перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Что смотреть на ММКФ

Сегодня открывается Московский международный кинофестиваль. Антон Долин, изучив его программу, выбрал фильмы, которые, на его взгляд, обязательно стоит увидеть.

Кино
Что смотреть на ММКФ

10 новых фильмов

«Бродячие псы» Цая Минляна (Тайвань)

Фотография: Homegreen Films

Шедевр выдающегося авангардиста, новатора и лирика — фильм еще более медленный и парадоксальный, чем его предыдущие работы. В центре — судьба бездомного отца-одиночки и его двух детей в поисках матери. Цай утверждал, что после этого уйдет из кинематографа, и тут же нарушил обет, сняв медитативное, бессловесное и бессюжетное (также выдающееся) «Путешествие на Запад». Это, впрочем, уже не вполне кино. Его тоже покажут на ММКФ.

«Да и да» Валерии Гай Германики (Россия)

Фотография: ruskino.ru

Всего-то второй полный метр Германики, которую называют едва ли не живым классиком современного российского кино. Фильм в конкурсе: как повелось, отечественный конкурсант — самый интересный из всех. Известно, что картина — история любви молодого художника и молодой учительницы. В главной роли отважная Агния Кузнецова, уже блестяще игравшая у Германики во «Все умрут, а я останусь». В продюсерах — Федор Бондарчук.

«Два дня, одна ночь» братьев Дарденн (Бельгия)

Фотография: Wild Bunch Distribution

Возможно, лучший фильм года — и точно один из самых блестящих в карьере бельгийских братьев Дарденн, золотовалютного запаса европейского гуманизма. Неузнаваемая, но прекрасная Марион Котийяр играет женщину, уволенную с работы голосованием коллег. За один уик-энд ей предстоит обойти их и убедить на повторном голосовании отдать предпочтение ей, отказавшись от бонуса в тысячу евро.

«Добро пожаловать в Нью-Йорк» Абеля Феррары (США–Франция)

Фотография: Belladonna Productions

Заведомо скандальный плод сотрудничества легендарного независимого режиссера — наркомана и визионера Феррары — с непредсказуемым гражданином Мордовии Жераром Депардье. Картина основана на истории сексуальных похождений экс-главы МВФ Доминика Стросс-Кана. По причинам цензурного и политического характера фильм побоялись включать в программу Канн и выпускать в кинопрокат. А ММКФ не испугался.

«Красная армия» Гейба Польски (США)

Фотография: Polsky Films

Яркий и неоднозначный документальный фильм известного американского режиссера и продюсера о советском хоккее: главный, но не единственный герой — Вячеслав Фетисов. Польски заворожен тем, как из жесточайших условий жизни и бесконечных тренировок рождается подлинное искусство. По сути, его фильм — та же «Легенда №17» (многие персонажи совпадают), только документальная. И заодно размышление о крушении советской утопии. Фильм покажут на открытии ММКФ, но потом повторят для простых смертных.

«Любить, пить и петь» Алена Рене (Франция)

Фотография: F Comme Film

Завещание Алена Рене, самобытного классика французского кино. В прошлом феврале этот фильм был представлен в конкурсе Берлинале, куда режиссер не смог приехать по состоянию здоровья. Картину наградили — причем за «новаторство в искусстве» (автору на тот момент был 91 год). И в самом деле, фильм дышит неправдоподобной свободой: это водевиль о любви, измене и смерти, где умирающий персонаж является главным объектом сексуального притяжения. На экране его так и не будет — зато покажут смеющегося крота, выражающего, вероятно, позицию автора.

«Прощай, язык» Жана-Люка Годара (Франция–Швейцария)

Фотография: Wild Bunch

Совершенно дикая, разнузданная и тем самым прекрасная работа 83-летнего основоположника «новой волны». Сюжет, если можно его так назвать, крутится вокруг мужчины и женщины — почти постоянно голых и, как все французы, патологически говорливых — и их мудро-молчаливой собаки. Свободный монтаж интеллектуальных аттракционов, да еще в беспрецедентно изобретательном 3D, гарантированно снесет крышу каждому. Специальный приз Каннского фестиваля.

