перейти на мобильную версию сайта
да
нет

«Безумцы» — всё Синдром Дона Дрейпера, цитаты, костюмы: какое наследие оставил нам «Mad Men»

Казавшийся вечным сериал о рекламщиках 1960-х все-таки закончился. «Афиша» собрала все, что он оставил сериальной индустрии и его зрителям в наследство.

Кино
Синдром Дона Дрейпера, цитаты, костюмы: какое наследие оставил нам «Mad Men»

Синдром Дона Дрейпера

Возникший в фанатской среде термин, который кратко описывает приступы одиночества и экзистенциального кризиса — ими заканчивается чуть ли не половина серий «Безумцев». Наверное, в каждом из нас есть немного Дона Дрейпера. Однако за всем этим скрывается нечто большее, чем схожесть с мемом «чет приуныл». Точнее всего ключ к этому состоянию описал Роджер Стерлинг, который в любых ситуациях умел поддержать Дона: «Просто тебе нравится играть в незнакомца». Отполированному и закупоренному Дрейперу всегда было комфортнее с чужими людьми, нежели с близкими. Поэтому он легко открывался случайным попутчикам, рвался за порог и не пропускал ни одной юбки. Но это было лишь временное успокоение — как только он подпускал людей к себе ближе, они быстро в нем разочаровывались. Это порочный круг, который утягивал Дрейпера в бесконечные попытки убежать от себя. Так что в любых непонятных ситуациях можно сказать, что у меня сегодня «синдром Дона Дрейпера».

Мода на 60-е и сериалы-последователи

Благодаря своему скрупулезному подходу к деталям, сериал стал настоящей энциклопедия стиля 60-х и мгновенно спровоцировал новую волну любви к той эпохе. Прекрасное далеко стало идеальной декорацией, куда авторы смогли поместить современный взгляд на психологическую драму, фрустрации с приставкой «ретро». Это красиво, это чрезвычайно киногеничные времена — и вместе это дало мощный отклик. Стало модно не только смотреть «Безумцев», но и одеваться как «Безумцы». Естественно, к нахлынувшей волне ностальгии не могли не припасть сериалы-последователи, которые пошли по проторенной тропе. Ретростюардессы в сериале «Пэн Американ», гламур 50–60-х в «Волшебном городе» и «Клубе Плейбоя», интим и медицина в «Мастерах секса». Впрочем, немногим из них удалось пройти проверку временем на оригинальность и убедительность. Не удалось избежать сравнений с «Безумцами» и русским сериальным обращениям к нашим 60-м — за это отдувались «Оттепель» и «Фарца». Из зарубежных новинок-альтернатив пока больше всего радует ретродрама «Манхэттен» про ядерщиков 40-х и история про компьютерные 80-е, которую показывает родной для «Безумцев» канал AMC (второй сезон уже c 31 мая). 

Феминистский фокус

По поводу феминизма в сериале написано примерно столько же подробных текстов, сколько про все остальные темы, вместе взятые. Позиции по вопросу высказываются самые разные. Сам Мэттью Уинер не раз говорил о том, что считает сериал профеминистским, и у него есть аргументы: истории Джоан и Пегги дают огромный материал для разговора о карьерных трудностях женщин в 60-е годы. Причем, что важно, истории эти развиваются по-разному: решения, которые двум героиням пришлось принять, чтобы построить успешную карьеру, мягко говоря, спорят с понятиями о женском равноправии, но характеры у героинь почти противоположные — достаточно, например, сравнить судьбы их детей.

Исторических деталей на эту тему тоже хватает: в первом сезоне Джоан отправляет Пегги к доктору, который советует ей оральные контрацептивы, тогда только разрешенные законом к употреблению, а, например, в последнем сезоне в поле зрения авторов попадает реальный случай, когда сорок шесть женщин подали иск против дискриминации их прав журналом Newsweek и выиграли суд. Джоан, которой даже на руководящей должности приходится сталкиваться с неприкрыто сексистскими комментариями коллег, не воспринимающих ее всерьез, упоминает об этом случае, когда угрожает судебным разбирательством своим собеседниками из агентства McCann Ericson.

Критики по этой части, впрочем, «Безумцы» тоже получили много. Одни пишут о том, что героини слишком краcивы и желанны (некрасивых женщин, даже на проходных ролях, в сериале действительно очень мало), другие — о том, какие стандарты создают и поддерживают сегодня актрисы и рекламные кампании вокруг фильма. 

