перейти на мобильную версию сайта
да
нет

От «Семи самураев» до «Тетради смерти»: как аниме и кино идут рука об руку

Интерес Голливуда к аниме не утихает: Скарлетт Йоханссон сыграет в киноверсии «Призрака в доспехах», экранизируют «Роботех» и «Тетрадь смерти». Японцы же снимают дорамы и игровые экранизации своих хитов. Изучив жанр, мы составили гид по аниме, ставшем художественными фильмами, — и наоборот.

Кино

«Семь самураев» (1954)/
«7 самураев» (2004)


Фильм Безусловная классика (британский киножурнал Empire отвел ей первое место в своем списке «100 лучших фильмов мирового кинематографа»), сделанная в жанре дзидайгэки, то есть костюмированной исторической драмы, история про самураев, согласившихся защищать крестьян от набегов грабителей. Из фильма Акиры Куросавы выросла «Великолепная семерка» Джона Стерджеса, множество других подражаний и целый сюжетный канон.

Аниме К 50-летию оригинала был выпущен аниме-ремейк. Главное отличие которого от художественной версии — действие перенесено из Японии периода кинсэй в далекое будущее, а исторический сеттинг уступил место стимпанку. В связи с этим самурай Кикутие, у Куросавы блистательно сыгранный Тосиро Мифунэ, в аниме обернулся огромным механизированным бойцом, равно как и грабители, терроризирующие деревню. А так как хронометраж сериала примерно в три раза превысил оригинал, интрига «7 самураев» стала более сложносочиненной.

«Фландрийский пес» (1959, 1999)/
«Фландрийский пес» (1997)

Фильм История дружбы талантливого, но бедного мальчика Нелло и его пса Патраша, которым приходится терпеть тяготы жизни в бельгийской Фландрии XIX века. Роман английской писательницы Уиды (урожденная Мария Луиза де ла Раме) экранизировали неоднократно, но две его самые известные киноадаптации (1959 и 1999 года) в отличие от оригинала не пронизаны трагизмом, да и заканчиваются хеппи-эндом.

Аниме Другое дело — японские экранизации, которые не стесняются выжать слезу из зрителя. Впервые режиссер Есио Курода подобрался к произведению Уиды в рамках аниме-сериала 1975 года из цикла «Театр мировых шедевров», а в 1997 году вернулся к нему и снял полнометражную картину, которая у нас на видеокассетах ходила под названием «Собачье сердце».

Стоит отметить, что помимо этого существует еще одна аниме-экранизация «Фландрийского пса» — авторства Кэндзи Кодамы.

«Спиди-гонщик» (1967–1968)/
«Спиди-гонщик» (2008)

Аниме Оригинальный аниме-сериал (на японском называвшийся «Mahha GoGoGo»: автогонщика Го Мифунэ, срисованного с Элвиса Пресли, в Спиди Рейсера переименовали американцы) в Штатах гремел в 1960-е, а в России — в 1990-е. В Америке он имел такой успех, что тамошние аниматоры сделали еще несколько мультсериалов по мотивам аниме и манги Тацуо Есиды.

Фильм Экранизация Вачовски оказалась конгениальна оригиналу, но ее анилиновая эстетика не нашла отклика у зрителей: фильм провалился в прокате. Интересно, что через год схожая история произошла с «Драконьим жемчугом», тоже, как известно, сделанным по одному известному аниме.

«Босоногий Гэн»
(1976, 1977, 1980, 2007)/
«Босоногий Гэн» (1983, 1986)

Фильм Так сложилось, что два выдающихся литературных произведения про страшные трагедии начала XX века — холокост и атомную бомбардировку Хиросимы — были написаны в комиксной форме: «Маус» Арта Шпигельмана в виде графического романа, а «Босоногий Гэн» Кэйдзи Накадзавы в манге. Многим «Гэн» известен по грандиозному аниме Мори Масаки, однако справедливости ради надо заметить, что первая экранизация этой манги была сделана еще в середине 1970-х в виде трилогии игровых фильмов Тэнго Ямады — тут, например, можно посмотреть 25-минутный отрывок из первой части. Из других киноэкранизаций «Гэна» имеет смысл смотреть игровой мини-сериал 2007 года.

Аниме За пределами Японии эта история известна все-таки больше благодаря аниме, которое, кстати, было и в советском прокате (практически без купюр). В детстве просмотр «Гэна» может сломать психику, но его невероятный заряд жизнелюбия запоминается все же сильнее, чем ад, наступивший после взрыва атомной бомбы. Это же жизнелюбие можно найти и во второй части, в наставлениях матери Гэна, которые она дает сыну: «Будь сильным, как пшеница. Даже когда на нее наступают, она снова выпрямляется и поднимается от земли».

