перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Как поддерживают культуру в разных странах мира

В Англии культуру финансируют за счет лотереи, в Финляндии — букмекеров, а Министерство культуры есть далеко не везде: «Воздух» изучил, как устроена культурная политика в разных странах мира.

Искусство
Как поддерживают культуру в разных странах мира


Франция

Герой Сопротивления, писатель и философ Андре Мальро стал госчиновником во многом случайно — и отвечал в ведомстве генерала де Голля за культуру, идеологию и пропаганду

Герой Сопротивления, писатель и философ Андре Мальро стал госчиновником во многом случайно — и отвечал в ведомстве генерала де Голля за культуру, идеологию и пропаганду

Фотография: Getty Images / Fotobank

Важнейшие культурные институты Франции, такие как Лувр и Comédie-Française, создавались королями и правительствами, и эта традиция предопределила устройство французской культурной политики. Франция — это классический пример того, что принято называть континентальной моделью: государство, как на общенациональном, так и на региональном уровнях, не только финансирует учреждения культуры (в том числе и независимые), но и активно формирует культурную среду.

Главный игрок на этом поле — Министерство культуры, которое было создано в 1959 году президентом де Голлем (сейчас оно называется Министерство культуры и коммуникаций). Этому ведомству, которое возглавил писатель Андре Мальро, уделялась ведущая роль в поддержании французской идентичности. Главный принцип, сформулированный тогда, остается неизменным: «Министерство культуры будет отвечать за то, чтобы важнейшие произведения искусства были доступны максимальному количеству людей, и особенное внимание будет уделяться французскому искусству».

Три главных направления французской культурной политики — наследие, создание произведений искусства и художественное образование. Участие государства объясняется тем, что наследие является общей для всего народа собственностью, а поддержка и продвижение искусства важны для местных сообществ. Государство декларативно действует так, чтобы рыночные механизмы были неприменимы к сфере культуры и искусства.

Кроме того, для французской культурной политики чрезвычайно важны протекционистские меры в отношении французского языка и пропаганда франкофонии, французской культуры и науки за рубежом. Этим занимаются несколько организаций, самая известная из которых — Французский институт (Institut français) с его более чем 200 отделениями по всеми миру.

Великобритания

Британский агитплакат, протестующий против 25-процентного сокращения расходов на культуру

Британский агитплакат, протестующий против 25-процентного сокращения расходов на культуру

Фотография: Mark Wallinger

Именно в этой стране в 1940-м был создан первый в мире прообраз министерства культуры — Совет по поддержке музыки и искусств (Council for the Encouragement of Music and the Arts). Советом руководил знаменитый экономист-дирижист Джон Мейнард Кейнс, но принципы, которые лежат в основе британской культурной политики, не предполагают, что государство будет активно вмешиваться в дела культуры. Главное правило — «принцип вытянутой руки»: участие без управления. Более того, британский минкульт (Департамент культуры, медиа и спорта) сам ничего не финансирует, а распределяет бюджетные средства через агентства, существующие в форме некоммерческих организаций и управляемые независимыми директорами. Главное из таких агентств в Англии — Совет по культуре (Arts Council England), а в Шотландии — Creative Scotland.

Система финансирования британских учреждений культуры радикально отличается от стран континентальной Европы тем, что агентства распределяют не только бюджетные деньги, но и средства, которые поступают от Национальной лотереи — она финансирует примерно треть расходов Совета по культуре. Кроме того, Совет по культуре получает деньги от частных спонсоров и фандрайзинговых кампаний.

Такой подход, наряду с традиционным в последние 20 лет вниманием к творческим индустриям и поощрению предпринимательства в сфере культуры, отражен и в перечне главных направлений британской культурной политики. Это поддержка искусства, обеспечение доступа молодежи к культурной деятельности, поддержка программы «Город культуры» (поощрение культурного туризма), помощь организациям культуры в поиске новых источников финансирования и продвижение британской культуры за рубежом.

Германия

Гете-институт и его многочисленные филиалы в разных странах мира — важнейший инструмент пропаганды немецкой культуры

Гете-институт и его многочисленные филиалы в разных странах мира — важнейший инструмент пропаганды немецкой культуры

Фотография: Viktor Justratow / goethe.de

Как и во Франции, культурная политика в этой стране замкнута на государство. С одним существенным отличием: в Германии она полностью децентрализована. Здесь нет федерального министерства культуры, а культурные институции получают субсидиии от правительств федеральных земель и муниципалитетов, при этом часто роль городов оказывается значительнее.

Для немецкой культурной политики существенно представление о государстве как гаранте свободы слова и художественной независимости. В Германии также работает правило «вытянутой руки»: государственное финансирование не должно влиять на способы высказывания, и поэтому немецкие организации культуры самоуправляемы.

Если в Великобритании государственные принципы и направления культурной политики пересматриваются правительством раз в несколько лет, то в Германии три главных принципа остаются неизменными и предельно общими: децентрализация, государственная поддержка и разнообразие.

Федеральное правительство поддерживает одно из важнейших направлений культурной политики Германии: продвижение культуры, науки и немецкого языка во всем мире. Эту деятельность осуществляют независимые, но получающие государственное финансирование организации: Гете-институт, Немецкий академический обмен (DAAD), Институт международных связей (IFA) и многие другие.