«Самый опасный человек» Антона Корбейна (США–Великобритания–Германия)

Фотография: «Вольга»

Голландский дизайнер и фотограф Корбейн со своим уже третьим фильмом — самый знаменитый участник конкурса ММКФ. После минималистского «Контроля» и избыточного «Американца» он снял шпионский триллер по роману Джона ле Карре. Это последняя прижизненная картина Филипа Сеймура Хоффмана и первый международный опыт нашего Григория Добрыгина. Также в «Самом опасном человеке» заняты Уиллем Дефо, Рейчел МакАдамс, Робин Райт и великий немецкий театральный артист Мартин Вуттке.

«Танец реальности» Алехандро Ходоровского (Чили)

Фотография: Caméra One

Умопомрачительная автобиография самого отвязного режиссера мирового кинематографа, стихийного сюрреалиста и природного фантазера Алехандро Ходоровского. Далекий от документальности фильм — квинтэссенция латиноамериканского магического реализма, приправленная черным юмором и реальными фактами, в которые невозможно поверить. Беспрецедентно откровенное кино, авторское в кубе — даже больше, чем «Святая гора» и «Крот».

«Черный уголь, тонкий лед» Дяо Инаня (Китай)

Фотография: Fortissimo Films

Фильм, награждение которого «Золотым медведем» в Берлине вызвало мало чем объяснимый шквал негодования, — интереснейший сплав эротического триллера в духе «Основного инстинкта» с реалиями современного Китая. Уволенный с работы детектив сходится с работающей в химчистке femme fatale в надежде раскрыть череду убийств, которые совершены при помощи коньков: ключевые сцены — на катке и в кабинке колеса обозрения. Нетривиальная картина на стыке жанрового кино и радикального артхауса.

10 старых фильмов

«Великая иллюзия» Жана Ренуара (Франция), 1937

Фотография: Janus Films

Библия антивоенного кино с Жаном Габеном, Дитой Парло и Эрихом фон Штрогеймом — фильм, который, по легенде, запретил сам Геббельс.

«Искатели» Джона Форда (США), 1956

Фотография: Warner Bros.

По версии Американского киноинститута, самый влиятельный вестерн в истории, снятый основоположником жанра Фордом с его любимым актером Джоном Уэйном.

«Головокружение» Альфреда Хичкока (США), 1958

Фотография: Paramount Pictures

Просто лучший фильм всех времен и народов (согласно опросу журнала Sight & Sound) — триллер о женщине-призраке и мужчине, который боялся высоты.

«Жюль и Джим» Франсуа Трюффо (Франция), 1962

Фотография: Janus Films

Жемчужина «новой волны» — трагикомедия о несовершенстве любви. Лучшая роль Жанны Моро, невероятной красоты музыка Жоржа Делерю.

«Застава Ильича» Марлена Хуциева (СССР), 1964

Фотография: киностудия им. М. Горького

Не только великий фильм Марлена Хуциева по сценарию Геннадия Шпаликова, но и бесценный документ эпохи «оттепели», запечатлевший концерт в Политехе.

«Обыкновенный фашизм» Михаила Ромма (СССР), 1965

Фотография: «Мосфильм»

Образец публицистического кино — вероятно, самый своевременный фильм в дни, когда обвинения в фашизме стали расхожим и бессмысленным штампом в любой полемике.

«В огне брода нет» Глеба Панфилова (СССР), 1967

Фотография: «Ленфильм»

Дебют Панфилова — председателя жюри этого года, а также первая центральная роль его музы Инны Чуриковой. Упоительный революционный лубок.

«Защитные цвета» Кшиштофа Занусси (Польша), 1977

Фотография: TOR

Психологическая притча. Едва ли не лучший фильм классика «кино морального беспокойства» Занусси, чью ретроспективу к его 75-летию показывает ММКФ.

«Скорбное бесчувствие» Александра Сокурова (СССР), 1987

Фотография: «Ленфильм»

Изысканная кинопоэма Сокурова по пьесе Шоу «Дом, где разбиваются сердца» — воплощение рафинированного петербуржского постмодернизма.

«Смерть рабочего» Михаэля Главоггера (Украина–Китай–Нигерия–Пакистан–Индонезия), 2005

Фотография: Muhammad Iqbal

Документальный эпос о пролетариате, снятый режиссером, который трагически ушел из жизни в конце апреля. Одна из глав снималась на Донбассе.

Ошибка в тексте
Отправить