«Девочка, покорившая время»
(1983, 1997, 2002, 2010)/
«Девочка, покорившая время» (2006)

Фильм Одноименная книга Ясутаки Цуцуи, повествующая о школьнице Кадзуко Есияме, которая научилась путешествовать во времени, впервые была опубликована в 1967 году и после этого несколько раз экранизировалась: помимо оригинального фильма 1983 года существуют его кино- (1997) и телевизионный (2002) ремейки. А в 2010-м на экраны вышел сиквел «Девочки, покорившей время» под тем же названием, в котором главной героиней стала дочка Кадзуко — Акари.

Аниме Анимационная адаптация Мамору Хосоды («Самурай Чамплу», «Волчьи дети Амэ и Юки») сделана, что называется, по мотивам оригинальной истории. В ней речь уже идет о племяннице Кадзуко — Макото Конно и двух ее друзьях Тиаки и Косукэ. И сделана удачно: глядя на Макото, понимаешь — если бы подросток получил возможность путешествовать во времени, он бы все сделал именно так, как эта девочка.

«Кулак Полярной звезды» (1986)/
«Кулак Полярной звезды» (1995)

Аниме В аниме, снятом по манге Тэцуо Хары и Буронсона, рассказывается о Кэнсиро — мастере боевого искусства хокуто-синкэн, последнем благородном воине в мире, пережившем ядерную войну. Движимый жаждой отомстить своему бывшему другу, мастеру Нанто Сэйкену по имени Син, который отнял у него возлюбленную Юлию, герой путешествует по постапокалиптическим пустошам, безжалостно расправляясь с различными негодяями. Отличительная черта этой истории — ее запредельная жестокость: головы у людей тут взрываются каждые пять минут.

Фильм Прежде чем американцы добрались до «Кулака Полярной звезды», в Японии вышли два анимационных сериала (один, второй) и полнометражка. За постановку фильма взялся Тони Рандел, чьей самой громкой работой до этого была вторая часть «Восставшего из ада» (к слову, одна из лучших в серии). «Кулак» у него получился фильмом довольно скромным, даже камерным. В нем не было того постапокалиптического размаха, что был в оригинальном аниме, хотя Рандел всячески старался сохранить эстетику исходного материала — бьющая фонтаном кровь из вен все-таки присутствует. Сейчас картина выглядит как типичный экшен эпохи видеосалонов с дубовым Гэри Дэниелсом («Гнев») в главной роли и Малкольмом МакДауэллом в эпизодической.

«Горец» (1986–2007)/
«Горец: В поисках мести» (2007)

Фильм Киновселенная «Горца» помимо трех фильмов с Кристофером Ламбертом (второй, правда, не считается каноническим) включает в себя одноименный сериал с Эдрианом Полом, спин-офф под названием «Горец: Ворон» (что-то типа «Зены — королевы воинов»), французско-канадский апокрифичный мультсериал про Квентина МакЛауда и еще две полнометражные картины, в одной из которых Дункан МакЛауд (Эдриан Пол) ради благой цели отрубает голову Коннору МакЛауду (Кристофер Ламберт), а в другой заводит ребенка, что, вообще-то, всегда казалось делом невозможным для бессмертного.

Аниме В последнем на сегодняшний день фильме этой серии (сюжетно никак не связанным с остальными) «Горец: В поисках мести» рассказывается про безымянного бритта, принятого после одного из сражений в богатый на бессмертных отпрысков клан МакЛауд и получившего имя Колин. На протяжении 2062 лет этот воин пытается отомстить римлянину Марку Октавию за убийство возлюбленной. В итоге их последняя битва должна состояться в постапокалиптическом Нью-Йорке, где лютует опасный вирус. В лучших традициях «Горца» половину повествования занимают флешбэки, а другую половину — махание мечом и отрубание голов, ведь, как известно, в конце должен остаться только один. Примечательно, что одним из режиссеров этой картины выступил Есиаки Кавадзири — автор культового «Манускрипта ниндзя».

«Могила светлячков» (1988)/
«Могила светлячков» (2005, 2008)

Аниме Еще одна антивоенная история, напоминающая «Босоногого Гэна», но куда более мрачная. С одной стороны экранизацию полуавтобиографического романа Акиюки Носаки никак нельзя смотреть без корвалола и валокордина, с другой — снимать так аниме тоже, наверное, нельзя: понятно, что парню и его маленькой сестренке, оставшимся без матери, не посочувствует только истукан. И в этом смысле «Могила светлячков» Исао Такахаты, сделанная на студии Ghibli и шедшая в комплекте с «Моим соседом Тоторо», мастерски манипулирует зрительскими чувствами, оставляя после просмотра только комок боли внутри.  

