перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Что смотреть кроме «Шерлока» 8 лучших британских сериалов

На прошлой неделе стало известно, что съемки третьего сезона «Шерлока» уже начались, эфир запланирован на конец 2013 года. Чтобы скрасить ожидание, «Афиша» вспоминает другие чисто английские сериалы.

Архив

«Отбросы» («Misfits»)

Пятеро подростков, осужденных на общественные работы за разного рода проступки, во время паранормальной грозы получают сверхъестественные способности. С этих пор смертям и катастрофам конца не будет.

«Отбросы» много чем удивляют. Сверхспособности здесь — скорее метафора: почти каждая просто более явно проявляет свойства характера. Сюжетные ходы при этом более чем изобретательные: где еще можно найти героя, чья разрушительная сверхсила — управление молочными продуктами? Фантастика сочетается с натурализмом в духе свободных от цензуры кабельных каналов (откровенный секс, насилие, ругательства), трагедия — с комедией, чаще всего нижепоясной. Люди, которых принято считать порядочными, здесь зачастую — воплощение зла; надзиратели и за людей не считаются. Здесь много любовных линий, одна прямо-таки мифологическая: прошлое совмещено с будущим, все идет по кругу, он и она то умирают, то возвращаются к жизни. Единственная беда сериала — четвертый и последний на сегодняшний день сезон. К середине сезона в «Отбросах» не осталось ни одного персонажа из первой серии. При этом почти все новые герои — клоны старых. Все вроде бы на месте, но где-то мы это уже видели. Сейчас «Отбросы» держатся в основном на персонаже Джозефа Гилгана — восходящей британской звезды.

«Час» («The Hour»)

Сериал о том, как в 1950-е годы на BBC пытаются делать честную новостную передачу в прямом эфире. Но слишком смелые высказывания часто приводят к неприятным последствиям.

Создательница сериала Эби Морган — сценаристка не только телефильмов и сериалов, но и громких картин для большого экрана: «Стыда», «Железной леди». В первом сезоне одна из главных сюжетных линий — шпионская: тут и МИ-6, и агенты КГБ, и загадочные убийства. Еще одна линия связана с Суэцким кризисом и попытками продемонстрировать разные точки зрения на него в программе «Час». Интересны и персонажи, и их взаимоотношения. Журналист Фредди, которого играет Бен Уишоу, давно влюблен в свою подругу и коллегу Бел (известная по озоновскому «Ангелу» Ромола Гарай); та становится продюсером программы «Час» и его начальницей. Интересуется она другим: женатым красавцем-ведущим в исполнении Доминика Уэста. У главных героев есть связанные с эпохой прозвища: Фредди называет Бел Манипенни, она его — Джеймсом (то бишь Бондом), телеведущего Фредди издевательски величает Кэри Грантом. Помимо того что «Час» — очень красивое ретрозрелище, сериал привлекает тем, что это своего рода ода журналистике с большой буквы. Фредди в блестящем исполнении Уишоу одержим тем, чтобы делать свою работу максимально честно; он скорее умрет, чем добудет разгадку тайны и не обнародует ее. Второй сезон еще лучше первого: главные герои в некотором смысле меняются местами; особенно поражают метаморфозы, произошедшие с женой красавца-ведущего.

«Война Фойла» («Foyle's War»)

Герой Майкла Китчена Кристофер Фойл — детектив лет шестидесяти, который в годы Второй мировой расследует преступления на побережье Англии.

Побережье — фронтовая зона. Фойла постоянно пытаются убедить в том, что во время войны особенно важны национальные интересы и он должен на что-то просто закрывать глаза во имя победы. Но он ни на что глаза закрывать не собирается. «Война Фойла» — очень английский по духу сериал. Что бы ни происходило — даже если идет война, — должен главенствовать закон. Фойл, конечно, зануда, но зануда человечный, а его принципы — залог того, что государство будет жить правильно, в какой бы сложной ситуации оно ни находилось. Даже по меркам Англии, где почти все сериалы делаются как настоящее кино, «Война Фойла» — продукт дорогостоящий. В 2007-м из-за проблем с бюджетом после шести сезонов (за время которых было выпущено мизерное количество серий — меньше двадцати) его решили было закрыть. Но возмущение поклонников и высокие рейтинги вынудили продюсеров выпустить в 2010-м еще три серии (седьмой сезон); в 2013-м будет запущен восьмой, в котором действие будет происходить уже после крушения Германии, а детектив Фойл окунется в шпионские игры начала холодной войны.

