перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Итоги театрального сезона Часть первая: 10 главных катастроф

В этом году по стране прошла волна запретов спектаклей, доносов на фестивали и режиссеров, абсурдных судов над театральными деятелями. Все это похоже на начало действия механизма под названием «Основы государственной культурной политики». «Афиша» составила список ключевых событий на этом поле битвы.

Искусство

«СашБаш» в Екатеринбурге

Фотография: Руслан Секачев/youtube.com

Спектакль Екатеринбургского центра современной драматургии «Башлачев. Свердловск–Ленинград и назад» об Александре Башлачеве (режиссер — Семен Серзин, драматург — Ярослава Пулинович), поставленный год назад, был выдвинут в одной из номинаций «Золотой маски» и должен был приехать этой весной в Москву на фестиваль. Главную роль в спектакле играет лидер группы «Курара» Олег Ягодин. Вскоре после объявления номинантов на странице московского критика Марины Тимашевой в фейсбуке появился резонансный пост, в котором спектакль называется «бездарным и гнусным издевательством»; при этом сама критик признается, что спектакля не видела, а судит по видеофрагменту с репетиции. Вследствие развернувшегося шума Лев Наумов, автор книги «Александр Башлачев. Человек поющий», взятой за основу пьесы, потребовал снять постановку с репертуара, пригрозив судом, к его требованиям присоединились родственники. Сегодня спектакль идет в отредактированном виде — называется «СашБаш», имена изменены, фамилия Башлачева не звучит. На «Золотую маску» спектакль, разумеется, не приехал, поскольку экспертами фестиваля он был отобран в первоначальном варианте.

«Театр.doc» теряет дом

Фотография: ТАСС

Ночью 30 декабря прошлого года под предлогом поиска «заложенной бомбы» в знаменитый подвал в Трехпрудном переулке, где 12 лет находился «Театр.doc», заявилась группа полицейских. В тот момент должен был состояться показ фильма о событиях на Украине в поддержку режиссера Олега Сенцова. Как написала директор театра Елена Гремина в фейсбуке, во время обыска стражи порядка изъяли компьютер и проектор, а также «разбили и растоптали фонари из реквизита спектакля «150 причин не защищать Родину». Спустя два месяца команда театра арендовала запустелый особняк на Спартаковской улице. Объявление о «народной стройке» привело на подмогу толпы зрителей, драматургов, режиссеров, актеров и журналистов; общими усилиями здание было укреплено и отремонтировано, сцена оснащена, приведены в порядок кровля и пространство для проведения спектаклей. В новом месте «Театр.doc», существующий независимо от государственного бюджета, к настоящему моменту выпустил 9 премьер. Одна из них — спектакль «Болотное дело», основанный на интервью с родственниками «узников Болотной». На премьерный показ 6 мая в театр приехала целая делегация представителей закона, однако спектакль прошел без эксцессов. В конце мая стало известно, что арендодатель расторгает договор аренды, до августа «Театр.doc» должен освободить помещение (проверка выявила нарушения, связанные с утилизацией твердых отходов). 12 июля Елена Гремина сообщила о готовности переезда в «новейший док» в Малом Казенном переулке.

Читайте также: материал об обустройстве «Театр.doc» на Спартаковской улице — «Народная стройка»

«Тангейзер» в Новосибирске

Фотография: РИА «Новости»

Режиссер Тимофей Кулябин, известный как минимум по новосибирскому «Онегину», получившему две «Золотые маски» в 2014 году, а также по спектаклю «#сонетышекспира» в Театре наций, в декабре прошлого года поставил оперу Вагнера «Тангейзер» в Новосибирском театре оперы и балета. В авторской версии Кулябина Тангрейзер — не средневековый певец, а современный кинематографист, изгнанный из общества за фильм «Грот Венеры» (у Вагнера Тангейзер придается разврату самолично, у Кулябина Тангейзер снимает кино про Иисуса, попадающего в окружение томных красоток в гостях у богини Венеры). После серии успешных премьерных показов директор театра Борис Мездрич и режиссер Тимофей Кулябин получили повестки в суд. Иск в прокуратуру подал митрополит Новосибирский и Бердский Тихон, оскорбившийся, впрочем, не лично (постановку священнослужитель, конечно, не видел), а со слов анонимного прихожанина. После продолжительных слушаний (захватывающая стенограмма опубликована здесь), митингов в поддержку Мездрича и Кулябина напротив театра, а также многочисленных высказываний против судебного разбирательства чуть ли не всех ведущих представителей российского театра от Олега Табакова и Галины Волчек до Марка Захарова и Кирилла Серебренникова, а также петиции, собравшей более 50 000 подписей, суд вынес оправдательный приговор. Затем свою позицию обнародовало Министерство культуры, призвав Бориса Мездрича выступить с официальными извинениями перед окропленными гражданами. Директор театра согласился убрать из спектакля вызвавший ажиотаж постер из фильма «Народ против Ларри Флинта», но приносить извинения отказался. В результате решением Владимира Мединского Мездрич был уволен, а на его позицию был назначен одиозный бизнесмен и директор Михайловского театра Владимир Кехман. Первым действием нового руководителя стал приказ о снятии «Тангейзера» с репертуара. 

