перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Как Скарлетт Йоханссон стала великой актрисой

От простушки «Призрачного мира» к сверх­человеку «Люси»: Василий Миловидов изучил карьеру всеми любимой актрисы.

Кино
Как Скарлетт Йоханссон стала великой актрисой

Удивительное дело: за последние полгода в нашем прокате вышла тройка диаметрально про­тивоположных по форме фильмов со Скарлетт Йоханссон, но поставь их в рядок — и они сразу покажутся порождениями одного странного ума, рассматривающего определенную идею с разных сторон, силясь что-то разгадать. В хипстерской мелодраме Спайка Джонза «Она» актриса одним голосом играла операционную систему, которая постепенно очеловечивалась и крутила роман с усатым и грустным Хоакином Фениксом, пока не стала такой умной, что растворилась в воздухе. В «Побудь в моей шкуре» Скарлетт — инопланетное существо без эмоций, занятое охотой за мясом шотландских жителей мужского пола. В процессе оно начинает все четче разглядывать в себе человека, пока не улетает черным дымом в небо.

В сентябре в прокат выходит «Люси» — ­новый лихой, очень глупый и этим бесконечно очаровательный боевик Люка Бессона. В нем Скарлетт играет американскую дурочку на Тай­ване, которой корейская мафия с целью пере­возки насильно вшивает в живот пакет с новым экспериментальным наркотиком. Все идет не так, вещество попадает героине в кровь и начинает стремительно увеличивать ее мозговые способ­ности — героиня научается управлять предме­тами, читать мысли и в целом походит на Док­тора Манхэттена, избавляется от ненужных вещей вроде эмоций и постепенно распадается на молекулы. Все три фильма — один трогательный, один умный и один дурацкий — заняты ­каждый по-своему вопросом человечности Скарлетт Йоханссон, хотя та всю карьеру ско­рее слыла воплощением прекрасной призем­ленности.

Показавшись миру в образе девицы-аутсай­дера в трагикомедии Терри Цвигоффа «При­зрачный мир», актриса вслед за трансформа­цией своей героини в фильме быстро слилась с амплуа пухлогубой простушки, которая кажется тем умнее, чем меньше говорит, но и в подобных случаях камера редко по-настоящему вглядывалась в ее внутренний мир. Даже в кино, снятом думающими режиссерами, от Йоханссон скорее требовалось просто ходить в ту или иную сторону и взглядом источать экзистенциальную тоску какого-то очень наивного толка.

К двадцати девяти годам актриса снялась в почти сорока фильмах — цифра пугающая и явно излишняя. Их слишком много — и среди них слишком много ерунды: проходной, многобюджетной или авторской. Но почти всюду — ­начиная с «Трудностей перевода», — кого бы ни пыталась сыграть актриса, камера все равно снимала некую мифическую Скарлетт Йоханссон. Это, наверное, самый яркий случай слияния актера с собственным образом в современном кино и наиболее наглядный пример объективации — не плохой, не хороший, а скорее интересный.

В тройке названных в начале фильмов он особенно занятен, учитывая, что авторы наконец-то начали с этим вопросом работать — осознанно или нет. В «Она» Джонз пытается проверить, что сохранится от Йоханссон на экране, если оставить в фильме только ее голос. В процессе ­доказывая, что тот на деле — продолжение хорошо знакомого тела и при этом благополучный его заменитель. Глейзер в «Побудь в моей шкуре», наоборот, рассматривает актрису схожим образом, что и многие зрители — как красивую оболочку, внутри которой кроется пугающая черная пустота, — и наблюдает, что в этой пустоте может самозародиться. Бессон же в «Люси» наглядно и с иронией показывает хронологию превращения классической Йоханссон-дурехи в сверхчеловеческое создание. Для всех троих актриса по-прежнему образ и объект. С другой стороны, они хотя бы разбирают его на части — и за этим как минимум интересно наблюдать. Возможно, в процессе образ Йоханссон наконец-то распадется на моле­кулы — и нам останется по-настоящему большая артистка.

«Ghost World»/«Призрачный мир» (2001)

Скарлетт покоряет инди-кино — «Призрачный мир» предвосхитил волну независимых трагикомедий про людей в сложных отношениях с собой и с окружающим миром

Скарлетт покоряет инди-кино — «Призрачный мир» предвосхитил волну независимых трагикомедий про людей в сложных отношениях с собой и с окружающим миром

Фотография: United Artists

Снятая режиссером Терри Цвигоффом экранизация известного независимого комикса и первая яркая роль Йоханссон. Актриса играет ­одну из двух странных девиц-аутсайдеров, толь­ко что окончивших школу, которые пытаются ужиться с окружающим миром — в первую очередь посредством презрения. Фильм для карьеры Йоханссон во многом пророческий, так как ее героиня в итоге оставляет странноватый мир, ­который делила с подружкой, и начинает нормальную жизнь.

