перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Гид Балтийский дом-2011

Фестиваль «Балтийский дом», 21-й по счету, посвящен творчеству великолепного литовца Римаса Туминаса. Привозят его спектакли последних лет. А поскольку последние три года Туминас является художественным руководителем московского Театра им. Вахтангова, продолжая при этом регулярно сотрудничать с любимым им вильнюсским Малым театром, то есть уникальная возможность сравнить, как работает один из режиссеров-хедлайнеров театрального процесса в России и Литве. Насыщенная метафорическая образность свойственна театру Туминаса и там, и тут, но в Литве он мягче и романтичнее, а в России выставляет мрачные диагнозы, иногда работая на грани фола, но отменно талантливо, остроумно и умно.

Архив

Троил и Крессида

 

Трагипародия на разложившийся мир
Первый спектакль, поставленный литовским режиссером в должности художественного руководителя московского Театра им. Вахтангова, завещанной Туминасу самим Михаилом Ульяновым. Троянская война на сцене представлена как парад уродливых масок современности. Ахилл и Патрокл — веселая гейская парочка, Улисс — трансвестит, Агамемнон — старый маразматик, а Елену в исполнении Марии Ароновой Туминас запихнул внутрь золоченой рамы и сорвал с нее одежды, обнажив дряхлые увесистые телеса — публике требуется несколько секунд, чтобы осознать, что эти «горы мяса» — всего лишь эффектный муляж. Роль главного демона в этой лихой дегероизации мифа отведена протагонисту труппы Владимиру Симонову, который в роли Пандара в гриме с кроваво-красными губами выглядит прямо-таки демонически.

 

Дядя Ваня

 

Сергей Маковецкий среди призраков
Один из лучших спектаклей сегодняшней российской сцены. Римас Туминас устраивает в театре спиритический сеанс, вызывая к душевно измученному российскому интеллигенту Войницкому (Сергей Маковецкий) кумиров его прошлого — истукана-демагога Профессора (Владимир Симонов), его эксцентричную поклонницу Маман (Людмила Максакова, носит короткую черную стрижку суфражистки), куклу — Елену Андреевну (Анна Дубровская). И он сначала поклоняется им, а потом они окончательно сводят его с ума. И это, несомненно, выдающаяся история про несчастную русскую душу, которой необходимы кумиры и несносно одиночество и бездействие, а на деле кумиры давно вымерли, а большим делам нет места.

 

 

Мистрас

 

 

Трагикомедия про национальную идентификацию при участии Мицкевича, Бальзака, Жорж Санд, Шопена и Наполеона
Новейший спектакль Туминаса, осуществленный им дома, в Малом театре города Вильнюса, с актерами-учениками и по пьесе самого талантливого из современных литовских драматургов Марюса Ивашкявичуса. Предыдущий альянс драматурга и режиссера — спектакль «Мадагаскар» — покорил всех без исключения очевидцев. В «Мистрасе» тема та же — попытка литовцев ответить на вопрос «кто мы?». Ивашкявичус играет с мифами, сочиняя небылицы на основе исторических фактов, герои на сцене выглядят карикатурно, но не настолько, чтобы, смеясь над ними, им не сочувствовать. Завсегдатаи парижских салонов — манерная Жорж Санд в мужском костюме, Бальзак в гигантской шубе, взвинченный чахоточник Шопен — встречают эмигранта Мицкевича и учат его жить, а он грезит о новом Наполеоне и находит его в лице мистраса (в переводе с польского «мастер», «учитель») Анджея Товянски, сектанта и мистика, личного демона поэта. И мучительно терзается своим отрывом от корней. Это тот редкий случай, когда режиссер Туминас выглядит не циником, а романтиком, что ему очень идет.

 

Махаз

 

 

Одноактная притча о любви и мести по тексту Фазиля Искандера
Абхазский государственный драматический театра им. С.Чанба попал на фестиваль «Весь Туминас» по той причине, что режиссер Валерий Кове, руководящий им последние 20 лет, учился с Римасом Туминасом на одном курсе в ГИТИСе, у мастера Иосифа Туманова. С абхазскими артистами он строит театр метафоры. На сцене в спектакле «Махаз» — несколько палок и кусок крыши. Остальное — игра актеров. Текст этот в свое время навлек на Искандера обвинения в антигуманизме — поскольку в нем присутствует кровная месть, мусульманское убийство по понятиям и мусульманские же терзания по поводу того, что труп врага должен быть непременно похоронен в соответствии с установленным от века ритуалом. Но на другой чаше весов здесь поруганная честь дочерей и любовь к жене, достойная быть увековеченной в песне и танце, которых в спектакле множество. В свете истории с генералом Будановым спектакль выглядит прямо-таки газетно актуальным.