«Чисто английское убийство» («Midsomer Murders»)

Детективный сериал-старожил (сейчас идет 15-й сезон), у истоков которого — тот же сценарист и продюсер Энтони Горовиц, который курирует и «Войну Фойла». Запущен в 1997 году, с тех пор его мировая популярность не уменьшается.

Действие происходит в среднестатистической провинциальной Англии, в вымышленном графстве Мидсомер. Убийства расследует детектив Барнаби со своим помощником. В 14-м сезоне детектива сменил его двоюродный брат с той же фамилией; кузена, прежде работавшего в соседнем графстве, в сериал ввели аккуратно, заранее (при своем первом появлении он ассистировал родственнику в раскрытии очередных преступлений). Любопытно наблюдать за тем, как устроена провинциальная Англия. Там обитает огромное количество интересных людей: архитекторы, врачи, инженеры, художники. Устраиваются праздники, карнавалы, смотры — жизнь английского графства кипит. Все персонажи тонко прописаны и очень хорошо сыграны, практически у каждого — собственный скелет в шкафу; всегда много мотиваций и возможных причин для убийства. Несколько смущает, правда, что в каждой серии происходит дикое (стандарт — три) количество убийств, и это на одном пятачке, в одном и том же графстве, месяц за месяцем. Но жанр есть жанр — в конце концов, детектив родился именно в Англии. В один ряд с «Чисто английским убийством», кроме «Войны Фойла», можно поставить «Пуаро Агаты Кристи» и «Мисс Марпл».

 

«Книжный магазин Блэка» («Black Books»)

Ирландец Бернард Блэк владеет книжным магазином в Лондоне, но совершенно не стремится продать как можно больше книг. У Блэка есть помощник Мэнни и подруга Фрэн. Остальных людей он не любит. Да и этих не особо.

«Книжный магазин Блэка» — сериал актера, сценариста и стендап-комика Дилана Морана, он же исполняет главную роль. Эта комедия — воплощение чисто английского безумия. Герой готов в прямом смысле отпилить себе ногу, лишь бы не заниматься счетами; его подруга устраивается на работу, но так и не понимает, в чем она заключается, — поэтому сначала делает вид, будто печатает на компьютере, а потом получает повышение и просто орет на окружающих; троица главных героев хочет слетать на острова, но из-за крайней дешевизны билетов проводит две недели в пересадках, которые в итоге завершаются в Хитроу. Бернард Блэк — один из тех, с кого началась мода на эксцентричных социопатов и мизантропов на телевидении. Персонажа Морана раздражают все, особенно люди, которые хотят что-то купить в его магазине (ведь это приносит столько проблем). С утра до ночи он пьет и курит — прямо на рабочем месте. «Книжный магазин Блэка» — это еще и очень уютный сериал: большая часть действия разворачивается в магазине, где царит абсолютный, но в то же время эстетически приятный хаос (книги валяются повсюду и ничего нельзя найти).

 

«Немного за сорок» («Fortysomething»)

Пол Слиппери — врач-терапевт, переживающий кризис среднего возраста. Жена Пола долгие годы просидела дома, воспитывая троих сыновей, — теперь она возвращается на работу. 

