перейти на мобильную версию сайта
да
нет

«Карточный домик» и еще 9 фильмов о том, как устроена политика

Netflix представил второй сезон «Карточного домика», любимого сериала Барака Обамы и Алексея Навального, доступно объясняющего сложные политические процессы. «Воздух» вспоминает десять важных фильмов о политике и лучшие сцены из них.

Кино
«Карточный домик» и еще 9 фильмов о том, как устроена политика

«Вся президентская рать» («All the President’s Men», 1976)

Информатор дает главный совет любому политическому правдоискателю

Снятая Аланом Дж.Пакулой экранизация документальной книжки Карла Бернстайна и Боба Вудворда (в фильме их играют Дастин Хоффман и Роберт Редфорд) — двух корреспондентов The Washington Post, расследовавших дело о прослушке предвыборного штаба демократической партии в отеле «Уотергейт», приведшее в итоге к уходу президента Никсона. Фильм, как и сам исторический факт, — редкий, но вдохновляющий пример того, что даже самую непробиваемую стену коррупции и лжи можно разрушить, если храбро лезть напролом и не идти на компромиссы. Информатором героев выступает высокопоставленный чин ФБР по кличке «Глубокая глотка», который всю дорогу пудрит Вудворду мозги иносказательными посланиями, но все-таки наводит журналистов на верный след, дав очевидный совет, давно усвоенный тем же Навальным, — следовать за деньгами.  

«Телесеть» («Network», 1976)

Монолог Говарда Била

«Телесеть» легко рифмуется с «Таксистом» — это еще один фильм 70-х о жертве обстоятельств, которую по ошибке принимают за героя. Ведущий UBS Говард Бил начинает сходить с ума в прямом эфире, тем самым спасает канал от падения рейтингов и моментально становится главной звездой телесети. «Я адски зол», — главный его монолог в качестве безумного телепроповедника, практически лишенная конструктива тирада на темы «все плохо» и «хватит это терпеть», призванная поднять народ на восстание против непонятно чего. Режиссер Сидни Люмет явно разоблачал человека, который злоупотребляет привилегиями профессии, и его начальство, готовое наплевать на все ради рейтингов, но речь Била оказалась такой мощной, что по сей день является образцом для всех, кто пользуется подобной риторикой: от Крейга Фергюсона, выдавшего в прошлом году нечто похожее после терактов в Бостоне, до Владимира Жириновского, который стал чуть ли не буквальным воплощением Говарда Била в России.

«Плутовство» («Wag the Dog», 1997)

Конрад Брин и Стенли Мотсс придумывают маленькую победоносную войну

Черная комедия Барри Левинсона предельно доступным образом объясняет, как работают политтехнологии — примерно так же, как Навальный показывает на пальцах схемы распила бюджета. По сюжету политтехнолог Конрад Брин, чтобы отвлечь перед выборами внимание масс от секс-скандала с президентом, придумывает маленькую победоносную войну и зовет именитого голливудского продюсера, чтобы создать для нее подходящий сюжет. Одна из лучших сцен фильма — мозговой штурм, во время которого война, собственно, и придумывается. После выхода фильма (и почти одновременного появления книжки Пелевина «Generation П») многие жаловались, что смотреть новости по ТВ стало невозможно — слишком хорошо понятно, как они сделаны. Не стоит забывать об этом и сейчас — при просмотре очередного сюжета про моральную войну за исконные ценности против разлагающейся Европы или чего-нибудь в этом роде.

«Основные цвета» («Primary Colors», 1998)

Советник президента объясняет, что такое предвыборная борьба

Фильм Майка Николса, снятый по роману о президентской кампании молодого губернатора с Юга Джека Стэнтона, за фигурой которого без труда угадывается Клинтон. Автор оригинала, Джо Кляйн, обозревал предвыборную гонку Клинтона для Newsweek, книжку выпустил анонимно, но, будучи прижатым в угол, в итоге признал авторство. Согласно тексту (и фильму), за положительным фасадом кандидата-харизматика (в фильме его играет Джон Траволта) скрывается второе дно: сомнительные сексуальные связи, грязные политические игры и прочие пороки. На удачу авторов, фильм вышел ровно в тот момент, когда начали вскрываться подробности отношений Клинтона с Моникой Левински. В одной из сцен советник Стэнтона (Билли Боб Торнтон), используя яркий образ хряка, неожиданно встреченного в лесу, объясняет принципы ведения предвыборной борьбы и заодно идеально подытоживает суть скандала, развернувшегося тогда за пределами кинотеатров.

«Западное крыло» («The West Wing», 1999–2006)

Президент Бартлет использует аргументы противника против него же

Сериал Аарона Соркина — библия целого поколения современных американских политиков. Идеалистичные (и довольно-таки далекие от реальности) герои «Западного крыла» оказались настолько убедительными, что пришедшие в Белый дом молодые сотрудники администрации Обамы немедленно начали воплощать фантазии Соркина в жизнь. Фантазии эти слышны и в публичных выступлениях Обамы — это риторика, построенная на либеральном человеколюбии с толикой социалистической милости к падшим, но не без властных ноток и милитаристского уклона. Таким же был и сыгранный Мартином Шином президент Джозайя Бартлет в «Западном крыле». Одна из самых знаменитых сцен сериала — та, в которой он проявляет характер во время пресс-брифинга, углядев среди журналистов доктора Джейкобс — радиоведущую, известную своими гомофобскими взглядами. В ответ на аргумент Джейкобс «в Библии сказано, что гомосексуализм — извращение» президент засыпает доктора другими библейскими цитатами, еще более возмутительными и устаревшими. Все это выглядит торжеством либеральных ценностей, но суть эпизода не только в этом: Соркин блистательно показывает, как Бартлет уничтожает в споре заведомо более слабого оппонента и самоутверждается за его счет. Кто знает, возможно, Владимир Путин (или его консультанты) пересматривают этот эпизод перед очередной поездкой в Пикалево

