перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Все театральные фестивали осени: что смотреть

Российские премьеры Кастеллуччи и Персеваля, новые спектакли Някрошюса и Остермайера, эксперименты Яна Фабра и Кэти Митчелл. «Воздух» составил краткий путеводитель по главным театральным фестивалям Москвы и Петербурга.

Искусство

Александринский фестиваль

Что: европейские премьеры на главной сцене Петербурга.

Подробности: Помимо премьер Валерия Фокина по мотивам мейерхольдовского «Маскарада» и «Теллурии» Марата Гацалова по Владимиру Сорокину, весомым поводом к немедленной поездке в осенний Петербург стало появление в афише Александринского фестиваля имен Филиппа Кена и Аттилы Виднянского. Сам себе драматург, режиссер и художник, Кен после трехлетнего затишья сочинил аккуратную урбанистическую элегию «Swamp Club» о сходстве современной Европы с болотом, а его венгерский коллега пошел дальше — его масштабная оратория «Йоханна на костре» (музыка Артюра Онеггера на поэму Поля Клоделя) с хорами, оркестром, трасформирующейся сценой, балетом и живым огнем буквально отпевает великую европейскую культуру. Следом покажут еще одну работу венгерского маэстро — «Человек крылатый», — скромнее по форме, но не по мысли. Основанная на апокрифах, текстах Циолковского и венгерской поэзии альтернативная история мира разыграется вокруг сидящих на сцене зрителей.

Трейлер спектакля Аттилы Виднянского «Человек крылатый», Национальный театр Венгрии, 2013

  • Когда проходит 19 сентября — 26 октября
  • Программа здесь

«Балтийский дом»

Что: громкие премьеры в широком ассортименте. 

Подробности: Необъятная афиша главного петербургского фестиваля идет на рекорд не только по количеству стран-участниц, но и по концентрации мастеров. Здесь Эймунтас Някрошюс соседствует с Ромео Кастеллуччи, Пиппо Дельбоно с Люком Персевалем, а Корнель Мундруцо с Оскарасом Коршуновасом — такого попросту не бывает. И если Мундруцо, Някрошюса и Кастеллуччи можно посмотреть и в Москве, то Персеваль представит ни много ни мало свою первую в России премьеру — «Макбет». Еще одна достопримечательность программы — два новых спектакля панковатого литовского эстета Коршуноваса: «Чайка» и «Последняя лента Крэппа». В первом случае основатель театра OKT подводит итог пятнадцатилетней деятельности — это спектакль о театре, без декораций и костюмов; а во втором главную и единственную роль сыграет Юозас Будрайтис. И, кстати, этот спектакль тоже можно будет увидеть в Москве, на фестивале NET.

Фрагмент репетиции спектакля Корнеля Мундруцо «Деменция», Театр «Протон» (Будапешт, Венгрия), 2013

  • Когда проходит 25 сентября — 13 октября
  • Программа здесь

Solo

Что: танцевальные, разговорные, экспериментальные и документальные моноспектакли из Европы и России.

Подробности: За шесть лет своего существования единственный в своем роде фестиваль моноспектаклей проделал путь с культурной обочины в новостные топы. И если бронебойная программа прошлого года с Робертом Уилсоном в качестве хедлайнера казалась явлением исключительным, то нынешный лайнап развеивает подобные сомнения. Откроется фестиваль премьерой хладнокровного короля патологического ритуала Ромео Кастеллуччи в громадной подземной галерее Collector — «Юлий Цезарь. Фрагменты»: звучащие монологи Марка Антония и Станиславского будут визуализированы посредством видеоэндоскопа, который артисту пропихнут до гортани через нос. Далее последуют разнокалиберные моноопусы из Франции, Германии, Польши, Бельгии, Румынии и России. В первую очередь обратить внимание следует на новую вещь Яна Фабра «Подожди, подожди, подожди… (моему отцу)», оголтелый постмодернистский перформанс про Гитлера «А. Г.» Антонио Лателлы и мультимедийный стендап о саморазрушении «Вертер!» Николаса Штемана. Кроме Кастеллуччи, все спектакли покажут на двух соседствующих площадках — в «Боярских палатах» и Театральном центре «На Страстном».

Трейлер спектакля Николаса Штемана «Вертер!», Talia Theater (Гамбург, Германия), 2013

  • Когда проходит 29 сентября — 10 октября
  • Программа здесь

«Территория»

«Exhibit B»

«Exhibit B»

Фотография: предоставлена пресс-службой фестиваля «Территория»

Что: выставка мигрантов, спектакль про слепоглухих, перформансы в странных местах и новые образцы европейского театра.