«Lost in Translation»/«Трудности перевода» (2003)

Фотография: Focus Features

Фильм, после которого Йоханссон заметили и запомнили. История двух потерянных душ, блуждающих по Токио, — стареющего актера и молодой девушки, которая мается в дурных отношениях. Великий фильм о любовном настроении, почти полностью состоящий из нежных пустот и недосказанностей. Хотя в глазах Йоханссон тут то и дело можно разглядеть какую-то глубину, ­девичья фигура актрисы занимает дебютантку Софию Копполу не меньше.

«Girl with a Pearl Earring»/«Девушка с жемчужной сережкой» (2003)

Фотография: «Централ Партнершип»

Экранизация одноименного романа, в центре ­которого история создания одного из самых известных полотен Вермеера. Застенчивая девушка из обедневшей нидерландской семьи устраивается служанкой к именитому художнику, входит к нему в доверие и в итоге становится моделью, чем вызывает серьезный разлад в семье. В меру нетрадиционная и с умом сделанная мелодрама, в которой игра света и тени на лице Йоханссон в разы важнее сюжета и психологизма.

«Match Point»/«Матч-пойнт» (2005)

Скарлетт возвращает Вуди Аллена широкому зрителю — не в по­след­нюю очередь благодаря ее игре в «Матч-пойнте» режиссера стали смотреть люди, годящиеся ему во внуки

Скарлетт возвращает Вуди Аллена широкому зрителю — не в по­след­нюю очередь благодаря ее игре в «Матч-пойнте» режиссера стали смотреть люди, годящиеся ему во внуки

Фотография: DreamWorks Distribution

Триумфальное возвращение Вуди Аллена с кладбища сдувшихся мастеров в разряд режиссеров первого эшелона и первая глава его кинемато­графического романа с Йоханссон. Ко всему прочему, неожиданная для позднего творчества автора проба в жанре драмы. Йоханссон играет соблазнительную, но невротичную начинающую актрису, которая оказывается любовницей, а затем и жертвой идущего по головам бывшего теннисиста.

«The Island»/«Остров» (2006)

Фотография: «Каро Премьер»

Первая роль Йоханссон в крупнокалиберном блокбастере, естественно, авторства Майкла Бэя, который на тот момент еще не погрузился с головой в «Трансформеров». В целом по всем статьям традиционная антиутопия с погонями и взрывами, которая тем не менее не так глупа, как многие творения автора. Во многом материал вытягивает набор недурных актеров, в том числе Йоханссон, которая с достоинством отрабатывает роль бегущей в панике блондинки.

«The Black Dahlia»/«Черная орхидея» (2006)

Фотография: Universal Pictures

Экранизация романа известного мастера жанра нуар Джеймса Эллроя, в основе которого лежит убийство Элизабет Шорт — одно из самых известных нераскрытых преступлений в истории Лос-Анджелеса. Многослойная история в первую очередь рассказывает про двух полицейских, которые расследуют дело, непросто дружат и делят девушку — Йоханссон в классическом образе фам-фаталь с плохим секретом на душе.

«The Other Boleyn Girl»/«Еще одна из рода Болейн» (2008)

Скарлетт соперничает с Натали Портман — Йоханссон не один раз встреча­лась на экране с кон­курентками на звание главных кинодив момента, но только в «Еще одной из рода Болейн» это электри­чество раскручивает в целом неблестящий сюжет до совершенно головокружительных оборотов

Скарлетт соперничает с Натали Портман — Йоханссон не один раз встреча­лась на экране с кон­курентками на звание главных кинодив момента, но только в «Еще одной из рода Болейн» это электри­чество раскручивает в целом неблестящий сюжет до совершенно головокружительных оборотов

Фотография: UPI

В общем и целом не самая удачная костюмная мелодрама про тюдоровскую Англию, в которой две сестры Болейн делят короля Генриха VIII, но крайне показательный пример распространенного подхода к актрисе: если Натали Портман в роли ее соперницы еще есть что играть, то Йоханссон в фильм взята исключительно с одной целью — для красоты.

«Vicky Cristina Barcelona»/«Вики Кристина Барселона» (2008)

Фотография: CP Classic

История двух подружек-американок (одной ­рас­судительной и скромной, другой — глупой и распутной), которые поехали отдыхать в Испанию и повстречали там испанца-соблазнителя. Разу­меется, Йоханссон играет вторую из подруг. Очаровательная и довольно циничная комедия Вуди Аллена, который, по словам самой актрисы, один из немногих, кто считает ее и красивой, и умной. В «Вики Кристине Барселоне» он, тем не менее, пошел по уже проторенному пути.