«Гуща событий» («The Thick of It», 2005–2012)

Малкольм Такер обличает всю британскую политическую систему

Великий сериал про будни британского министерства, придуманный режиссером и сценаристом Армандо Ианнуччи, посвятившим всю жизнь высмеиванию британской политики в разнообразных телешоу. Главное украшение сериала — пресс-секретарь премьер-министра Малкольм Такер (Питер Капалди), вольно списанный с Алистера Кэмпбелла, советника Тони Блэра; своеобразный политический цербер, с помощью брани и угроз пытающийся держать многочисленных министров в узде и блюсти положительный образ правящей партии. Среди десятка мелких правительственных чиновников, чей единственный грех — неизбывный идиотизм, Малкольм выглядит хоть и исчадием ада, но без сомнения, самым разумным винтиком в правительственной машине. Несмотря на нескончаемый поток шуток и гэгов, «В гуще событий» — одно из самых мрачных, точных и желчных высказываний о сути современной политики. Под конец последнего сезона Такер оказывается одним из фигурантов юридического разбирательства — грязная возня вокруг законопроекта о здравоохранении привела к самоубийству невинного человека. Обвиненный в сливе компрометирующей информации в СМИ, герой пускается в многословное обличение всей политической и медийной системы Британии — и смеяться над этой сценой уже довольно трудно. 

«Босс» («Boss», 2011–2012)

Монолог Эзры Стоуна про наказание

Спродюсированный Гасом Ван Сэнтом сериал о мэре Чикаго, пораженном редкой болезнью, во всей красе показывает самый коррумпированный город США, а также исследует особенности системы, целиком и полностью зависящей от воли лишь одного человека. Сыгранный Келси Грэммером мэр Том Кейн — абсолютный тиран, выстроивший прочную вертикаль власти: любое движение в городе завязано на нем, все хорошее и плохое, что в Чикаго случается, — его работа. А еще Кейн постепенно теряет разум. В финале первого сезона наиболее наглядно показано, в чем главный минус такой системы. Кейн узнает, что советник Стоун его предал и прямо задает коллеге вопрос, что же теперь с ним делать. В ответ Стоун дает долгое и подробное определение слову «наказание» — прямой намек на то, что его, консультанта, нужно убить. Конечно, весь диалог оказывается галлюцинацией, но к совету мэр все равно прислушивается.

«Мартовские иды» («The Ides of March», 2011)

Глава избирательного штаба кандидата (Филип Сеймур Хоффман) объясняет сотруднику (Райан Гослинг), как важно быть преданным лидеру

Политический триллер Джорджа Клуни, поставленный по бродвейской пьесе Бо Уиллимона, в свою очередь вдохновленной президентской кампанией демократа Говарда Дина в 2004 году. Фильм построен по хорошо знакомой схеме все тех же «Основных цветов». Клуни играет обаятельного и всеми любимого губернатора, чей молодой идеалистичный помощник (Райан Гослинг) постепенно вскрывает неприятную правду — за демократическим прекраснодушием порой скрывается стандартный набор политических прегрешений: секс с подчиненными, слив компромата на конкурентов и доведение до самоубийства.

«Скандал» («Scandal», с 2012-го)

Глава избирательного штаба объясняет президенту, чем ему грозит секс-скандал

«Скандал» идет на сетевом ABC — и по меркам эфирного канала выглядит весьма смело. За что его, видимо, и любят: Керри Вашингтон, играющая специалиста по ликвидации PR-катастроф Оливию Поуп, буквально не сходит с обложек американских журналов. В одном из эпизодов «Скандал» дает возможность взглянуть на ту же ситуацию, что была в «Плутовстве», с другой стороны. Президент здесь тоже оказывается замешан в секс-скандале, а его сподвижник выдает страшной силы монолог о том, чем это все может закончиться: крахом не только для президента, но и для страны в целом. Становится понятно, что при этой логике маленькая победоносная война — не такой уж плохой способ исправить ситуацию.

«Карточный домик» («House of Cards», с 2013-го)

Фрэнк Андервуд объясняет, почему власть — это лучше, чем деньги

Пересадка на американскую почву важного британского сериала, предпринятая сценаристом Бо Уиллимоном и режиссером Дэвидом Финчером. История конгрессмена Фрэнка Андервуда (Кевин Спейси), который, несмотря на содействие приходу к власти нового президента, остается без обещанной ему должности госсекретаря и запускает сложный механизм интриг, призванных обеспечить ему абсолютную власть и уничтожить конкурентов. Авторы с нескрываемым удовольствием используют прием, использованный еще в британском оригинале: Фрэнк то и дело обращается напрямую к зрителям с едкими ремарками и монологами, объясняющими, как на самом деле обстоят дела в высших политических кругах. При всем обаянии герой Спейси все же слишком идеалистичен в своем злодействе. Он скорее выглядит недостижимым идеалом для каждого реального правительственного негодяя, чем их сколько-нибудь достоверным отображением на экране.

Ошибка в тексте
Отправить