перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Дэвид Саймон и его наследие: гид по миру автора «Прослушки» и «Убойного отдела»

Один из лучших сценаристов современного американского телевидения Дэвид Саймон вернулся в эфир с новым мини-сериалом «Покажите мне героя» с Оскаром Айзеком в главной роли. «Афиша» подробно разбирается во вселенной Саймона: отличительные черты, любимые актеры, самые важные сцены и цитаты.

Кино
Дэвид Саймон и его наследие: гид по миру автора «Прослушки» и «Убойного отдела»

Как понять, что вы смотрите сериал Дэвида Саймона?

Фотография: Diomedia

01

Сериал мало кто видел, но все слышали, что он великий.

02

Сериал начинается с заставки канала HBO. На заре своей карьеры Саймон пробовал работать на эфирных каналах, однако все свои значимые сериалы он сделал в долгосрочном сотрудничестве с HBO, которое не думает прекращаться.

03

Сюжет основан на реальных событиях, написан по мотивам документальной книги или почерпнут прямиком из жизни. Почти за каждым героем стоит реальный прототип, а в эпизодах снимаются настоящие полицейские, наркоманы, адвокаты и участники тех событий.

04

Подавляющее число главных героев чернокожие, при этом там полно расистских шуток и неполиткорректного юмора на эту тему.

05

Это очень болтливый сериал. С экрана идет непрекращающийся поток живых диалогов, которые можно слушать бесконечно.

06

Речь идет о наркотиках, войне с наркотиками или просто о войне как наркотике.

07

Действие сериала происходит в Балтиморе — даже если в другом месте, то кто-нибудь из главных героев обязательно хотя бы раз упоминает этот город.

08

Первые несколько серий не очень понятно, в чем соль сериала, за кого тут переживать и что вообще в нем хорошего, но вскоре от него невозможно оторваться, а каждый персонаж становится вам как родной.

09

Сериал или сезон заканчивается пятиминутной нарезкой из жизни всех главных героев под какую-нибудь очень точно подобранную песню.

10

Шоу как минимум один раз номинировалось на «Эмми».


