перейти на мобильную версию сайта
да
нет

«Надоело слушать эту музыку в Основатели Rocketbank о своем банке для айфона

Почти у каждого русского банка есть мобильное приложение — и почти каждым пользоваться неудобно. «Афиша» поговорила со стартаперами, пытающимися сделать банк прямо в телефоне, у которого не будет отделений, роботов на линии и мелкого шрифта в прайс-листах.

Архив


Виктор Лысенко и Олег Козырев входили в число создателей русского «Групона», который потом продали американскому «Групону» предположительно за 50 миллионов. Месяца два после продажи они бездельничали и загорали на пляже, а потом чуть было не создали компанию в Калифорнии, ювелирный интернет-магазин и аналог революционного «кассового аппарата» для мобильных Square. Для последнего они даже открыли сайт, но в итоге проект свернули: «Россия все-таки не страна малого бизнеса. К тому же безналичные расчеты у нас не распространены так широко, как в США. Если русский Square появится, то лет через пять», — говорит Олег, мечтательно вертя перед собой скверовский картридер. Затем ему заблокировали в Нью-Йорке карту, и поскольку в России было Первое мая, дозвониться в службу поддержки он не смог. А Виктору в то же время один банк отказался прислать по почте выписку об операциях со счетом, а другой — по ошибке начислил штраф за кредит, которого он не брал. Тогда и родилась новая идея, которая звучит как оксюморон, — «простой и честный банк».

Rocketbank — это платежная банковская карта и мобильное приложение для управления счетом, в нем помимо прочего обещают чат для быстрой связи со службой поддержки. Ничего лишнего, как хвастаются основатели, не будет: ни отделений, ни мелкого шрифта в прайс-листах, ни музыки ожидания в телефоне. Плата за сервис фиксированная — 250 р. в месяц, «цена кофе в «Старбаксе», говорят стартаперы. Подобное приложение уже делают в Америке — это Simple.com. Если сравнить главные страницы обоих сайтов, станет ясно, что они, мягко говоря, очень похожи. Другое дело, что Simple.com открывается уже года два, так что у Rocketbank есть редкая возможность внести особый вклад в историю клонических войн — копировать сервис на стадии закрытого тестирования и открыться первыми.

Алекс Пейн, основатель Simple.com и один из первых разработчиков твиттера, знает о существовании Rocketbank и считает, что твой интернет-бизнес ничто, пока его не скопируют в России

Алекс Пейн, основатель Simple.com и один из первых разработчиков твиттера, знает о существовании Rocketbank и считает, что твой интернет-бизнес ничто, пока его не скопируют в России

Фотография: twitter.com/al3x

Выход бета-версии Rocketbank обещают через полгода. Сначала — приложение для айфона, потом — сайт того же назначения. Все будущие опции Rocketbank подробно описаны на его сайте, там же можно заказать приглашение. Мы же решили задать основателям пару дополнительных вопросов.

 Вы уверены, что люди готовы нести деньги в приложение для телефона, а не в банк?
Олег Козырев: «Человек получит банковский сервис, настоящий банк со всеми лицензиями и страховками. Мы занимаемся тем, с чем у российских банков самые большие сложности, — строим сервис для людей. Готовы ли люди нести деньги? С одной стороны, это вопросы веры, и мы верим. С другой — нас обнадеживают некоторые цифры. За две недели, пока существует страница rocketbank.ru, мы получили больше 1000 заявок без маркетинга — мне это кажется удивительным. И еще. Хотя большинство карт сейчас зарплатные, выданные работодателем, люди все чаще заказывают их себе сами, осознанно, как платежное средство. По нашим данным, в 2010-м таких клиентов был один процент, потом четыре процента, в этом году — хочется верить — все десять».
Виктор Лысенко: «Хочу добавить, что за последние пару месяцев мы встречались с большим количеством банкиров. Это опытные люди, они занимаются банковским делом лет по двадцать. Главное — практически все банкиры считают, что рынок тут есть, и хотят делать что-то подобное, только не могут. Это несколько иные технологии и компетенции, новая аудитория с новыми потребностями, и не все банки знают, как к этому рынку подступиться».

