перейти на мобильную версию сайта
да
нет

«Гонка» и еще 7 фильмов про автоспорт

Наблюдая за успехом «Гонки», «Воздух» решил вcпомнить, какие еще существуют фильмы об автоспорте и насколько они достоверны.

Кино
«Гонка» и еще 7 фильмов про автоспорт

«Гонка» (2013)

Соревнования

«Формула-1»

Фильм

1976 год, чемпионат мира в классе «Формула-1». За победу сражаются британец Джеймс Хант на «макларене» и австриец Ники Лауда на «феррари». Хант — повеса и рубаха-парень, любящий женщин и алкоголь не меньше, чем скорость; Лауда — сын банкира с компьютером в голове, просчитывающий все риски и досконально разбирающийся в устройстве техники. Дальше будет: отчаянная рубка, страшная авария в «зеленом аду», финальная гонка под проливным дождем и 1 очко, отделившее победу от поражения. И все это было на самом деле. Режиссер Говард сделал то, что в 2000-х не удалось фанату гонок Сильвестру Сталлоне и любителю скорости Люку Бессону, — снял безупречную спортивную драму, не хуже чем «Большой приз» и «Ле-Ман». Правда, и фактура — богаче некуда; про Ханта вообще можно с десяток фильмов снять, скучно не будет.

Достоверность

Высокая. История противостояния Ханта и Лауды отлично задокументирована и не нуждается в излишней драматизации — достаточно обратиться к первоисточникам. Хант действительно ходил по паддоку босиком и блевал перед каждой гонкой, Лауда на самом деле назвал болид Ferrari куском дерьма, глядя в глаза Энцо Феррари. Чего Говард не стал показывать — так это того, как эмоциональный Хант, не стесняясь, рыдал при каждой неудаче, особенно в начале карьеры. Но это не страшно: бескомпромиссный Лауда сказал, что ему фильм понравился — понравился бы и Ханту (но он умер в сорок пять от сердечного приступа).

Деталь

В фильме в решающей гонке в Японии у Ханта ломается рычаг переключения передач, и он стирает руку до крови, но финиширует третьим и становится чемпионом. В карьере британца действительно был такой эпизод — но двумя годами ранее и в Сильверстоуне, когда он одержал свою первую победу в «Формуле-1» за команду Hesketh. Редкий для «Гонки» пример жульничества — и не слишком уместный: Говард подбавил драматизма там, где его уровень и так был запредельным.

«Большой приз» (1966)

Соревнования

«Формула-1»

Фильм

«Формула-1» середины 60-х, опаснее не придумаешь. Четыре пилота — четыре характера: двукратный чемпион Жан-Пьер Сарти, утонченный интеллектуал; его напарник по «феррари» Нино Барлини — паренек с Сицилии, бунтарь и зубоскал; несгибаемый американец Пит Арон, цедящий слова сквозь сжатые зубы; и шотландец Скотт Стоддард, сражающийся не столько с соперниками на трассе, сколько с тенью более успешного старшего брата. У всех своя жизнь, свои проблемы, но в конечном счете важна только победа. Умница из Нью-Йорка Джон Франкенхаймер снял общепризнанный гоночный шедевр: съемки и монтаж поражают воображение даже спустя полвека, герои вне кокпитов не выглядят ходячими болванчиками, фильм — без малого три часа, но скучать не получается. «Как закалялась сталь» автогонок.

Достоверность

Высокая. Как и Говард, Франкенхаймер был «человеком из ниоткуда», которому пришлось завоевывать расположение формульных боссов. Весь 1966 год он со съемочной бригадой таскался за командами от одного Гран-при до другого — и добился своего: смог проводить съемки на трассах сразу по окончании очередного этапа, заполучил в свое распоряжение гонщиков (в кокпитах актеров дублировали Джон Сертис, Крис Эймон, Лоренцо Бандини и Джеки Стюарт), а в Бельгии даже сумел пустить за пелотоном автомобиль с оператором прямо во время заезда. На фоне проделанной титанической работы «Гран-при» можно простить кое-какие допущения вроде впечатляющих кадров в итальянской Монце, где герои несутся по овалу, — к 1966 году эта конфигурация трассы уже пять лет как не использовалась в гонках «Формулы-1».

Деталь

Два актера из четырех исполнителей главных ролей — Брайан Бедфорд и Антонио Сабато — до съемок вообще не водили автомобиль, в то время как Джеймс Гарнер (играющий неуступчивого американца Пита Арона) не просто снимался без дублеров, но и опережал нанятых для участия в фильме профессиональных гонщиков во время заездов, которые устраивались в перерывах между съемками.

«Ле-Ман» (1971)

Соревнования

«24 часа Ле-Мана»

Фильм

Самый большой фанат гонок и быстрых автомобилей в Голливуде Стив МакКуин (посоперничать с ним может разве что Пол Ньюман) воспел самую знаменитую гонку в мире — 24-часовой заезд по проселочным дорогам близ французского местечка Ле-Ман. Сюжет незамысловат: два гонщика мчатся к победе — пока вокруг полыхает пламя, течет кровь и лобовое стекло заливает дождем. До драматургических высот «Большого приза» далеко, но «Ле-Ман» про другое — это подлинная ода мужеству и упорству и просто самый красивый фильм про автогонки на свете.