Жизнь и творчество Дэвида Саймона в датах

  • 1979
  • 1982
  • 1987
  • 1988
  • 1991
  • 1992
  • Конец 1992
  • 1993
  • 1994
  • 1995
  • 1996
  • 1997
  • 2000
  • 2002
  • 2003
  • 2004
  • 2006
  • 2008
  • Лето 2008
  • 2010
  • 2013
  • 2015
  • 1979
    Работает в студенческой газете The Diamondback Университета Мэриленда, где знакомится со своим будущим соавтором Дэвидом Миллсом.
  • 1982
    В качестве внештатника написал для известной газеты The Baltimore Sun серию резонансных статьей про сексуальные домогательства со стороны баскетбольного игрока Университета Мэриленда. Саймона берут в отдел криминальных новостей — он становится самым юным сотрудником газеты.
  • 1987
    У Саймона начинаются проблемы с коллегами, в офисе царит нездоровая атмосфера, и он берет длительный отпуск с целью написать книгу.
  • 1988
    Весь год на правах полицейского стажера Саймон с блокнотом и ручкой проводит в убойном отделе Балтимора, где каждый день тщательно документирует хаос местного уголовного расследования.
  • 1991
    Итогом года работы Саймона становится документальная книга «Homicide: A Year on the Killing Streets», которая получает профильные призы, лестную критику и эпитеты вроде «настоящая криминальная классика».
  • 1992
    Книгу примечает режиссер и выходец из Балтимора Барри Левинсон — вместе с продюсером Томом Фонтана он выкупает права на экранизацию и запускает на канале NBC полицейский процедурал «Убойный отдел», который использует главных героев книги в новых сюжетах «по мотивам».
  • Конец 1992
    Саймон берет еще один отпуск в газете, чтобы вместе с бывшим детективом убойного отдела Эдом Бернсом погрузиться в документальное исследование жизни наркоманского гетто Балтимора.
  • 1993
    Левинсон просит Саймона написать сценарий для одной из серий «Убойного отдела». Тот нехотя соглашается и зовет в помощники своего студенческого друга Дэвида Миллса. Вместе они сочиняют эпизод под названием «Bop Gun». Однако продюсеры считают его слишком мрачным и откладывают в долгий ящик.
  • 1994
    Из-за средних рейтингов первого сезона создатели идут ва-банк и открывают второй сезон саймоновским эпизодом «Bop Gun», где в качестве приглашенной звезды блистает Робин Уилльямс. Серия собирает огромную аудиторию, спасает сериал от закрытия и приносит Уилльямсу номинацию на «Эмми», а Саймон и Миллс получают премию Гильдии сценаристов США за лучший сценарий.
  • 1995
    Саймон увольняется из The Baltimore Sun и снова пробует себя на телевидении. Пишет сценарий к одной из серий «Полиции Нью-Йорка», естественно, про наркотики: будущая звезда «Во все тяжкие» Джанкарло Эспозито играет наркомана-информатора, а Дэнни Трехо — колумбийского наркодельца.
  • 1996
    Присоединяется к четвертому сезону «Убойного отдела» в качестве постоянного сценариста, автора и продюсера. Знакомится с множеством актеров и сценаристов, которые потом будут с ним работать.
  • 1997
    В соавторстве с Эдом Бернсом выпускает свою вторую книгу «The Corner: A Year in the Life of an Inner-City Neighborhood» про нелегкую жизнь наркоманов на одном балтиморском перекрестке.
  • 2000
    Поднаторев за четыре года работы над «Убойным отделом», Саймон продает каналу HBO идею экранизировать вторую книгу «Угол» в виде мини-сериала. Сценарий пишет вместе с Эдом Бернсом и Дэвидом Миллсом. Сериал получает три премии «Эмми»: лучший мини-сериал, лучший режиссер и лучший сценарий.
  • 2002
    Канал HBO и продюсер «Угла» Роберт Ф.Коулсберри дают добро на еще один сериал Дэвида Саймона и Эда Бернса про войну с наркотиками в Балтиморе — выходит первый сезон «Прослушки».
  • 2003
    Для второго сезона «Прослушки» про махинации в балтиморском порту Саймон зовет в помощники бывшего репортера Рафаэля Альвареса. Вся его семья работала в порту, и он не понаслышке знаком с профсоюзом портовых грузчиков.
  • 2004
    Внезапно умирает продюсер «Прослушки» Роберт Ф.Коулсберри, который во многом лоббировал шоу и поддерживал его на плаву несмотря на низкие рейтинги. Саймону с трудом удается продлить сериал на четвертый сезон.
  • 2006
    Четвертый сезон «Прослушки» наделал немало шуму, критики спохватились и начали трубить о величии сериала, а рейтинги шоу немного увеличились.
  • 2008
    Соавтор Эд Бернс покидает «Прослушку» для подготовки съемок мини-сериала «Поколение убийц». Саймон делает последний сезон самым личным — про работников своей альма-матер, газеты The Baltimore Sun. Многие критики признают пятый сезон не самым удачным, но благодарны за логичное завершение сериала.
  • Лето 2008
    Выходи мини-сериал «Поколение убийц» — драма про неприглядные будни американских морпехов в Ираке.
  • 2010
    За несколько дней до премьеры сериала «Тримей» про Новый Орлеан после урагана «Катрина» скоропостижно умирает сценарист и давний соратник Саймона Дэвид Миллс.
  • 2013
    «Тримей» держится в эфире четыре сезона, но так как он рассказывает о простых людях, житейских проблемах и живительной силе музыки, сериал остается в тени резонансного и более драматического наследия «Прослушки».
  • 2015
    Выходит мини-сериал «Покажите мне героя» с Оскаром Айзеком в главной роли — политическая драма про молодого мэра города Йонкерс, чью карьеру в 80-х годах раздавила государственная жилищная программа и расовая нетерпимость.

10 забавных фактов о «Прослушке»

Фотография: HBO

Актер Идрис Эльба, исполнитель роли финансового воротилы наркомафии, признавался, что никогда не посмотрел сериал полностью.

Сержанта-толстяка Джея Лендсмена (его играет Делани Уилльямс), знаменитого своим чувством юмора, назвали в честь реального полицейского, описанного в книге «Убойный отдел». Причем настоящий Лендсмен (в реальности худощавый и усатый) тоже сыграл в «Прослушке» второстепенную роль другого полицейского.

