перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Как выглядят работы слепых фотографов

В Москве прошел мастер-класс американского фотографа Стива Эрры, посвященный технике рисования светом, с помощью которой незрячие люди могут делать удивительные по красоте фотографии. «Воздух» поговорил с участниками о том, как можно фотографировать без зрения.

Искусство
Как выглядят работы слепых фотографов
Антон Акимов Антон Акимов фотограф

«В 2010 году в Москве была выставка слепых фотографов на «Флаконе», и я был там волонтером. Там я познакомился со Стивом. Он член коллектива слепых и слабовидящих фотографов Seeing with Photography Collective, которые занимаются буквально рисованием светом. Изначально я не был сильно впечатлен тем, что они делают, просто было интересно, как слепые люди вообще могут что-то снимать. Мы со Стивом подружились, и я узнал, что он окончил Parsons the New School for Design в Нью-Йорке, сначала был видящим и только потом постепенно ослеп. 

Техника рисования светом состоит в том, что в темноте на долгой выдержке при помощи фонарика и разных других штук эти фотографы высвечивают портреты или предметы. Первоначально эти фотографии придумал зрячий человек в социальном центре для слепых в Америке. Слепых участников на русском мастер-классе было всего 4 человека, но все же они пришли. Наш мастер-класс проходил в РУДН, и на него пришли несколько студентов, многие из которых искренне заинтересовались и оставались до самого конца».

Стив Эрра Стив Эрра фотограф

«Мы впервые приехали в Москву в 2010 году с группой слепых фотографов, которая была образована в Калифорнии. Мы занимаемся этим с 1997 года и устраиваем мастер-классы по всему миру. Эта техника не уникальна, но именно она идеально подходит слепым и слабовидящим людям: вспышка в абсолютно темном помещении используется как кисточка с краской. Мы своей работой пытаемся ответить на вопрос, что вообще такое видение. У нас в группе есть видящие, слабовидящие и совершенно слепые фотографы. Видящие описывают слепым и слабовидящим, хорошо ли получилась фотография, может, нужно посветлее или поярче. То есть общение — это едва ли не главная составляющая нашей работы. Я знаю, что видящие фотографы, которые участвуют в наших мастер-классах, начинают фотографировать с закрытыми глазами. Когда ты не видишь, это дает тебе большую свободу для воображения и использования разума, а не глаз. Мы в основном делаем портреты, но иногда и натюрморты тоже. Мне нравится вспоминать произведения искусства, которые я помню с тех пор, как был зрячим, иногда пытаемся фотографировать ночью, но это очень сложно. Я был впечатлен, когда двое участников мастер-класса остались в студии после окончания, им явно понравилось и не хотелось уходить. Это было очень мило. И было приятно встретить таких людей».

Фотография: Seeing with Photography Collective

Павел Павел участник мастер-класса

«Про этот воркшоп мне рассказала хорошая подруга, она журналист и увлекается фотографией. Я незрячий, когда я видел в подростковом возрасте, у меня был фотоаппарат и я фотографировал. Сейчас иногда фотографирую на телефон, наугад, для того чтобы это в фейсбук выложить. Техника называется «рисование светом»: вы ставите в абсолютно темной комнате фотоаппарат на штатив и ставите долгую выдержку. Потом берете фонарик с регулируемым лучом и высвечиваете свою композицию. То, что вы высвечиваете, попадает на пленку. Можно использовать разнообразные отражающие материалы и поверхности. Выходит разный визуальный эффект. 

Мне вообще всегда были удивительны люди, которые, будучи незрячими, занимаются всякими визуальными штуками как искусством. Мне всегда было интересно, как такие художники оценивают результат своей работы. Для Стивена это коммуникация: зрячие описывают незрячим, что получилось, а незрячие лучше ориентируются в полной темноте, знают куда что поставить и как. Мне было интересно, мы пробовали с подругой делать эти фотографии, если представится еще возможность, буду еще фотографировать, а нет так нет. Все же это искусство специфическое, и изображения, которые получаются, отчасти абстрактные. Мне сложно придумать что-то абстрактное, склад ума не тот. Для меня был скорее важен сам процесс». 
Ошибка в тексте
Отправить