«The Avengers»/«Мстители» (2012)

Скарлетт спасает мир — с роли Черной вдовы в «Мстителях» началась карьера Йоханссон в высоко­бюджетных блок­бастерах

Скарлетт спасает мир — с роли Черной вдовы в «Мстителях» началась карьера Йоханссон в высоко­бюджетных блок­бастерах

Фотография: WDSSPR Disney

Один из первых и самых эффектных этапов превращения Йоханссон в героиню шумных пиротехнических аттракционов. На счастье, играет она не девицу в беде, а смертоносного члена команды марвеловских супергероев. К тому же зовут ее Наташа Романофф.

«Hitchcock»/«Хичкок» (2012)

Фотография: «Двадцатый Век Фокс СНГ»

Неровная, хорошо сыгранная, но слишком сказочная история съемок хичкоковского «Психоза». Фильм опускает слишком много реальных — и не слишком благовидных — нюансов характе­ра режиссера, с помпой изображенного Энтони Хопкинсом. Йоханссон играет звезду фильма Джанет Ли, и показательно в этом в первую очередь то, что снимай Хичкок сейчас — актриса и правда с большой вероятностью была бы одной из его жертв-блондинок.

«Don Jon»/«Страсти Дон Жуана» (2013)

Скарлетт смешит народ — помимо тонких и не то чтобы очень уморительных инди-комедий в ее послуж­ном списке есть и действительно народный фильм, изобилующий шут­ками про секс, — «Страсти Дон Жуана»

Скарлетт смешит народ — помимо тонких и не то чтобы очень уморительных инди-комедий в ее послуж­ном списке есть и действительно народный фильм, изобилующий шут­ками про секс, — «Страсти Дон Жуана»

Фотография: «Парадиз»

Полнометражный режиссерский дебют актера Джозефа Гордона-Левитта. Актер играет простого как табуретка молодого человека, у которого из интересов — поход в спортзал и ночной клуб, а из тайных страстей — одержимость порнографией. Выход Йоханссон в роли постоянной подружки главного героя (любительницы мелодрам и вульгарной одежды) — умопомрачительная карикатура, игра с привычными стереотипами.

«Under the Skin»/«Побудь в моей шкуре» (2013)

Скарлетт разрывает всех на части в «Побудь в моей шкуре»

Скарлетт разрывает всех на части в «Побудь в моей шкуре»

Фотография: Top Film Distribution

Красивая и задумчивая научная фантастика режиссера Джонатана Глейзера. Экранизация одноименной книжки Мишеля Фейбера про инопланетную девушку, которая бороздит дождливые просторы Шотландии, соблазняет одиноких мужчин и отвозит их на убой. От четкого психологического портрета героини Глейзер оставил одни намеки: Йоханссон сперва играет холодную машину, затем — потерянное в незнакомом мире существо. В целом фильм получился о сложностях связи своей внутренней оболочки с внешней. Решение взять на эту роль Йоханссон, возможно, самая большая удача фильма.

«Her»/«Она» (2013)

Фотография: «Наше Кино»

В недалеком будущем сочинитель поздравительных открыток, от которого ушла жена, грустит от одиночества и устанавливает новую операционную систему. Та разговаривает сексуальным голосом, нечеловечески умна, дает жизненные советы и в какой-то момент начинает кокетничать. Голос и интонации Йоханссон являются такими же неотъемлемыми чертами ее образа, как и внешность. Джонз же доказывает, что только с помощью них она способна умело сыграть в непростом спектакле на двоих.

«Lucy»/«Люси» (2014)

Скарлетт Йоханссон стала последним и безальтернативным международным секс-символом. Как показывают последние картины актрисы — уходить с пьедестала она пока не собирается

Скарлетт Йоханссон стала последним и безальтернативным международным секс-символом. Как показывают последние картины актрисы — уходить с пьедестала она пока не собирается

Фотография: UPI

Неожиданно эффектный выход Люка Бессона в жанре фантастического боевика. Смехотворный с точки зрения научной подоплеки, но визуально изобретательный и попросту дико веселый фильм про американскую студентку на Тайване, которая связывается с плохими людьми и в итоге оказывается напичкана экспериментальным наркотиком, который делает из нее сверхчеловека. Надо отдать должное Бессону, который не раз подходил к женским образам не столь топорно, как это принято в жанровом кино. Постепенная трансформация героини Йоханссон из жертвы в убийцу — самая остроумная и увлекательная часть фильма.

Этот материал был опубликован в журнале «Афиша» №16 (376) с 8 по 21 сентября 2014 года.

Ошибка в тексте
Отправить