Читайте также: Олег Табаков, Чулпан Хаматова, Марк Захаров, Олег Меньшиков и многие другие высказываются в поддержку Тимофея Кулябина и Бориса Мездрича; статья Антона Долина о катастрофическом решении Министерства культуры; краткое собрание фактов о Владимире Кехмане: «Жизнь «принца Лимона» в 10 пунктах».

«Православный ежик» в Томске

Фотография: Фрол Подлесный

Информация о премьере спектакля «Православный ежик» в Новосибирском театре «Глобус» мгновенно разлетелась по интернету в начале февраля, сюжет породил серию памятных мемов. По сюжету притчи Майи Кучерской ежик уговаривает белочку принять православие, а для того — креститься в озере. Когда неумеющая плавать белка потонула, ежик выдохнул: «Слава богу!» И Божья коровка поддержала: «Ведь она умерла православной. Слава богу!» Сценическая версия притчи (режиссер — Дмитрий Егоров) — составная часть трилогии «Песни о Родине», выпущенной полностью на средства частной продюсерской компании «Гамма»; на афише мероприятия значилось возрастное ограничение 18+. Спектакль был сыгран трижды. По требованию неких «православных активистов» следственным комитетом была устроена тщетная проверка спектакля на наличие чего-нибудь оскорбительного и разжигающего. Тем не менее, на следующий день после увольнения Бориса Мездрича из НГАТОиБ стало известно об изъятии «Православного ежика» из спектакля «Песни о Родине». Первая новость об этом была опубликована на сайте «Глобуса»: «В спектакль «Песни о Родине» 1 апреля внесены изменения в соответствии с рекомендациями Министерства культуры Новосибирской области. В связи с этим продолжительность спектакля 1 апреля составит 1 час 40 минут». «Рекомендациям» министерства вторили голоса демонстрантов, выступавших против спектакля «Тангейзер». Организаторы серии митингов «Защити свою веру!» заявляли, что спектакль «Православный ежик» очерняет православие, представляя его как нечто лживое и несущее смерть. При этом самого спектакля никто из них не видел, а сами авторы трактуют произведение как историю о неправильном понимании православия.

«Банщик» в Пскове

Псковский академический театр драмы им. Пушкина

Псковский академический театр драмы им. Пушкина

Фотография: facebook.com/drampush

В середине апреля Владимир Мединский приехал в Псковский академический театр драмы им. Пушкина пообщаться с труппой. Поводом к визиту стало открытое письмо нескольких артистов, возмущенных готовящимся к выпуску спектаклем «Банщик». Режиссер Варвара Фаэр предложила артистам поставить документальный спектакль в технике вербатим на основе личных интервью с посетителями местной бани. Главный герой — банщик, незаметный наблюдатель, философ, постоянно слышащий обрывки человеческих историй. На страницах открытого письма артисты сообщали министру культуры: «Конечно же, типичными представителями нашего города в «документальной пьесе» будут две проститутки, сирота с трагическим детством, женщина-следователь, прапорщик, понятно, какие у нас прапорщики. Обязательно будет жадный, примитивный начальник бани, и над всем этим, легким этюдом, конечно же, будет «первопричина зла и виновник страданий» — царь-карлик». Мединский отвечал уже по приезде: «Если мы хотим системно, чтобы люди стали лучше, мы должны показывать им лучшие примеры. Если будем показывать то, что есть худшего в жизни, жизнь от этого станет хуже». Спектакль был отменен. Солидарные с Варварой Фаэр артисты псковского театра опубликовали в интернете фотосессию в бане. Тем временем режиссер планирует выпустить спектакль на независимой территории и объявила о сборе средств на постановку.