Достоверность

Высокая. Нескромный бюджет позволил МакКуину купить специально для съемок 9 Porsche, 5 Ferrari и еще с полдюжины всяких «лол», «шевронов», «шевроле» и «фордов». Некоторые эпизоды снимали в Ле-Мане прямо во время Гран-при 1970 года, в том числе установив 3 камеры на участвующий в гонке Porsche 908/2 (он финишировал девятым), а аварии были воспроизведены настолько реалистично, что один из каскадеров остался без ноги.

Деталь

Стив МакКуин очень хотел сыграть Пита Арона в «Гран-при» Франкенхаймера, но не срослось. Раздосадованный, он насобирал 11 миллионов долларов, чтобы снять свой фильм про гонки.

«Жизнь взаймы» (1977)

Соревнования

«Формула-1»

Фильм

Успешный пилот Бобби Дирфилд случайно встречает эксцентричную аристократку Лилиан — и, кажется, начинает любить ее сильнее, чем свою налаженную жизнь с квартирой в Париже, двухдверной «альфа-ромео» и гонками «Формулы-1» по выходным. В 1976 году Сидни Поллак задумал снять «европейское» кино — неспешную историю о любви и смерти на фоне швейцарских и итальянских пейзажей по роману Ремарка и с глазами Аль Пачино в главной роли. Получилась мелодрама, гонки в которой — лишь одна из декораций: фанаты «Гран-при» остались разочарованы.

Достоверность

Средняя. Собственно гонкам в фильме отводится второстепенная роль, да и герой Аль Пачино не сильно похож на формульного аса середины 70-х — кажется, будто заезды и болиды занимают его не больше, чем тихие пикники на озере Комо. При этом у Поллака есть забавные (и вполне правдоподобные) моменты, показывающие, как гонщики зарабатывают себе на жизнь, — вроде тех, где Бобби Дирфилд со страдающим лицом снимается в рекламе Martini и часов Seiko.

Деталь

Съемки проходили во время чемпионата мира 1976 года — того самого, про который «Гонка» Рона Говарда. В кадре появляются не только погибшие к моменту выхода «Жизни взаймы» в прокат пилоты Карлос Пасе и Том Прайс, но и здравствующий поныне промоутер «Формулы-1» Берни Экклстоун и — Джеймс Хант.

«Победители» (1969)

Соревнования

NASCAR, «Инди-500»

Фильм

Фрэнк Капуа выигрывает гонку в захолустном Редберне, получает в подарок шлем пожарного и приз в 12 тысяч долларов — и тут же встречает женщину, на которой решает жениться. Так в жизни Фрэнка, до того состоявшей из двух вещей — гаража и трека — появляется любовь, а вместе с ней и обязательства. Снятые между «Большим призом» и «Ле-Маном», «Победители» чуть менее известны — а зря: Ньюман играет убедительно, съемки гонок выше всяких похвал, драматургия не провисает, а фраза, которую Фрэнк произносит в момент примирения с женой, одинаково подходит едва ли не всем героям из этого списка: «I’m driving good, but my life is crap».

Достоверность

Высокая. Герой Ньюмана — типичный американский гонщик 60–70-х: колесит по стране, пытаясь принять участие в любом соревновании, чтобы подзаработать, и мечтает выиграть 500-мильный заезд на легендарной «Старой кирпичнице» в Индианаполисе. Ни дома, ни спонсоров, ни астрономических гонораров — только дорожная сумка на заднем сиденье.

Деталь

После съемок в «Победителях» Ньюман всерьез увлекся гонками: впервые приняв участие в заездах в 47 лет, он продолжал гоняться еще четверть века — в «24 часах Ле-Мана» в 1979 году занял второе место, а в 1995-м выступил в круглосуточных гонках в Дайтоне, причем его команда выиграла. Ньюману тогда было 70 лет.

«Дни грома» (1990)

Соревнования

NASCAR

Фильм

Интересы трех замечательных людей сходятся в одной точке: спортивный менеджер Тим хочет создать лучшую команду, гениальный конструктор Гарри мечтает построить и выставить на чемпионат безупречный автомобиль, а амбициозный гонщик с криминальным прошлым и без опыта пилотирования наскаровских кузовов Коул жаждет побед. Не сразу, но все получается. В жизни как в кино: режиссер Тони Скотт, продюсер Джерри Брукхаймер и набирающий обороты живчик Том Круз прямо на съемочной площадке сделали лучший фильм про гоночную Америку — простой, но эффектный, как заднеприводный «шеви камаро» с V8 под капотом.

Достоверность

Высокая. Кажется, что все эти бесконечные пихания машинами на трассе — художественное преувеличение, но для NASCAR это обычное дело. В «Днях грома» почти все настоящее: пилоты, машины (некоторые даже участвовали в соревнованиях после съемок), спонсоры, гоночные эпизоды, даже ферма Гарри, и та всамделишная — принадлежит легенде «Наскара» Джуниору Джонсону.

