перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Премьера недели «Фантастическая четверка»: опять двойка

Станислав Зельвенский посмотрел единодушно заклейменный критиками и зрителями блокбастер и объясняет, что с ним не так.

Кино
«Фантастическая четверка»: опять двойка

Еще школьником Рид Ричардс (Майлс Теллер) начал мастерить в гараже прибор для телепортации материи — под восторженным, хотя и бессмысленным взглядом своего единственного друга Бена (Джейми Белл). Игрушечная машинка в приборе действительно исчезала — а вместо нее появлялся песок — предположительно, из какой-то пустыни.

Спустя годы на выставке юных талантов к Риду подошел доктор Шторм (Редж И.Кэти), работающий в роскошном исследовательском центре, объяснил, что машинка улетала не в пустыню, а в другое измерение, и позвал его к себе. Там вместе с тремя ровесниками — сумрачным гением по имени Виктор фон Дум (Тоби Кеббелл), приемной дочерью Шторма, интеллектуальной блондинкой Сью (Кейт Мара), и его же биологическим сыном, раздолбаем Джонни (Майкл Б.Джордан), — Рид строит большую реплику своего телепорта, чтобы отправиться в это измерение самостоятельно.

Последствия этого путешествия сказываются только в середине фильма, но большого секрета тут нет (можно посмотреть хотя бы на постер): у одного героя начнут бесконечно растягиваться конечности, другой будет нагреваться до температуры Солнца, третья сможет становиться невидимой, а четвертый превратится в одушевленную груду камней, так что его, как руку в «Семейке Аддамс», переименуют в Вещь. Пятый же примерно повторит судьбу дядюшки Фестера, заблудившегося в Бермудском треугольнике.

Ровно 10 лет назад студия 20th Century Fox, купив у испытывавшего финансовые проблемы «Марвела» права на героев «Фантастической четверки», выпустила одноименную экранизацию — показательно дурацкий, но вполне обаятельный комикс с упором на шутки и губы Джессики Альбы. Несмотря на ворчание критиков, фильм вместе с сиквелом собрал полмиллиарда, однако этого показалось мало, и франшизу прикрыли — лишь для того, чтобы поспешно реанимировать. В режиссерском кресле после положенной чехарды очутился Джош Транк — парень, которому едва стукнуло 30, автор недорогого, но амбициозного хита «Хроника», мрачной сказки в формате found footage.

Тут сработала известная голливудская логика: сюжет «Хроники» примерно такой же, как здесь (трое юношей вдруг обретают сверхспособности). Точнее, не сработала: Транк, получивший 100-миллионный проект, не выдержал давления студийной машины, со всеми поссорился, был, судя по всему, отстранен от завершения производства и накануне премьеры проклял собственную картину в твиттере. Вслед за автором «Четверку» растоптали пресса и доброжелательные интернет-пользователи, и даже с учетом мирового проката ей, кажется, не суждено не то что заработать, но и выйти в ноль.

Так ли безобразен этот фильм, как его малюют? И да и нет. Он покрыт швами и шрамами компромиссов — результатом борьбы режиссера то ли со студийным начальством, то ли с самим собой, из-за чего кино, явно задуманное как разом серьезное и развлекательное, не получилось ни первым, ни вторым. Тут почти нет юмора (притом что у главного героя ноги растягиваются на несколько метров), едва-едва обозначена романтическая линия и удивительно мало экшена — собственно, за исключением финальной битвы, на редкость нелепой, его нет вовсе. Спецэффекты, особенно в пресловутом другом измерении, напоминают обложки фантастического палп-фикшна или малобюджетный трэш 50-х.

При этом говорить о какой-то драме тоже сложновато: фильм, на 80 процентов снятый в полутемных помещениях, где герои смотрят друг на друга со значением, автоматически драмой не становится. Нечто похожее на характер есть разве что у человека-кирпича. Тема супергеройской бесприютности и безотцовщины — у всех проблемы с родителями, двое вообще эмигранты (Сью из Косово, а Виктор фон Дум, как известно, из страны Латверии) — появляется, но никуда не ведет.

В то же время нельзя сказать, что «Четверка» прямо на порядки хуже, чем, к примеру, последний «Супермен», — по крайней мере, тут есть пара человеческих лиц. Главная причина, по которой за фильмом сейчас дружно носятся с улюлюканьем, кажется, скорее социологического толка: на «Фоксе» опять ошиблись с тоном. Десять лет назад в моду вошли супергерои с насупленными бровями, а они сделали из «Четверки» легкомысленную комедию. Сегодня зритель по несколько раз в год ходит на серии марвеловского балагана с тремя гэгами и взрывами в минуту и тремя звездами на квадратный метр, а они выпускают неторопливый, невеселый, почти камерный фильм с подающими надежды тридцатилетними артистами. Трудно отрицать, что это провал, и вряд ли кому-то надо это смотреть, но закидывать «Четверку» камнями тоже почему-то не хочется — тем более что камней там как раз хватает.

Ошибка в тексте
Отправить