Фильм Чтобы посмотреть игровые экранизации «Могилы светлячков» (а их две — кино- и телевизионной, — одних седативных препаратов будет мало, ведь наблюдать за тем, как жизнь угасает в живых, а не анимированных людях, еще страшнее.

«Плачущий убийца» (1988–1993)/
«Плачущий убийца» (1995)

Аниме Шестисерийное OVA по манге «Crying Freeman» Кадзуо Коикэ и Реити Икэгами. 29-летняя девственница Эму, одиноко рисующая на пленэре, становится свидетельницей убийства: некто Йо безжалостно расправляется с тремя вооруженными людьми, а потом начинает плакать над их трупами. Очарованная девушка в расстроенных чувствах садится на попу, перекидывается с сентиментальным киллером парой слов и понимает, что влюбилась. Вместо того чтобы избавиться от свидетельницы, Йо отвечает ей взаимностью. Нам становится известно, что он не всегда был наемным убийцей под кодовым именем Фриман: когда-то его звали Йо Хиномура, и он был талантливым гончаром, пока его не завербовала китайская мафиозная группировка «108 драконов».

Фильм Через два года после заключительной, шестой части OVA на большие экраны вышла игровая версия «Плачущего убийцы» в постановке Кристофа Ганса. Художественный вариант охватывает события только первой серии аниме-цикла, но рассказывает их более подробно. В роли Йо снялся Марк Дакаскос, с которым Ганс потом еще сделает «Братство волка», а действие фильма частично было перенесено из Японии в Канаду. Кстати, на съемках картины Дакаскос познакомился со своей будущей женой Джули Кондрой, сыгравшей Эму. Они вместе до сих пор.

«Красавица-воин Сейлор Мун»
(1992–1997, 2014–…)/
«Красавица-воин Сейлор Мун»
(2003–2004)

Аниме Апогей кавайности. Одно из самых известных аниме на свете, рассказывающее про Усаги «Банни» Цукино, которая стала Сейлор Мун — воином Луны в матроске. Канонический сериал по манге Наоко Такэути включает в себя пять сюжетных арок и 200 серий, и это не считая спецвыпусков и полнометражных фильмов.

Свежее же аниме, стартовавшее буквально в прошлом году, гораздо лаконичнее. Его авторы максимально ужали историю о воинах в матросках — из-за этого, по мнению фанатов, сильно пострадал ритм повествования, хотя все сходятся на том, что графика в новом сериале стала красивее.

Фильм Сделанная в жанре токусацу игровая версия «Сейлор Мун» выглядит несколько комично. В первую очередь, из-за того что ее создатели постарались привить игровому кино эстетику аниме. В итоге получился сериал не столько про девочек-волшебниц, сколько про косплееров, которые хотят выглядеть как девочки-волшебницы.

Среди явных отличий: Усаги теперь брюнетка, которая превращается в блондинку, когда становится воином. Также изменения претерпела Луна — из говорящей кошки она превратилась в говорящую плюшевую игрушку. С остальными отличиями можно ознакомиться, например, здесь.

«Крутой учитель Онидзука»
(1994, 1999–2000)/
«Крутой учитель Онидзука»
(1998, 2012)

Аниме Бывший член уличной банды «Онибаку», обладатель второго дана по карате, извращенец и байкер (точнее, босодзоку) Эйкити Онидзука решает исполнить давнюю мечту и идет преподавать в школу, где сближается с учениками и помогает им решать проблемы. Что бывает, когда отошедший от дел бандюган нанимается работать учителем, русские зрители уже два сезона наблюдают в «Физруке». Сериал с Нагиевым, конечно, идеологически близок «Онидзуке», но все-таки не настолько, чтобы ставить между двумя историями знак равенства. «Онидзука» — это отвязное аниме, практически этти, в котором похабщина нивелируется мощным зарядом юмора. Кстати, помимо «Крутого учителя Онидзука» существует аниме-сериал «Крутой учитель Онидзука. Ранние годы», где рассказывается о школьном прошлом самого учителя и его ближайшего друга и соратника Рюдзи Даммы.

Фильм Как это часто бывает, дорама, снятая по манге Тору Фудзисавы, оказалась намного целомудреннее аниме. К тому же в игровой версии Онидзука из платинового блондина (что играет важную роль в сюжете) превратился в брюнета, а это, несомненно, идет против канона. Очевидно, создатели сериала 2012 года учли это упущение и сделали волосы Онидзуки светлее.