По вечерам после съемок участники группы неоднократно попадали под подозрение полиции и оказывались в участке Балтимора.

В одиннадцатой серии второго сезона, а также в самой последней Дэвид Саймон мелькает в роли корреспондента газеты The Baltimore Sun.

Главные герои сериала часто пользуются тавтологией, подкрепляя свои слова формулировками вроде «Я делаю то, что делаю», «Игра это игра», «Деньги это деньги» или «Что сделано, то сделано».

Актрису Фелицию Пирсон, известную по роли бандитки Снуп, вскоре после съемок в действительности осудили на семь лет за распространение героина. Правда, она пошла на сотрудничество, заключила сделку и получила условный срок. Пообещала вести себя хорошо и заниматься исключительно своей актерской карьерой.

В пятом сезоне упоминается телефонный номер главного гангстера Марло 1 410 915 0909. Если позвонить по нему, то до сих пор можно услышать запись с грозной речью Марло. Из России следует набирать номер с приставкой 810.

Президент Барак Обама является большим поклонником «Прослушки». Не так давно он даже пригласил Саймона в Белый дом, чтобы поговорить о сериале, способах борьбы с наркотиками и реальном прототипе знаменитого персонажа по имени Омар.

Некоторые актеры «Прослушки» снова примерили на себя любимые образы в пародийном ролике сайта Funny or Die — что будет, если из сериала сделать мюзикл.

На своих концертах Псой Короленко исполняет авторскую русскоязычную версию песни из заставки к сериалу «Прослушка», не забывая называть сериал великим.

Любимые актеры Саймона

Кларк Питерс

Фотография: HBO

Актер с печатью мудрости на лице, эдакий сериальный эквивалент Моргана Фримена, которому идет играть опытных гуру своего дела. Неважно: старый наркоман из «Угла», спец по телефонам из «Прослушки» или хранитель индейских традиций из «Тримея» — все они олицетворяют кладезь вселенских знаний.

Уэнделл Пирс

Фотография: HBO

Детектив Банк с извечной сигарой из «Прослушки» и беспечный музыкант Антуан Батист с тромбоном из «Тримея» — актер больших объемов и обаяния. Сейчас Пирса можно видеть в новых сезонах «Рэя Донована» и «Форс-мажоров».

Канди Александер

Фотография: HBO

Убедительно воплотила в жизнь главную героиню «Угла» — наркоманку Фрэн, которая пробует бороться со своей зависимостью и вытащить своего сына из преступной паутины. В «Тримее» у нее не менее мощный выход в роли владелицы разрушенной таверны.

Лэнс Реддик

Фотография: HBO

Лощеный афроамериканец, который в кадре идеально носит полицейскую форму и невозмутимость офицера. Когда в мини-сериале «Угол» он появляется в роли наркомана в завязке, то все равно выглядит как начальник из «Прослушки». 

Джеймс Рэнсон

Фотография: HBO

Неугомонный малыш Зигги из второго сезона «Прослушки», который ходил в бар с уткой на поводке. А также болтливый морпех из «Поколения убийц» и не менее болтливый помощник повара в «Тримее».

Знаковые сцены из сериалов Саймона

1. Сон детектива Бейлисса, которым открывается один из эпизодов шестого сезона «Убойного отдела». В нем главный герой снова сталкивается с делом убитой девочки, которое он однажды не смог раскрыть. Мучительное сновидение настоящего детектива — крайне сюрреалистическое и нестандартное начало для полицейского процедурала того времени. Вообще серия вышла крайне неординарной — по сюжету главные герои раскрывают убийство семидесятилетней давности. Не зря Дэвида Саймона и Дэвида Миллса номинировали за нее на премию Гильдии сценаристов США. Кстати, эту серию срежиссировал актер Стив Бушеми.

2. Мощный финал мини-сериала «Угол», когда после шести игровых серий с актерами нам показывают, как выглядят герои документальной книги в реальной жизни. Режиссер встречается на углу с настоящей Фрэн, ее сыном ДиАндре и наркоманом Блю. Они делятся своими мыслями о сериале, вспоминают героев, которые не дожили до премьеры. Эта беседа сразу дает сериалу иную плоскость — это реальные люди, это их реальные жизни. К сожалению, ДиАндре все-таки проиграл свою борьбу с наркозависимостью и умер от передозировки в 2012 году.

