перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Что умеют новые роботы: механические гитаристы, юмористы и стриптизеры

На московском «Бале роботов» выступит Compressorhead, одна из самых известных кибернетических рок-групп. «Воздух» вспоминает других удивительных роботов творческих профессий.

Технологии
Что умеют новые роботы: механические гитаристы, юмористы и стриптизеры

Compressorhead

Изделия немецких робототехников, объединенные названием Compressorhead, называют самой тяжелой металлической группой. Первый ее участник — Стикбой с ирокезом на голове и четырьмя руками — начинал с исполнения на барабанах каверов AC/DC, Led Zeppelin, Black Sabbath, Iron Man. С появлением в составе басиста (с гусеницами вместо ног), гитариста (с 78 пальцами) и неприметного помощника Стикбоя (бьет по тарелкам) группа начала гастролировать по миру и, говорят, как-то даже выступила вместе с Red Hot Chili Peppers. Их последнее достижение — машинная версия песни «Аce of Spades» группы Motörhead.

Z-Machines

В отличие от компрессорхедовских дроидов с их шумом и треском по мотивам старого хеви-метала, конкуренты из японского трио Z-Machines играют мелодичные вещи да и выглядят внушительнее. У местного ударника-осьминога аж 22 конечности, а глаза клавишника сверкают лазерными лучами, которые, кажется, еще и помогают ему управлять синтезатором. Карьера Z-Machines началась около года назад с сомнительного аккомпанемента для рекламы слабоалкогольных напитков. А зимой британский электронщик Squarepusher, он же Том Дженкинсон, решил доказать, что машины способны сыграть с чувством, и заодно поэкспериментировать с новыми производственными мощностями: к примеру, скорость, с которой робот-гитарист перебирает струны, — одна нота каждые 0,008 секунды. Squarepusher написал для группы мини-альбом «Music for Robots» (продается в iTunes), и Z-Machines зазвучали более-менее по-человечески.

Kmel Robotics

Сравнительно свежий ансамбль, состоящий из шестироторных беспилотников. Уже два года люди из стартапа Kmel Robotics (на деньги гиганта оборонной промышленности Lockheed Martin) учат этих дронов четко приземляться на клавиши и правильно дергать за струны. Зачем — не совсем понятно, но результат совершенно головокружительный. В своем выступлении две недели назад дроны сыграли вступление из симфонии «Так говорил Заратустра» Рихарда Штрауса, кусочек рождественской «Carol of the Bells» и американского гимна. При этом использовались адаптированные и вообще странные инструменты вроде однострунной гитары и колокольчиков.

HRP-4C

Немного странно, что никто из перечисленных рок-исполнителей пока так и не запел. Между тем машинам, поющим искусственными голосами, уже лет десять. Самая передовая среди них — дроид HRP-4C, симулирующая среднестатистическую японку: рост 159 сантиметров, вес 43 килограмма, голос соответствующий — для его синтеза сначала использовали систему Yamaha Vocaloid, как у поющей голограммы Хацунэ Мику, потом перешли на какое-то свое приложение. А еще оно пританцовывает, имитирует мимику человека, а также вдохи и выдохи, чтобы никто не подумал, что это пение под фонограмму. Отличить HRP-4C от девушек из кордебалета на видео ниже можно по ногам — они у робота пластиковые.

Titan

Еще один футуристический танцор и немножко певец, он же, как сообщает пресс-релиз, ухажер, няня и юморист, успевший выступить с такими звездами, как Will.i.am, Рианна и Джеки Чан, и вообще какой-то экстремально популярный персонаж корпоративов — смотрите, какой у него плотный график выступлений. В России Titan прославился своими выходами на Олимпиаде в Сочи, где, кроме прочего, изображал танец «Gangnam Style». Теперь он едет на «Бал роботов». На самом деле это не совсем робот: внутри него сидит оператор. И это, наверное, к лучшему: попытки построить полностью автономного андроида с юмористической рекомендационной системой пока не впечатляют.

Iamus Computer

Впрочем, и Compressorhead, и дроны, и вокалоиды-танцоры — всего лишь хорошие исполнители. Другое дело — система Iamus, которая может написать песню примерно за секунду и еще за несколько минут конвертировать ноты в музыкальный файл. Происходит это без участия человека, если не считать работы настройщика: он объясняет компьютеру основы музыкальной теории и возможности живого исполнителя (например, что у пианиста две руки, а не три). Технически речь идет про серверный кластер с оперативной памятью в 700 гигабайт, занимающий маленькую комнату. Пока Iamus известен главным образом академическими произведениями для симфонических оркестров, в том числе для Лондонского. Если верить прошлогоднему интервью с разработчиками, самое страшное впереди: робот якобы уже насочинял больше миллиарда (!) треков в самых разных жанрах (для сравнения: в iTunes Store, крупнейшей в мире цифровой фонотеке, около 30 миллионов треков), и они планируют продавать их всем желающим по два доллара за штуку.

Sound Machines

Следующий этап музыкальной эволюции — машины, которые учатся у людей, чтобы не зависеть от них, а придумывать и воспроизводить песни самостоятельно. Как Baxter в промышленности — первый коммерческий самообучающийся робот, которого не надо программировать. Достаточно показать ему, что делать с предметами (на конвейере или на складе), и он начнет повторять и импровизировать. В музыке есть похожие прототипы, начиная с умного ксилофона пятилетней давности по имени Шимон, который слушает игру пианиста и пытается ему подыгрывать, заканчивая последней версией струнного квинтета Sound Machines. Чудо это собрали в немецкой компании Festo, где занимаются как раз промышленными роботами. Sound Machines — установка с двумя скрипками, альтом, виолончелью и контрабасом — прослушивает мелодию, сочиняет ее версию и затем воспроизводит ее. В качестве образца инженеры Festo обычно показывают кавер машины на барочный марш Жан-Батиста Люлли (ср. оригинал).

Tobit Pole Dancer

Ну и вдруг кто пропустил — последняя версия танцовщиц по имени Тэсс и Лекси c недавней ганноверской выставки «CeBIT» и приложение к ним в виде диджея с мегафоном вместо головы. Функция у роботов только одна — двигать бедрами у шеста. Зато управлять их движениями можно с телефона. Роботы продаются. Производитель — немецкая компания Tobit.Software — просит за каждого 30 тысяч евро.

  • Где Artplay
  • Когда 15 мая – 15 июня
  • Билеты balrobotov.ru
Ошибка в тексте
Отправить