перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Итальянский сериал «Гоморра»: между «Кланом Сопрано» и «Прослушкой»

На Первом канале закончился показ итальянского сериала «Гоморра» о неаполитанской мафии по мотивам одноименной нон-фикшн-книги. Максим Сухагузов рассказывает, как сериал стал феноменом европейского телевидения и почему «Гоморру» не стоит пропускать.

Кино
Итальянский сериал «Гоморра»: между «Кланом Сопрано» и «Прослушкой»

Уже несколько лет где-то на просторах Европы от мафии скрывается известный итальянский журналист Роберто Савиано — национальный герой антимафиозного движения, автор разоблачительного бестселлера «Гоморра» о нравах неаполитанской мафии каморра. Книга превратилась в бренд, разошлась пачками по всему миру (ее переводили и на русский), пользовалась популярностью у известных итальянцев от Умберто Эко до режиссера Маттео Гарроне, который в 2008 году экранизировал книгу и получил за это каннскую ветвь и номинацию на «Оскар». Все это время Савиано продолжал где-то прятаться под охраной карабинеров, сочинял колонки, выступал в театре, а попутно смотрел американские сериалы и вынашивал идею собственного — про неутихающую каморру. Так Савиано дебютировал на телевидении на правах сценариста сериала «Гоморра».  

подписьРоберто Савиано публично поддержали 6 нобелевских лауреатов (и среди них есть Михаил Горбачев)
Фотография: Gianluca Battista
Поклонников книги и фильма ждет сюрприз — сюжет сериала имеет мало общего с первоисточником, кроме узнаваемых декораций, некоторых фрагментов и общего стиля. Савиано вместе с соавторами отказался от документальной разрозненности книги и досочинил стройный сюжет в духе «Клана Сопрано» и «Однажды в Америке», сосредоточившись на конкретном неаполитанском клане Савастано. Преступную ячейку возглавляет раздерганный властью и подозрениями Пьетро Савастано, который предчувствует свой скорый отход от дел. Его империя выходит за пределы Неаполя, из-за чего он постоянно бодается с конкурирующим кланом Конте. За спиной Пьетро стоит властная и гордая жена Имма, которая норовит обернуться дамкой в жестокой игре. Где-то среди банды наркоторговцев путается одутловатый несмышленыш Дженни Савастано — избалованный сын мафиози, готовый поскорее опериться и натворить делов. Дженни дружит с лысым отморозком Чиро, который вырос в детдоме, выполняет всю грязную работу клана, но мечтает о чем-то большем, да и вообще метит на место главного героя сериала. Однако прелесть «Гоморры» в том, что в каждой серии новым главным героем становится любой из персонажей. Первые серии держатся на злоключениях бандита Чиро, в следующих эпизодах история ведется со стороны Дженни, затем следует сюжет о тюремных мытарствах босса Пьетро (который тут похож на Ходорковского). Такие переключения акцентов происходят всю дорогу — проблемы с кварталом мигрантов, финансовые интриги, терки с русской мафией и т. д.

Больше всего это похоже на легендарный сериал «Прослушка», который сочинил криминальный журналист Дэвид Саймон, опираясь, как и Роберто Савиано, на личный опыт и свой документальный очерк. Как и в «Прослушке», здесь есть крайне обстоятельный и аутентичный, во многом журналистский стиль повествования. Однако весь этот отстраненный дух социального репортажа, который чувствовался в фильме Гарроне, здесь старательно выветривается чисто киношными приемами и драматургией криминальных саг. Из-за этого складывается ощущение, что сериал раскрывает тему книги если не многограннее, то уж точно целостнее. Савиано хитро прячет за спину документальность, выпячивает вперед свои амбиции писателя-драматурга и дает зрителю нормальную драму. Подобно той же «Прослушке», он успевает посреди общей монументальности ввинчивать метафоры и частные драмы. Не без помощи коллег-сценаристов, конечно. Вообще, киношной изобретательностью сериал во многом обязан режиссеру и шоураннеру Стефано Соллиме, знакомому нашему фестивальному зрителю по фильму «Все копы — ублюдки». Чего только стоят эффектные и изобретательные экшен-сцены вроде аварии с мотоциклом или обстрела ресторана.

Неслучайно и то, что авторы отказались от части историй из книги о таких нелегальных бизнесах каморры, как производство модной одежды и переработка мусора, в пользу более киношной наркоторговли (о путешествиях кокаина по миру написана его вторая книга, «ZeroZeroZero», которая вышла в прошлом году). Как и в любой криминальной саге, в «Гоморре» главные герои растут на дрожжах телевизионного антигероя — стоят за гранью добра и зла, всячески бесчинствуют, но дают зрителю поводы сопереживать и щекотать нервы. Тут главное — преодолеть так называемый эффект первой серии: почему-то в последнее время по-настоящему распробовать сериалы можно исключительно только после второго эпизода (а то и дальше).

«Гоморра» стала первым экспортным хитом из Италии со времен великого «Спрута», от которого сериал очевидным образом унаследовал мафиозную романтику и киношную обстоятельность. Его раскупили полсотни каналов со всего мира, включая Первый, Canal+, Arte, HBO Nordic и HBO Latin America. Подсуетился и продюсер Харви Вайнштейн, который успел выкупить права на американский ремейк. Тем временем итальянскую «Гоморру» уже продлили на второй сезон, который выйдет в 2016 году. Так что до этого времени Роберто Савиано не придется скучать в своих бегах от мафии — ведь она, как известно, бессмертна.
Ошибка в тексте
Отправить