Подробности: Важно понимать, что программа «Территории» многогранна. С одной стороны, это театральный фестиваль со своими премьерами вроде пластического опуса «Моя аномалия» Dialogue Dance и европейскими бомбами вроде хипстерско-политического памфлета «Враг народа» Томаса Остермайера. С другой — это еще и экспериментальная лаборатория, где видные молодые режиссеры ставят новые зарубежные пьесы в странных городских местах: Юрий Квятковский, например, репетирует «Сверхдраму» Криса Торпа в Центральном телеграфе, а Лера Суркова — «Двух девочек» Розанны Холл на парковке универмага «Цветной». Далее — непременный хук от совриска: совместно с ММОМА на «Территории» устроят российскую версию нашумевшей «Exhibit B» Бретта Бейли, «выставки расизма», где в качестве экспонатов предстанут специально отобранные местные мигранты. А вообще, главная цель фестиваля на самом деле образовательная — для студентов со всего континента здесь с утра до ночи проводят мастер-классы и лекции по всем видам актуальных театральных техник и теорий. Но даже во всю эту структуру не вполне укладывается самое любопытное событие — документальный спектакль Руслана Маликова «Прикасаемые» про слепоглухих, в котором, помимо собственно слепоглухих взрослых и детей, примет участие, например, Евгений Миронов.

Трейлер спектакля Томаса Остермайера «Враг народа», театр «Шаубюне» (Берлин), 2013

  • Когда проходит 1 — 14 октября
  • Программа здесь

«Сезон Станиславского»

Что: новые работы признанных мастеров.

Подробности: Из четырех наименований основной программы точно идти нужно на два: «Книга Иова» Эймунтаса Някрошюса и «Платонов» Люка Персеваля. В новой работе литовского гения сказание об Иове звучит поочередно из уст Бога, Дьявола и самого мученика; сотни горящих ламп на шее Иова, метафорические преображения ящиков от письменного стола, милое коллективное поедание яблочка — чистая философия и мощь красоты. А Персевалю, кажется, вслед за «Вишневым садом» удалось в своем «Платонове» с пущей энергией выдавить разом всю межстрочную чеховскую болезненность. Кстати, «Вишневый сад» тоже числится в афише фестиваля —премьера петербургского мэтра Льва Додина, чемпиона по «Золотой маске» и мастера монументальной психологической драмы. За скобками остается опус японца Тошики Окада «Ванильная мечта (Super Premium Soft Double Vanilla Rich)» — скромное и запоздалое высказывание на тему общества производства и потребления. Во всяком случае, такое впечатление оставляют аннотация и трейлер.

Трейлер спектакля Люка Персеваля «Платонов», театр NTGent (Гент, Бельгия), 2013

  • Когда проходит 3 октября — 18 декабря
  • Программа здесь

NET

Что: сливки прогрессивного театра Европы.

Подробности: Главный импортер всего необузданного, свежего и чрезвычайного из Европы, фестиваль NET, в этом году выдвигает трех хедлайнеров: «Тартюф» Михаэля Тальхаймера, «Король Убю» Деклана Доннеллана, «Дыхание» Кэти Митчелл (не считая первой в истории московской премьеры Ромео Кастеллуччи под названием «Человеческое использование человеческих существ» в «Электротеатре «Станиславский»). Если эстетский хоррор Тальхаймера — вполне программная веха немецкого душещекотателя, то премьера консервативного на общем фоне Доннеллана — чуть ли не манифест нового искусства и одновременно нового этапа творческой биографии британского мастера; а королева медиатеатра Кэти Митчелл своим «Дыханием» совершает внезапный шаг в сторону от привычных кинокамер на сцене — в ее спектакле о техногенном кризисе актеры сами обеспечивают электричеством сцену, крутя педали велотренажеров. Еще предстоят сольный выход Юозаса Будрайтиса в «Последней ленте Крэппа» Оскараса Коршуноваса, гастроль петербургского шедевра минимализма «Лекция о Ничто» Дмитрия Волкострелова и новые работы Жоэля Помра и Корнеля Мундруцо. Собственно, главная интрига в конце списка: не было еще такого, чтобы кто-то из совершенно неименитых участников программы не оказался вдруг гением.

  • Когда проходит 15 ноября — 5 декабря
  • Программа здесь
Ошибка в тексте
Отправить