс. В нем участвовали с десяток российских и зарубежных студий и несколько дизайнерских групп из «Яндекса». Голосовали анонимно. Выяснилось, что с большим отрывом победили работы одной из наших собственных групп. Поняли, что недооцениваем своих ребят, которые горят всем этим.

 

 

Проморолик «Островов»

 

— Поговорим про другие популярные идеи в области поиска? Скажем, приложение Google Now, которое пытается давать ответы еще до того, как вы его спросите. Graph Search с его рекомендациями. Голосовые помощники вроде Siri.

— Давайте начнем с Google Now. Я сам им пользуюсь, это классный продукт и вообще очень хорошая тема, но, сказать по правде, не такая уж новая. Откройте главную «Яндекса» — на ней есть виджеты с текущей погодой, локальными новостями, картой местности. А еще вы можете добавить на нее виджет, который покажет, как долго вам ехать на работу утром и обратно домой с учетом пробок. Эту концепцию — ответы на заданные и незаданные вопросы — мы пропагандируем уже лет пять. В сущности, Google Now предлагает то же самое — но в более удобной форме — и требует меньше настроек просто потому, что телефон знает о вас больше, чем десктоп. Но чудо скорее в маркетинге, в правильном названии. Серьезной технологии я здесь не вижу. Пробки предсказывать — гораздо большее чудо.

— Google Now еще отлично распознает голосовые команды.

— А это сложная технология. И это важный компонент поисковых услуг. Мы долго искали партнеров в этой области, но года полтора назад решили наконец заняться этим самостоятельно. Например, в «Навигаторе» и «Яндекс.Картах» для Android уже используется наша собственная технология голосового ввода. Качество там сейчас уже не хуже, чем у других. Но опять же, при всей важности этой истории речь не идет о том, что устные команды революционизируют весь мир поиска. Лично у меня пока нет доверия к этой системе, нет уверенности в точности и надежности голосового ввода. К тому же не всегда удобно вслух разговаривать с телефоном или с компьютером.

— Возможно, дело в социальной норме, люди ко всему привыкают.

— Ну, не думаю. Вспомните, какое-то время назад казалось нормальным говорить по мобильному, не обращая внимания на окружающих. Но привычкой это так и не стало. По моим ощущениям, даже в России, где всем обычно все равно, люди теперь чаще стараются не мешать друг другу, говорить тише или выходить куда-то.

В «Островах» можно будет выбрать фильм из расписания «Афиши» и заказать билет в «Рамблер-Кассе», зарегистрироваться на рейс «Аэрофлота», записаться на прием в поликлинику, послушать симфонию Моцарта или радио его же имении прямо в поисковой выдаче

— Хорошо, еще одна витающая в воздухе идея — социальный поисковик. У вас зимой, кажется, был опыт создания такого поисковика — я про приложение Wonder, которое прожило недолго. Что это такое было вообще?

— Это был как раз тот способ общения с пользователем без запроса, о котором вы с такой симпатией спрашивали меня в связи с Google Now. То есть тоже чудо: вы ничего не делаете, а вам уже выдают какие-то рекомендации лучшего, но в ограниченных масштабах, в тех областях, где социальный граф работает лучше всего: фильмы, музыка, места и тому подобное. Но Facebook к моменту нашего релиза изменил лицензию на использование своих данных и, в принципе, сделал невозможным для сторонних разработчиков такие приложения. А потом выпустил свой Graph Search, о котором мне сказать нечего, я пока так и не смог им воспользоваться.

— В какой-то момент казалось, что если фейсбук выпустит свой Graph Search, то поисковикам придется туго. Якобы фейсбук лучше знает, что человеку надо, поскольку учитывает его лайки и вкусы его друзей.

— Было такое, но этот страх в прошлом. Я утешал себя — и в итоге оказался прав — тем, что лишь малая часть ваших запросов подвержена улучшающему влиянию соцсетей. Ваши друзья способны оценить, залайкать и посоветовать вам совсем немногое из того, что вы ищете, будь это товар, новость, энциклопедическая справка или билет на самолет. Думаю, процентов десять ваших запросов могут быть улучшены социальными рекомендациями, и это в самом лучшем случае. Есть, правда, контраргумент: да, но ведь никто такое не делал, а разработчики соцсетей не являются специалистами по поисковым системам. И это, знаете, такая почва для ожиданий.

Выход бета-версии «Островов» обещают в июле. Посмотреть на сервис в действии сейчас можно на экспериментальной площадке.

Ошибка в тексте
Отправить