Деталь

На съемках Том Круз познакомился с Николь Кидман, результат — один из главных голливудских браков. А ведь роль доктора Левицки чуть не досталась Робин Райт.

«Мишель Вальян: Жажда скорости» (2003)

Соревнования

Ралли, «24 часа Ле-Мана»

Фильм

Непрошибаемый Мишель Вальян, гонщик прославленной семейной команды (отец — владелец, брат — менеджер), побеждает во всех соревнованиях, в которых участвует, — будь то зимнее ралли в Канаде или заезды кольцевых прототипов во Франции. Опасность для Вальяна представляют только давние противники из конюшни «Лидер» — да и то потому, что ведут грязную игру. Если уж кто и мог сделать зрелищное кино про гонки в Старом свете, то только Люк Бессон со своим «европейским Голливудом» — но вышло не очень. Хотя съемки ключевых эпизодов проходили во время «24 часов Ле-Мана» 2002 года, в итоге получилась очередная сказка, имеющая такое же отношение к автогонкам, как фильм «Такси» — к трудовым будням марсельских таксистов.

Достоверность

Низкая. Раллийные машины и дорогущие спортпрототипы таранят друг друга, как будто участвуют в гонках на выживание, пилоты тайком подменяют один другого в кокпитах, конкуренты подсыпают химикаты в бензобаки и победы ради не гнушаются даже похищением отца главного героя, который, кстати, проезжает трассу Ле-Мана с закрытыми (буквально) глазами. Впрочем, среди этой чепухи есть несколько дельных моментов: гонщики пешком обходят трек накануне старта, в визор шлема пилоту «Лидера» попадает птица (в 1960 году так погиб британец Алан Стейси, в 2012-м птица врезалась в Нико Росберга, который отделался легким испугом), он же пытается дотолкать заглохший болид до финиша — прямо как Тацио Нуволари в Монако в 1933-м или Найджел Мэнселл в Далласе в 1984-м.

Деталь

В основу фильма легла серия одноименных комиксов, выходящих во Франции с 1957 года, но даже это не спасло 25-миллионный блокбастер от провала в прокате.

«Гонщики» (1972)

Соревнования

Ралли

Фильм

За семь лет до «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона» режиссер Игорь Масленников снял производственную драму (а заодно и рекламу экспортного варианта «Москвича-412») про двух гонщиков заводской команды АЗЛК — учителя и ученика, — которые были лучшими напарниками, а потом вдруг рассорились. Молодой и нахальный Николай Сергачев (Олег Янковский) решил, что добьется больших успехов, уйдя от мудрого ветерана Ивана Кукушкина (Евгений Леонов), — как оказалось, зря. Первая серьезная попытка сделать советский фильм про гонки — и едва ли не лучшая. За «Гонщиками» последовали «Гонки без финиша», «Семья Зацепиных», «Ралли» и «Скорость» — до тех пор, пока к середине 80-х наш автопром не расстался с иллюзиями захвата мировых рынков с помощью морально устаревших и никому не нужных машин.

Достоверность

Высокая. Авторы консультировались с советскими гонщиками из команды «Автоэкспорт», недурно выступавшими не только на союзных первенствах, но и в международных ралли «Лондон — Сидней» и «Лондон — Мехико», тем более что в начале 70-х «москвичи» еще оставались вполне конкурентоспособными.

Деталь

В «Гонщиках» было много натурных съемок, и Леонов с Янковским несколько месяцев практически жили в раллийной машине, колеся по Абхазии, Прибалтике и Финляндии. Вернувшись, Леонов рассказал Марку Захарову про молодого актера из Саратова, положив начало многолетнему творческому союзу. 

«Скорость» (1983)

Соревнования

Кольцевые гонки, заезды на скорость

Фильм

Еще одна история учителя и ученика: на соревнованиях по кольцевым гонкам опытный конструктор Игорь Лагутин (Алексей Баталов) встречает самородка-детдомовца Гришу Яковлева (Дмитрий Харатьян), который на самодельном драндулете едва не выигрывает заезд. Лагутин зовет Гришу к себе в институт, где он занят постройкой реактивного автомобиля «Игла-09-SR», который должен разогнаться до 1200 км/ч.

Достоверность

Средняя. В съемках принимал участие настоящий рекордный автомобиль «ХАДИ-9», который начали строить еще в 1968 году в Харьковском автодорожном институте под руководством Владимира Никитина — он стал прототипом Лагутина. Все остальное менее реалистично: неизвестного паренька на машине непонятной конструкции вряд ли допустили бы к участию в профессиональной гонке, еще меньше шансов у него было попасть в кокпит реактивной машины — Никитин не подпускал к управлению «ХАДИ-9» почти никого. Кстати, именно съемки в «Скорости» угробили уникальную машину: на озере Баскунчак она пропиталась соляным раствором и сгнила.

Деталь

В эпизодической роли одного из студентов Лагутина снялся 20-летний Николай Фоменко — во второй половине 90-х он начал профессионально выступать в автогонках, в 2005 году основал команду Russian Age Racing, а в настоящее время руководит инженерным департаментом команды «Формулы-1» Marussia Virgin.
Ошибка в тексте
Отправить