 То есть банк-партнер у вас уже есть?
В.Л.: «Да, мы долго искали компанию, с которой у нас будет совпадать видение того, что мы хотим построить. В финал у нас вышли два банка, и сейчас мы решаем вопрос о сотрудничестве. Их названия сказать, увы, пока не могу».

 А название сети банкоматов, с которой вы сотрудничаете?
В.Л.: «Объединенная расчетная система», 2500 банкоматов в Москве, тысяч пятнадцать в стране. Снимать там деньги с помощью нашей карты можно будет без комиссии. Эту комиссию мы берем на себя».

 

 Что означает «честный» банк?
В.Л.: «Если вы возьмете прайс-лист обычного банка, то это 100500 строчек. Понятно, что всех этих описаний не избежать, потому что законодательство обязывает, но мы хотим максимально их сократить».
О.К.: «И смотрите, обслуживание дебитовой карты в моем любимом Альфа-банке стоит около 600 р. в год. Плюс рублей сорок в месяц за СМС-уведомления. Плюс рублей семьдесят за пользование их мобильным приложением. В сумме это больше двух тысяч в год. Еще я не учел комиссии, например, за снятите денег в чужом банкомате. То есть ты не знаешь наверняка, сколько заплатишь. Я не говорю ни в коем случае, что Альфа-банк нечестный, это отличный банк. Просто нам больше нравится, когда ты платишь одну фиксированну сумму за все сразу. Как за безлимитный интернет. У нас это 250 р. в месяц. Не буду скрывать, что в одном проценте случаев мы можем попросить какую-то дополнительную комиссию за операцию, которая слишком дорога для нас в обработке. Например, международные переводы или снятие денег в чужом банкомате. Если такое случится, мы предупредим прямо перед тем, как провести операцию. И возьмем только себестоимость услуги».

 3000 р. в год получается. Не так уж и дешево.
О.К.: «Это смотря с чем сравнивать, но дело даже не в этом. Мы не конкурируем ни с кем по цене. У нас другая цель — сделать удобный банк в телефоне. Чтобы человек всегда знал, на что он тратит и сколько. Мы верим, что по крайней мере в Москве есть круг людей, которые готовы платить (не такие уж и страшные деньги, кстати) и не ломать себе голову, когда имеют дело с банком. Которые кроме прочего не хотят ходить в отделения или говорить там с кем-то по телефону и доказывать, что они действительно не ежики».

 Вы думаете, отсутствие отделений все поймут? А куда жаловаться, если что-то серьезное случилось?
В.Л.: «Ну какой-то офис все-таки планируется, наш или у банка-партнера. Понятно, что бывают ситуации, когда без личного контакта дело не решить. Ну например, клиент, прости господи, умер, родственники хотят получить доступ к его карте».
О.К.: «А вообще — будет круглосуточный колл-центр и чат в телефоне. И я уверен, что в 80 процентах случаев удобнее написать, чем звонить, особенно из-за границы. Или вообще нажать на кнопку. Например, заблокировать карту — это просто кнопка в приложении. Задать вопрос — это мгновенное сообщение нашему сотруднику. Так мы разгрузим телефонную линию. Но можно и позвонить, конечно. Вдруг интернета не будет».
В.Л.: «Это на самом деле удивительная ситуация. У нас такие невероятные технологии. Телефон у меня в руках — это компьютер со всеми моими данными. Но мне почему-то приходится висеть на линии по двадцать минут, разговаривая с оператором или роботом. Мне надоело слушать эту музыку в телефоне, проходить сложную систему идентификации, вспоминать кодовые слова. Приложение все это здорово упростит».

 Вы обещаете, что у вас не будет робота, который предлагает набрать единицу, двойку и так далее?
О.К.: «Обещаем».

Ошибка в тексте
Отправить