перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Washington Post как приложение к Amazon: снова о будущем газет

Год назад Джефф Безос, основатель Amazon, купил Washington Post и здорово озадачил тех, кто пытался понять, что это означает для будущего медиа. Сейчас это будущее, кажется, прояснилось.

Технологии
Washington Post как приложение к Amazon: снова о будущем газет

Если сравнивать с другими предприятиями Джеффа Безоса, покупка газеты Washington Post — далеко не самое головокружительное из его решений. Например, все еще наверняка помнят, как он предложил использовать дронов для доставки товаров по воздуху. А этим летом его компания выпустила свой первый телефон Fire Phone, позволяющий купить все или почти все, что пользователь видит на улице. Давно не новость, что Amazon не просто магазин, а вселенная развлечений, доступных везде, где работают амазоновский сайт, планшеты, ридеры, тот же телефон и действует его служба доставки, с дронами или без. И то, что Kindle Fire продается практически по себестоимости и не приносит прибыли, — это нормально. У амазоновских устройств особое назначение: они служат магазину удаленной витриной и кассовым терминалом, способствуют продажам книг, фильмов, музыки, техники, одежды и всего остального. И если когда-нибудь Джефф Безос вернется к своему проекту Blue Origin по строительству космического корабля и космодрома в Техасе, вероятно, это будет означать, что у Amazon есть потенциальные покупатели на Марсе. В этом смысле приобретение газеты казалось большинству просто причудой одного из самых богатых людей планеты, стоившей ему всего лишь 250 миллионов долларов — или 1% его состояния.

Другое дело — реакция на сделку со стороны журналистов и издателей. Washington Post — старейшая газета США и одна из самых известных в англоязычном мире. В 70-х Washington Post заодно с The New York Times решились на публикацию секретных документов о Вьетнаме, несмотря на угрозы властей (их обвиняли в разглашении гостайны). Про роль репортеров Карла Бернстина и Боба Вудворда в Уотергейтском скандале тоже все знают. За всю историю издания его сотрудники получили полсотни Пулицеровских премий. И если вспомнить школьные учебники, именно Washington Post и еще несколько влиятельных газет вроде The New York Times и The Wall Street Journal являют собой один из системообразующих институтов Америки; это, собственно, и есть та самая четвертая ветвь власти.

Последние годы Washington Post, как и многие другие старые издания всех тех стран, куда пришел интернет, медленно умирала. Количество ее подписчиков в нулевые уменьшилось в два раза — до полумиллиона. В ней начались сокращения. Между тем вокруг рождались новые медиа и прочие хищники, в том числе издание Politico, открытое бывшими сотрудниками Washington Post. Считается, что газета поскучнела и, самое страшное, перестала формировать повестку дня. Решение семьи Грэм, которая владела газетой примерно век, найти покупателя с деньгами и свежими идеями выглядело логично.

Тем неожиданнее была новость, что бумажная газета, олицетворявшая собой упадок целой отрасли, оказалась в собственности Джеффа Безоса, создателя того монстра из интернета, который, как никто другой, воплощает собой все напасти, обрушившиеся за последнее десятилетие на эту и не только эту отрасли. В прессе появились десятки толкований, что же все это означает. Может быть, это такой благородный жест филантропа, миллиардера и любителя словесности. А может быть, как писали на сайте Salon.com, айсберг просто спас «Титаник». То есть условная Силиконовая долина (пусть офис Безоса и находится в Сиэтле) снова выручает старую индустрию, как это — с кучей оговорок — произошло с iTunes и музыкой. Ну или, как шутили в The New Yorker, глава Amazon купил газету по ошибке, случайно кликнув на что-то там на ее сайте, а потом обнаружил счет на 250 миллионов.

Потом быстро выяснилось, что в самом деле лучшего покупателя не придумать. Начать с того, что Джефф Безос почти никого не уволил, а впоследствии нанял еще сотню новых сотрудников. К тому же Washington Post принадлежит ему лично и формально не имеет отношения к Amazon и его торговле. В своем письме к редакции он пообещал, что ценности газеты останутся прежними, вмешательства непосредственно в работу редакции не будет, хотя какие-то изменения, связанные с тем, как интернет преобразил новостной бизнес, все же неизбежны: «Нам нужны перемены, и это означает, что нам нужны эксперименты. Мы будем ориентироваться на читателей, пытаясь понять, что их заботит, будь то правительство, местные лидеры, открытие ресторана, отряды бойскаутов, бизнес, благотворительность, губернаторы или спорт».

Последнее, правда, дало повод комментаторам пофантазировать на тему возможной интеграции Washington Post с магазином и платформой Kindle — тогда содержимое газеты станет едва ли не инструментом для товарных рекомендаций. Amazon знает о своих пользователях гораздо больше, чем фейсбук. Он знает, где они живут, что они купили, что они хотят купить и так далее. Можно использовать эти данные для показа рекламы. А можно показывать человеку заметки любимых авторов про открытие ресторана, спортивные соревнования и грядущие релизы. Если человек прочитал «Внутренний порок» Пинчона, то почему бы не подсунуть ему газетные рецензии на следующий роман писателя «Bleeding Edge». А покупателю подгузников — статьи о воспитании детей. И во всех этих публикациях, необязательно рекламных, разумеется, могут быть ссылки на страницы товаров в Amazon.

На этой неделе стало ясно, что отчасти эти предсказания об интеграции начинают сбываться. Если верить Businessweek, в Washington Post сейчас работают над проектом Rainbow — новостным приложением для Kindle Fire и других платформ. В нем будут публиковать материалы из ежедневной газеты, адаптированные под журнально-планшетный формат. Приложение поставят на 8,9-дюймовую модель таблетки Kindle Fire, которая выйдет осенью, и в этой версии приложение будет бесплатным. Для других Kindle Fire, прочих андроидов и эппловских устройств в приложении, судя по всему, будет действовать подписка.

Никто пока не говорит, что приложение Washington Post обязательно намертво привяжут к магазину Amazon и начнут раздавать в ее статьях товарные рекомендации. Речь пока идет только о том, что у пользователей появится еще одна причина выбирать Kindle Fire и, соответственно, больше шансов купить что-то в магазине. А газета Washington Post получит больше читателей. Допустим, не очень понятно, зачем этим читателям еще одно приложение газеты, если учесть, сколько существует таких приложений и агрегаторов вроде Circa News, Yahoo News Digest или Flipboard. Но в каком-то смысле это уже не так важно. Судя по последним сообщениям, ничего особенного за этот год Джефф Безос еще не сделал, но «атмосфера уверенности и финансовой стабильности» в редакции уже кое-что изменила. Аудитория Washington Post в интернете выросла в два раза. Весной журналисты газеты снова получили Пулицеровскую премию (за публикации о слежке АНБ). И если говорить про обозримое будущее, айсберг, похоже, и правда спас «Титаник».

Ошибка в тексте
Отправить