 

Гуарапский писарь

 

 

 

Комические сцены про установление советской власти в Абхазии
Особая прелесть второй одноактной истории, которая будет показана в один вечер с первой, что сквозные ее персонажи — бродячие абхазские комедианты, которые на своей арбе путешествуют из селения в селение. Это их глазами даны и картины имперской бюрократии, и картины обрушившейся как снег на голову советской власти. Никакой арбы на сцене нет, есть веревки, а на них — ширмы-простыни. И актеры рассказывают анекдоты про разных писарей-крючкотворов, про то, сколько и с кем надо выпить, чтобы получить нужную бумагу, и про то, какие танцы и перед кем надо станцевать, чтобы сын из горного селения отправился-таки учиться в Петербург, дабы в Абхазии появился свой писарь.

 

Ревизор

 

 

Трогательная история про провинциала, ищущего место под солнцем
Как уже говорилось, на родной литовской почве режиссер Туминас частенько выглядит лириком. Его «Ревизор» — не социально-обличительная комедия, какие он недрогнувшей рукою ставит на сценах Москвы, а сочувственная история про молодого человека из многодетной семьи, который пытается карабкаться наверх всеми правдами и неправдами. Но даже в своей неправде оказывается куда более искренен и привлекателен, нежели те, кого он обманывает. Особенность спектакля, который будет показан в рамках «Балтийского дома», — в том, что на роль городничего Сквозника-Дмухановского вводится Сергей Маковецкий, который играет эту роль в русской версии «Ревизора» на сцене Вахтанговского театра. Маковецкий исполнит роль на русском языке, остальные будут говорить, разумеется, по-литовски, и эта ситуация рождает дополнительный образ: вор вора всегда поймет.

 

Горе от ума

 

Неутешительный, но точный диагноз российской действительности
Дым отечества на сцене воплощен буквально — он валит из огромной печи, напоминающей знаменитую московскую колокольню Ивана Великого. И оторваться от этой печки-церкви никто из национальных аборигенов не хочет: максимум, на что способен Фамусов Сергея Гармаша, режиссер крепостного балета, — так это к балу натянуть вместо валенок сапожищи. Книги же дочери Софье держать нельзя — папаша, если отыщет, порубит в капусту. При таком раскладе сбежавший некогда за границу учиться, а теперь явившийся лощеным, образованным европейцем Чацкий (Иван Стебунов) просто не может быть принят в доме и не может не раздражать. Спектакль поставлен в «Современнике» в 2008 году, когда Туминас едва не стал жертвой актерских интриг в только что принятом им Вахтанговском театре. Так что поводов для русофобии у него хватало. Но история русофобской не смотрится. Покоряют остротой и яркостью эстетические метафоры: княжны Тугоуховские в виде охапки кукол, Наталья Дмитриевна, которую муж привязывает к стулу, чтобы в обморок не грохалась, Скалозуб, скулящий по-бабьи, наконец, сам бал, на котором гости армейскими рядами маршируют от стены к стене.

 

Пиноккио

 

Детский ужастик по сказке Коллоди с Алисой Гребенщиковой в заглавной роли
Половина спектакля француза Жоэля Помра, известного своими социальными театральными проектами, проходит в густом мраке или в полной тьме. А в первой сцене, где папаша и его деревянный сынок сидят в животе большой рыбы (Пиноккио по сюжету чуть не тонет в океане), папа убеждает ребенка, а заодно и зрителей, что тут гораздо менее опасно, чем в большом мире. Спектакль господина Помра красив: прозрачный занавес, как некогда занавес Давида Боровского в «Гамлете» Любимова, трансформируется в разные предметы и образы. Но актерские задачи Алисы Гребенщиковой, играющей заглавного героя, упрощены до предела: он должна убедить молодняк, пришедший на спектакль, что врать нехорошо и что актеры никогда не врут. Даже не объясняя при этом разницы между ложью и здоровой творческой фантазией. А кроме прочего, довольно странно, что именно этот спектакль закрывает фестиваль «Весь Туминас».

 

Ошибка в тексте
Отправить