«Самурай Икс» (1996–1998)/
«Бродяга Кэнсин» (2012, 2014)

Аниме «Бродяга Кэнсин: Романтическое сказание о мечнике эпохи Мэйдзи» — манга, придуманная и нарисованная Нобухиро Вацуки. Одноименный аниме-сериал запомнился многим в нашей стране благодаря телеканалу СТС под куда более лаконичным названием «Самурай Икс». Эту путаницу в кои-то веки начали не отечественные переводчики, а умельцы из Sony Pictures, которые помимо названия вообще провели серьезную работу над моральным обликом «Бродяги», во многих местах не только перекроив текст, но и попросту вырезав некоторые сцены. Так что лучше найти оригинальную версию на японском с субтитрами — так многое сразу встанет на свои места. Посмотреть «Бродягу» стоит всем любителям самурайской эстетики. Косвенно ее сюжет затрагивает времена реставрации Мэйдзи 1868 года и предшествовавшего ей смутного времени бакумацу — это такие японские «лихие 90-е», когда все десять лет люди грызли и крошили друг друга, что есть сил, а потом вдруг было объявлено, что наступил мир и благоденствие, после чего немногочисленные выжившие приоделись, натянули на лица улыбки и стали здороваться за руку.

Эта история о том, как люди, прошедшие через ад, пытаются жить в изменившимся мире. И помимо звона катан, цветения сакуры и разрисованных красавиц, здесь есть изысканный набор очень разных характеров: вроде несложных, но лаконичных, ярких, удивительно точных. Настоящее событие здесь — не столкновение острых как бритва  клинков, а столкновение людей, прошедших войну, для которых бой — единственная форма самовыражения. Так что каждая схватка тут скорее сеанс психоанализа, нежели зубодробительный экшен.

Фильм Недавняя игровая версия «Бродяги Кэнсина» производит приятное впечатление. Во многом это связано с тем, что половина команды,  включая режиссера, сценариста и многих актеров оказались давними фанатами манги и аниме-сериала, а в таких делах это половина успеха. К сюжету они отнеслись очень бережно, предприняв ряд весьма изящных и удачных решений, чтобы уместить две огромные и многолюдные сюжетные арки всего в три фильма. В итоге вышел красивый, бодрый и занимательный самурайский боевик, не отягощенный лишней философией — идеальное начало для ознакомления с серией.

«Тетрадь смерти» (2006–2007)/
«Тетрадь смерти» (2006)

Аниме «Тетрадь смерти» во второй половине нулевых стала одним из главных локомотивов японского культурного экспорта.  Манга, придуманная Цугуми Обой и нарисованная Такэси Обатой, а также одноименный аниме-сериал до сих пор удерживают лидирующие позиции в различных топах как в Японии, так и за ее пределами. Это действительно впечатляющая история, в которой причудливым образом переплелись запутанный, сложный детектив с массой неожиданных поворотов, слезливая подростковая мелодрама и серьезный философско-психологический трактат. И все это в мрачноватой мистической атмосфере нависающих грозовых облаков, за которыми прячутся таинственные синигами. Отдельного внимания заслуживает очень стильный звуковой ряд от Хидэки Таниути и Есихисы Хирано: крепкий построк в сочетании с лиричным электроорганом и хоровыми композициями задают повествованию ритм и заставляют зрителя проснуться, всплакнуть и задуматься там, где это нужно. В итоге получилось не идеальное, местами переусложненное и затянутое, но очень крепкое и талантливое аниме.

Фильм С игровым кино у «Тетради» отношения сложились куда хуже. Несмотря на оглушительный успех фильмов в самой Японии (в 2006 году первая картина трилогии переплюнула по сборам вышедший одновременно с ней «Код да Винчи»). В остальном мире релиз прошел незаметно, так и оставшись продуктом для фанатов, что, впрочем, неудивительно. Даже если не брать во внимание откровенно трэшовую третью часть, фильмы получились, мягко говоря, спорными. Невысокий бюджет отчасти оправдывает сухость и неказистость визуального ряда, которая особенно ярко видна на фоне обычной для японцев загламуренности внешнего облика персонажей. Плоские и пластмассовые синигами выглядят комично, начисто вытравляя из истории всю мистическую атмосферу. Неплохой кастинг и отдельные крепкие сцены теряются на общем фоне, а при переносе в реальные декорации проявляется родовая болезнь всей истории: от нее начинает отчетливо нести детективными книжками для младшей школы.
Ошибка в тексте
Отправить