Слияние театров в Москве и Петербурге

Фотография: facebook.com/stageopen

Под знаменем оптимизации в этом сезоне в Москве были упразднены махом сразу несколько экспериментальных площадок: Центр драматургии и режиссуры, «Открытая сцена» и «АРТО». Все эти театры теперь объединены единой дирекцией в лице Дмитрия Палагуты, отменившего все спектакли «Открытой сцены», снявшего с репертуара значительную часть спектаклей прежнего ЦДР, а «АРТО» и вовсе закрывшего на ремонт (фактически ремонт не ведется); на освободившихся сценах теперь показывают антрепризные спектакли. Тем временем в Петербурге подверглись оптимизации Театр на Литейном и Театр на Васильевском; первый (вековая история, активное участие в театральном процессе) в результате должен стать филиалом второго (один из самых молодых театров, без выдающихся событий). Пока артисты Театра на Литейном писали письмо на имя президента, в котором говорилось о необходимости предотвратить уничтожение коллектива, с поста главного режиссера без предупреждения был уволен Игорь Ларин; в театре начались проверки, в ходе которых директора Алексея Лобанова сместил назначенный комитетом по культуре Владимир Словохотов. Последний внезапно оказался в статусе художественного руководителя образовавшейся в конце апреля «Генеральной дирекции драматических театров на Васильевском и на Литейном». Вместе с этим появилась, а потом тут же была опровергнута новость о назначении на освободившуюся должность Бориса Мездрича, уволенного из Новосибирского театра оперы и балета. Последняя новость по теме — новым главным режиссером Театра на Литейном назначен Сергей Морозов, фигура в высшей степени компромиссная. Вообще, все происходящие перемены происходят без ведома театральных коллективов. В данный момент театральные активисты на центральных улицах Петербурга собирают подписи под петицией за перевод Театра на Литейном в городскую юрисдикцию, что позволило бы ему сохранить по крайней мере собственный устав.

Читайте также: подробный материал о том, как происходит реорганизация московских экспериментальных театров

Выставка «На дне» на «Флаконе»

Фотография: Антон Тушин/Ridus.ru

В середине мая на дизайн-заводе «Флакон» состоялась фотовыставка «На дне». Мероприятие было закрытым и никак не анонсировалось, однако на нем побывали корреспондент газеты «Культура» (назвавшая выставку перформансом), актер и депутат мосгордумы Евгений Герасимов (робот Вертер) и писатель Юрий Поляков. Из репортажа становится ясно, что выставка представляла собой серию фотографий спектаклей «Гоголь-центра», Екатеринбургского ТЮЗа, Большого театра, театра «Практика», МХТ им. Чехова и многих других, в репертуаре которых идут спектакли Константина Богомолова, Кирилла Серебренникова, Тимофея Кулябина и где есть что-нибудь, связанное с обнажением тела на сцене; рядом с каждой фотографией располагались таблички с указанием стоимости постановки. На следующий день помещение было освобождено, однако анонимность и недолговечность выставки не помешали Владимиру Мединскому назвать ее проявлением «активности гражданского общества». Организатором выставки назван независимый фонд «Искусство без границ» (не путать с благотворительным). Целью своей деятельности создатели фонда помимо прочего называют повышение лояльности «к авторам и предметам искусства, созданным в России».

Министерство культуры против «Золотой маски»

Фотография: РИА «Новости»