10 незабываемых сцен


Лучшие костюмы сериала


Лучшие рекламные идеи из сериала

Главные исторические события

  • 1960Выборы: Никсон против Кеннеди
  • 1963Убийство президента Кеннеди
  • 1964Антитабачная кампания
  • 1957–1975Война во Вьетнаме
  • 1968Убийство Мартина Лютера Кинга
  • 1969Высадка американцев на Луну
  • 1960
    Выборы: Никсон против Кеннеди
    Sterling Cooper работают над рекламной кампанией Никсона, побеждает в итоге Кеннеди. В офисе закатывают в ночь подсчета голосов большую вечеринку. В этой же серии раскрывается главный секрет, вокруг которого будет строиться персонаж Дона Дрейпера: то, что когда-то он дезертировал из Кореи под чужим именем. Это задает тон решению исторических событий на протяжении всего сериала — ни один из эпизодов, в которых они освещаются, не становится исторической зарисовкой. Все, что герои видят на экранах телевизоров, читают в газетах или обсуждают за ужином, становится частью их жизни ровно настолько, насколько это предполагает сюжетная арка каждого из персонажей или их рабочих дел.
  • 1963
    Убийство президента Кеннеди
    На приеме, устроенном Роджером в честь свадьбы его дочери, несмотря на праздник, все гости сидят перед телевизором. На фоне трагических событий в стране в этой серии на первый план выходит драма в семье Роджера Стерлинга — что, в принципе, характерно для сериала, который любые исторические события вплетает скорее фоном, всегда сосредотачиваясь на реакциях персонажей и развитии их личных сюжетных линий.
  • 1964
    Антитабачная кампания
    После исследования, опубликованного в Readers Digest несколькими годами ранее, Sterling Cooper уже сталкивались с проблемой перепозиционирования сигаретных брендов (в первом сезоне герои работали над созданием рекламной кампании для Lucky Strike). Но в 1964-м, после публикации исследования о том, насколько действительно вредно курить, агентство теряет этого клиента, и Дон публикует в The New York Times статью о том, почему рекламщики не должны работать с продуктами, которые вредны для здоровья.
  • 1957–1975
    Война во Вьетнаме
    В фоновом режиме Вьетнам присутствует в сериале на протяжении всех сезонов. Муж Джоан служит во Вьетнаме, а когда возвращается домой, не может найти с ней общий язык, так как собирается уехать обратно. Джоан, оскорбленная таким решением, сообщает ему о разводе. Еще один доброволец в сериале — подросший к последнему сезону Гленн Бишоп, бывший приятель Салли, влюбленный в Бетти. Отправляясь воевать, он говорит, что принял это решение ради нее. Копирайтер Майкл Гинзберг, наоборот, когда его призывают на службу, решает уехать в Канаду. Дон, который сам хранит страшный секрет о собственном дезертирстве, одобряет его решение.
  • 1968
    Убийство Мартина Лютера Кинга
    Пегги и Меган выступают на конференции, которая прерывается сообщением об убийстве. Секретаршей Дона в это время работает чернокожая девушка Доун, он предлагает ей взять отгул и пойти домой, — но она отвечает, что лучше останется на работе, только хочет, чтобы все оставили ее в покое. Совершенно иначе реагирует на событие еще одна афроамериканка, секретарша Пегги по имени Филлис, она, наоборот, принимает поддержку начальницы. Генри Фрэнсис отправляется в Гарлем вместе с мэром Нью-Йорка Джоном Линдси.
  • 1969
    Высадка американцев на Луну
    Еще один пример того, как историческое событие авторы сериала превращают в контекст: пока астронавты садятся на Луну, в сериале умирает один из самых обаятельных персонажей, Берт Купер (см. пункт про незабываемые сцены).

10 цитат из сериала на все случаи жизни

Альтернативные концовки, придуманные фанатами

Самая старая и популярная теория — в финале Дрейпер воплотит в жизнь полет из окна небоскреба из заставки сериала. Однако самоубийство стало бы слишком очевидным и широким жестом для сериала, который избегает восклицательных знаков в своем повествовании.

Дон Дрейпер угонит самолет и окажется знаменитым Д.Б.Купером. Однажды менявший свою личность Дрейпер в финале мог снова выбросить похожий трюк, только в более крупных масштабах. Многие фанаты верили в эту красивую теорию: Дон решается на угон самолета, выпрыгивает из него с парашютом вместе с приличным выкупом и бесследно исчезает где-то над Орегоном. На это указывали и странные взгляды Дона на пролетающие самолеты, и до боли знакомый псевдоним угонщика.

Пит спрыгнет с крыши или разобьется на самолете. Многие ждали несчастливой концовки для одного из неоднозначных персонажей. Кто-то думал, что именно ему суждено совершить прыжок с небоскреба на правах преемника Дона. А когда Пит проговорился, что у него будет собственный самолет, то сразу же посыпались теории об авиакатастрофе. Припомнили и тот факт, что его отец тоже разбился на самолете. Фанаты даже подобрали реальный инцидент с гибелью футбольной команды Канзаса в 1970 году, куда теоретически мог попасть Пит.

Меган окажется сериальным воплощением актрисы Шэрон Тейт — той самой, что убил Чарлз Мэнсон. «Семья» Мэнсона неоднократно упоминалась в сериале, Салли читала книжку «Ребенок Розмари», к тому же Меган однажды мелькнула в кадре в такой же футболке, что носила убитая жена Романа Поланского. Актерская карьера Меган прибавляла сил этой теории.

Зрители даже были готовы к тому, что никакого конкретного финала не будет. По сути, не так уж важно, чем закончились «Безумцы». Шоу вполне могло оборваться и на тринадцатой серии — от этого оно не стало бы хуже. Поклонники Мэттью Уинера знали, что шоураннер уже набил руку на странном и обрывистом финале «Клана Сопрано», поэтому многие ждали подобного подвоха.

Ошибка в тексте
Отправить