3. Знаменитая сцена с шахматами, где наркодилер Ди’Анджело растолковывает своим подельникам мироустройство при помощи шахмат. Классика. Видео, к сожалению, нельзя встроить, поэтому смотреть его нужно по этой ссылке.

4. Одна из лучших открывающих сцен за всю историю «Прослушки» — Омар и Брат Музон встречаются в темном переулке. Несмотря на то что главные герои меряются пушками, это дуэль не пистолетов, а слов и характеров.

5. Сцена прощания с полицейским Коулом, который внезапно погиб где-то за кадром во время тренировки на тренажерах. Дэвид Саймон придумал этот эпизод, потому как исполнитель этой эпизодической роли Роберт Ф.Коулсберри был продюсером «Прослушки» и в действительности внезапно умер перед самыми съемками третьего сезона. Это не просто проводы персонажа, а прощание съемочной группы со своим соратником. Кстати, Саймон признает, что у полицейских Балтимора нет такой традиции — приносить труп погибшего коллеги в бар. Однако он специально сочинил ее, так как ему захотелось принести дань уважения Коулсберри именно таким образом.

6. Финальная сцена «Поколения убийц», где герои смотрят нарезку из своих любительских съемок в Ираке под великую песню «The Man Comes Around» Джонни Кэша. Солдаты один за другим отворачиваются и уходят то ли с улыбкой, то ли с сожалением. Грандиозная концовка, в которую укладывается вся правда жизни об иракской войне с ее дурманом насилия и киногенией. 

7. Персонаж Джона Гудмана из «Тримея» записывает ролик для ютьюба, где проклинает все остальные города и неполиткорректно упоминает трагедию 11 сентября. А вообще это мощная речь настоящего патриота.

8. Еще один классический эпизод из «Прослушки» — так называемая all-fuck-сцена, где детективы исследуют место преступления, употребляя и склоняя на разный лад ругательства. Слово fuck на разные лады звучит 38 раз.

6 цитат Дэвида Саймона

Фотография: John D. and Catherine T. MacArthur Foundation

О войне с наркотиками: «…Моя страна превратилась в хоррор-шоу. Это видно на примере сокращающегося семейного дохода, отказа от основных социальных программ, таких как государственное образование, действительно работающее государственное образование. Вы видите развернувшуюся охоту на представителей низших классов в рамках так называемой войны с опасными наркотиками, по существу превратившейся в войну с бедными. Эта война превратила наше государство в самую большую тюрьму в истории человечества, — с точки зрения количества заключенных, содержащихся в тюрьмах США, и в процентном соотношении американцев, находящихся в заключении. Ни одна другая страна в мире не сажает с такой скоростью и не содержит в тюрьмах такого количества заключенных, как мы».

О журналистике: «Я не чувствую себя телесценаристом или продюсером. Я до сих пор журналист. Просто я не работаю в газете».

О работе шоураннера: «Клянчить. Я клянчу, вот что я делаю. Я все время клянчу у кого-то. Я умоляю актера сыграть роль. Я умоляю исполнительного дать нам денег на концовку шоу. Когда я был репортером, я клянчил цитаты. В этом нет ничего предосудительного, это просто еще одна форма продаж. Я всегда говорю: «Это будет великолепно, поверь мне. В итоге ты будешь горд за свою работу». Мне нравится думать, что в 50 процентах случаев люди меня понимают».

О источниках: «Ссылаясь на реальные, исторические события, фикшн может сильно и звучно говорить о проблемах и вопросах нашего времени. Полностью вымышленная сказка, созданная посреди замысловатых и точных деталей из реального места и времени, может резонировать с читателями самым глубоким образом».

О других сериалах: «Не хочу сказать ничего плохого о чужой работе — но никаких драконов, никаких зомби, никакой чертовой стрельбы. Ничего страшного в насилии, сексе или драконах нет, но иногда было бы неплохо обсуждать то, что действительно нас беспокоит».

О творческом методе: «Знаете, что я люблю? Я люблю поиметь телевидение тем, что не должно быть на телевидении».

Ошибка в тексте
Отправить