Финляндия

Для москвичей финская культурная политика во многом ассоциировалась с музыкальными фестивалями «Дни независимости Финляндии», которые устраивал при поддержке соответствующего посольства бывший клубный обозреватель «Афиши» Григорий Гольденцвайг

Для москвичей финская культурная политика во многом ассоциировалась с музыкальными фестивалями «Дни независимости Финляндии», которые устраивал при поддержке соответствующего посольства бывший клубный обозреватель «Афиши» Григорий Гольденцвайг

Фотография: www.cleaningwomen.com

Притом что никакой официальной или общепринятой формулы национальной культурной политики не существует, классическое государство всеобщего благосостояния удачно использовало весь лучший европейский опыт. Учреждения культуры и художественные проекты финансируются через Совет по искусству частично из национального бюджета, частично — за счет доходов от национальной лотереи и отчислений букмекерских контор. В рекордном 2001 году доля лотереи и букмекеров составила 70% бюджета на культуру, сейчас снизилась примерно до 50%. Кроме того, многие институты финансируются совместно национальным и местным бюджетами.

Кроме принципа «вытянутой руки» финская культурная политика строится еще и на правилах горизонтальной и вертикальной децентрализации. Горизонтальная децентрализация — это передача ответственности за политические и финансовые решения независимым организациям, профессиональным ассоциациям и союзам, которые консультируют министерство культуры и образования. Вертикальная — распределение полномочий и средств от центрального правительства муниципалитетам. За счет трансфертов в местные бюджеты полностью финансируются библиотеки, оркестры, театры, музеи, художественное образование и образование для взрослых.

В финской культурной политике огромную роль играют разнообразные некоммерческие организации и инициативы, в частности мощное волонтерское движение, которое является важным источником поддержки фестивалей.

США

В Америке нет своего минкульта и «Основ культурной политики», но это не значит, что власть не пытается играть на этом поле — так, сравнительно недавно стало известно, что после войны ЦРУ скрытно спонсировало продвижение абстрактного экспрессионизма.

В Америке нет своего минкульта и «Основ культурной политики», но это не значит, что власть не пытается играть на этом поле — так, сравнительно недавно стало известно, что после войны ЦРУ скрытно спонсировало продвижение абстрактного экспрессионизма.

картина: Jackson Pollock

Это единственная большая в экономическом и культурном смысле страна, где нет сформулированной на уровне декларации или закона культурной политики. Она определяется не государством, а через взаимодействие самых разных акторов, и ее можно сформулировать как «разнообразие, самостоятельность, инициатива и широкая поддержка». В Америке вообще нет министерства культуры. Федеральное правительство содержит несколько крупных, имеющих национальное значение организаций: Смитсоновский институт, куда входят 20 крупнейших музеев и некоторые библиотеки (Библиотека Конгресса считается подразделением самого Конгресса). Та часть федерального бюджета, которая предназначена культуре, распределяется в виде грантов через Национальный фонд искусств (National Endowment for the Arts). Спектр деятельности фонда чрезвычайно широк: от литературы до художественного образования. Культуру и искусство поддерживают штаты и муниципалитеты, но их роль несущественна. По данным Национального фонда искусств, в 2012 году музеи и некоммерческие художественные коллективы получили из федерального бюджета всего 1,2% финансирования, от штатов — 2,2%, из местных бюджетов — 3,3%, от фондов — 9,5%, корпораций — 8,4%, индивидуальных меценатов — 20,3%, 14,4% составили доходы от ценных бумаг и эндаументов, а 40,7% они заработали сами.

Китай

Современному искусству китайская компартия уделяет большое внимание — считается, что в каждом крупном городе должен быть свой музей современного искусства

Современному искусству китайская компартия уделяет большое внимание — считается, что в каждом крупном городе должен быть свой музей современного искусства

В марте этого года Лю Цибао, директор отдела пропаганды ЦК Коммунистической партии Китая, заявил, что разработан план углубления структурной реформы культуры Китая и его реализация должна быть завершена к 2020 году. Среди общих формулировок официального доклада отчетливо прозвучали слова «менеджмент», «повышение самостоятельности» и «рынок». Это совершенно новая риторика. Пока Китай живет в полностью социалистической модели: Министерство культуры отвечает за все сферы искусства, сохранения наследия и масс-медиа, а ведомство Лю Цибао раз в пять лет публикует новые принципы культурной политики. Последний 5-летний план был опубликован в 2012 году. Помимо привычных коммунистических и патриотрических клише, в нем содержался главный тезис о создании гармоничного общества, а принципиально новым стало заявление, что Китай будет сотрудничать с международными организациями, для того чтобы вывести свою культуру на мировой уровень.

Фактическая открытость — или приоткрытость – получает идеологическое обоснование и одобрение: новая китайская культурная политика должна служить большей модернизации общества и усилению веса страны в мире. Китай заслуженно гордится тем, что стал быстро растущим мировым художественным рынком, и открытие новых галерей и ярмарок современного искусства стало главным трендом последних лет.

Ошибка в тексте
Отправить