Первым из представителей власти на «Золотую маску» ополчился депутат Евгений Федоров еще год назад. Автор теории о Викторе Цое, поющем по заказу ЦРУ, и о том, что Путин — агент США, наплевав на политкорректность и фактологию, в этот раз внезапно посетовал, что «Золотые маски» достаются гастарбайтерам, которые чинят в театре унитазы (имея в виду, по всей видимости, спецприз музыкального жюри «Золотой маски» за спектакль «Театр.doc» «Акын-опера», в котором участвуют памирские таджики, играющие импровизационную музыку на народных инструментах). В этом году происходит беспрецедентная атака на крупнейший и авторитетнейший театральный фестиваль страны со стороны Минкультуры. 15 мая на открытом заседании в Союзе театральных деятелей представители министерства в открытую проигнорировали разговор о развитии премии и фестиваля, сообщив, что в «Золотой маске» образовался «нарыв». Через несколько дней первый заместитель министра культуры Владимир Аристархов публично разразился монологом о нецелесообразности финансирования фестиваля «Золотая маска», поскольку он «из года в год системно поддерживает постановки, которые очевидно противоречат нравственным нормам, очевидно провоцируют общество, очевидно содержат элементы русофобии, презрение к истории нашей страны»; таким образом демонстрируя как минимум катастрофическое незнание принципов устройства фестиваля. Подробный ответ чиновнику последовал не только от дирекции фестиваля, но и от Льва Додина, Теодора Курентзиса, Игоря Гордина, Кирилла Серебренникова, от директоров, министров, артистов, ученых со всей страны. Также стало известно, что в настоящий момент никому прежде неизвестный «Независимый профсоюз актеров театра и кино» приступил к сбору подписей против фестиваля «Золотая маска». Ранее этот же профсоюз инициировал проверки спектаклей Кирилла Серебренникова и Константина Богомолова на искажение классики.

Читайте также: подробный материал о том, как устроена главная национальная театральная премия страны

Статья Владимира Мединского

Фотография: РИА «Новости»

Свою одиозную программную статью, опубликованную в газете «Известия», министр культуры назвал «Кто не кормит свою культуру, будет кормить чужую армию». Говоря об «Основах государственной культурной политики», Мединский рассуждает почти только о театре, никак не объясняя свой пристальный интерес именно к этому виду искусства и попутно оправдываясь за вводимую цензуру. Статья иллюстрирована фотографиями с выставки «На дне»; при этом на одной из них в качестве примера зря растраченных денег по досадному неразумению изображена сцена из постановки «Тангейзера» не в Новосибирске, а в барселонском театре Liceu Робертом Карсеном. В тексте автор дает понять, что с декабря 2014 года «культура возводится в ранг национальных приоритетов». Стараясь быть до конца понятным, министр неточно цитирует верноподданнические рассуждения первого придворного директора театра, драматурга Александра Сумарокова (1717–1777), резюмируя: «Собственно, «Основы государственной культурной политики» в XXI веке — все о том же». Ближе к концу витиеватого сочинения Мединский перечисляет те самые ценности, на которые и только на которые государство отныне готово тратить бюджетные деньги: «Ценность созидательного труда; развитие личности как залог общего процветания; служение Отечеству; единство и преемственность тысячелетней истории России». Чтобы было кому правильно отличать, кто служит Отечеству, а кто не очень, формируется проект «Кадровый потенциал». В финале министр культуры восхищается танком «Армата». Ответы на эпичный опус опубликовали худрук «Практики» Иван Вырыпаев и доктор философских наук Александр Рубинштейн.

Прокурорская проверка московских театров

Сцена из культового спектакля Кирилла Серебренникова «Голая пионерка» в «Современнике», великая роль Чулпан Хаматовой, премьера 2005 года. Этот спектакль наряду с другими включен в доносный список, притом, что уже несколько лет как снят с репертуара.

Сцена из культового спектакля Кирилла Серебренникова «Голая пионерка» в «Современнике», великая роль Чулпан Хаматовой, премьера 2005 года. Этот спектакль наряду с другими включен в доносный список, притом, что уже несколько лет как снят с репертуара.

Фотография: ТАСС

Те же люди, что устраивали выставку «На дне», направили в прокуратуру ЦАО обращение о необходимости проверки репертуара «Гоголь-центра», МХТ им. Чехова, «Современника», «Сатирикона» и других театров на наличие «нецензурной брани, аморального поведения, порнографии» (список спектаклей прилагается). Об обращении этом стало известно 19 июня, когда письмо из прокуратуры пришло в Центр им. Мейерхольда, в репертуаре которого вообще не содержится ни одного из перечисленных в доносе спектаклей. По словам арт-директора ЦИМа Елены Ковальской, такие же письма получили руководители «Гоголь-центра» и МХТ им. Чехова. Самый примечательный вопрос из документа: «Проходило ли содержание постановки какое-либо предварительное рецензирование (критику, искусствоведческое исследование) в органах исполнительной власти перед выходом на сцену для массового показа?» 

Ошибка в тексте
Отправить