«Немного за сорок», честно говоря, довольно дурацкий сериал, правда, мило-дурацкий. Но есть два факта, которые оправдывают его существование. Во-первых, половину эпизодов (а всего их шесть и длятся они почти по часу) срежиссировал Хью Лори. Во-вторых (и в-главных) Пола Слиппери играет опять же Хью Лори, а его сына Рори — Бенедикт Камбербатч. Сейчас Лори больше ассоциируется с «Доктором Хаусом», чем с «Дживсом и Вустером», поэтому смотреть на бедолагу и добряка Пола (главная и, кажется, недостижимая цель которого — вспомнить, когда у него последний раз был секс) вдвойне забавно. Персонаж Камбербатча — полная противоположность его герою в «Шерлоке»: он добродушен, слаб характером и опять-таки очень мил. И еще он здесь блондин (кстати, натуральный цвет волос Камбербатча). «Немного за сорок», при всей неправдоподобности большинства ситуаций (братья то и дело меняются девушками; коллега главного героя — совершеннейший псих, провоцирующий множество нелепых ситуаций, etc.), по мнению некоторых британских критиков, достаточно точно описывает жизнь людей за сорок. Помимо прочего, здесь есть прекрасные Анна Чанселлор в роли жены героя и Питер Капалди, играющий его эксцентричного коллегу, — дуэт которых спустя восемь лет снова продемонстрирует свои достоинства в «Часе», но уже в трагическом жанре.

«Аббатство Даунтон» («Downton Abbey»)

Действие начинается в 1912 году, когда наследник титула графа Грэнтема погибает на «Титанике». Теперь поместье Даунтон, которым владеет род Грэнтемов, и огромный капитал его жены должны вместе с графским титулом отойти дальнему родственнику, которого никто не видел.

«Аббатство Даунтон» — квинтэссенция жанра period drama (иногда ее именуют костюмной) и английского сериала вообще. Тут очень подробно изображены эпоха и постепенные изменения, происходящие в мире и сознании людей. Детально описаны быт поместья и отношения между героями. Мы видим, как они реагируют на появление электричества, телефона, как аристократка учится водить машину, как на всех сказывается Первая мировая война. Герои делятся на две основные категории: аристократы и слуги. И тем и другим уделяется равное количество экранного времени, абсолютно каждый характер достоверен. И те и другие по большому счету благородны и честны. Не обходится, конечно, без мелких, а порой и очень крупных гадостей: их делают друг другу и родные сестры, и слуги. Но даже злодеи — и те в итоге оказываются не такими уж плохими. Любопытны взаимоотношения слуг и хозяев. Слуги относятся к своей работе по-разному. Многие из них счастливы жить так, как они живут. У некоторых есть возможность уйти, но они не хотят этого делать — в Даунтоне вся их жизнь. Другие стремятся вырваться — например в секретарши. Хозяева уважительно относятся к слугам и всегда готовы им помочь. При этом в «Аббатстве» возникает миллион неразрешимых ситуаций, которые провоцирует сама эпоха.

 

«Конец парада» («Parade's End»)

Мини-сериал — экранизация романа Форда Мэдокса Форда. Автор сценария — Том Стоппард, в главной роли — вездесущий Камбербатч.

В «Конце парада» — та же эпоха, что и в «Аббатстве Даунтон»: Первая мировая война, несколько лет до и после нее. Герой Камбербатча Кристофер Титженс также аристократ, но ходит на службу в министерство статистики (тех, кто работает, в «Аббатстве», кстати, поначалу презирают). Титженс консервативен и порядочен до предела, во всем следует устаревающим принципам. Именно поэтому он несчастен: однажды согрешив с незнакомой женщиной, считает своим долгом жениться, но полюбить ее не может. Жену — адскую стерву — играет Ребекка Холл, известная по фильму «Вики Кристина Барселона» (подруга героини Скарлетт Йоханссон). Со временем понимаешь, что она любит мужа и изменяет, чтобы его расшевелить, — но он не спит с ней, хоть тресни, зато влюбляется в молоденькую суфражистку. Но и тут проблема: принципы не позволяют ему изменять жене. Камбербатч вообще часто играет персонажей, у которых странная, чаще всего отсутствующая личная жизнь («Шерлок», «Шпион, выйди вон», спектакль Дэнни Бойла «Франкенштейн»). Потом Титженс попадает на войну, где тоже ведет себя достойно. Главная интрига — изменит ли герой себе, ответит ли на вызовы времени?

 

Ошибка в тексте
Отправить