перейти на мобильную версию сайта
да
нет

«Представьте: трактор «Беларусь» давит толпу зомбаков» 6 новых русских хорроров

Неделю назад в сети появились фрагменты русского зомби-сериала «Грешники» — и это не единственный новый русский хоррор. И если раньше картины вроде «Змеиного источника» или «Юленьки» были скорее одиночными явлениями, теперь уже можно говорить о традиции русского народного ужастика. «Афиша» разбирается в причинах и следствиях.

Архив

«Грешники»

Давно работающие в Москве ижевские кавээнщики устали делать корпоративные ролики и вирусную рекламу и решили для собственного удовольствия снять сериал про зомби в русской глубинке. Выложенные на YouTube серии привлекли внимание публики (более 50 тыс. просмотров за неделю) — теперь авторы надеются выйти на новый уровень.

 

 

Лиза Главатских

продюсер

«Мы начинали с корпоративного коммерческого видео, вирусных роликов, юмористических сериалов короткого формата для интернета (в частности, YouTube), но мечтали, конечно, о кинопроизводстве. Ни на какие примеры не ориентировались, даже не мониторили особо зомби-тему, просто хотели сделать свое кино. Такое, какое хотелось нам самим, без чьей-либо указки сверху. Почему сериал? Были на семинаре Нила Ландау — «Анатомия блокбастера». Сильно запомнилось его мнение о том, что за сериалами будущее, причем именно горизонтально выстроенными. «Мы хотели историю, которой не будет конца», — подсказывает мне сидящий рядом идеолог в лице оператора-постановщика Никиты Луппова. Он и режиссер Виктор Митрофанов искренне любят зомби и однажды во время пути из Москвы в Ижевск нафантазировали некое роуд-муви по теме. В первом варианте герои спасаются — едут из кишащей зомби Москвы в Ижевск, такая вот идентификация с героями.

Что до фидбэка от каналов, то ведутся переговоры, но озвучивать результаты пока рано. Грубо говоря — все гладят по голове и резюмируют: молодцы, но дальше пока дело не продвинулось. Никто пока не сказал: «О'кей, погнали. Что вам нужно из ресурсов?»

«Споры»

Максим Дьячук живет в Омске. Хоррор про пришельцев, обнаруженных на заброшенном советском полигоне, он снимал на базе собственной рекламной студии. Начал в 2007 году, подробно рассказывал о процессе в интернете, выкладывал ролики. В результате на него вышли канадские дистрибьюторы и «Споры» были куплены для проката в Канаде, США и Японии.

 

 

Максим Дьячук

режиссер

«Я много лет занимаюсь видеорекламой, съемками, 3D-анимацией. В 2007 году у меня наконец появилась уверенность, что теперь можно попробовать снять фильм. Работа над ним шла почти пять лет. Это был первый опыт: много переделывали, учились, отвлекались периодически на другие проекты, много времени ушло на создание визуальных эффектов. Команда у нас всего три человека, это Дина Грин (продюсер, художник), Игорь Фауст (композитор, звукорежиссер) и я (режиссер, оператор, художник визуальных эффектов и т.д.).

Жанр хоррора выбрал потому, что мне интересно создавать необычные существа, придумывать невероятные истории и воплощать их на экране. Также предполагалось, что жанр нов для России и фильм сможет что-то заработать, не потеряться на фоне сотен мелодрам и тупых комедий. Так я думал, но оказалось, что особого интереса нет.

А потом — история как в сказке или просто повезло… не знаю. Я разместил трейлер на YouTube, просто для себя и знакомых. Буквально на следующий день на меня вышел американский журналист и попросил об интервью. Статей была масса, назывались как-то вроде «Напьемся русской водки и пойдем смотреть «Споры», «Русские споры атакуют» и т.п. Трейлер посмотрели агенты в Канаде и предложили свои услуги по распространению фильма. Сделали английский дубляж. Фильм показали на американском канале Сhiller TV, в Японии им заинтересовались. Собственно говоря, контракт с агентами на пять лет, так что это только начало. В России фильм, похоже, не выйдет, кому только не писал — интереса нет. Ну и потом живу я не в Москве…

Мы сейчас делаем новый фильм — называется «Безмолвие космоса». В фильме рассказывается об экспериментах правительства по скрещиванию ДНК человека и пришельцев, чтобы получить вакцину от земных болезней. Действие происходит в 2357 году на орбите далекой планеты. Мы работаем на самофинансировании, других источников у нас нет, тем не менее весь фильм был отснят на хромокее в студии — огромное число дизайнерских костюмов, бутафории, натуральных эффектов и грима, динамическое освещение, ну и, конечно, компьютерная графика, которая будет создаваться весь 2013 год. Нашим канадским агентам идея понравилась, так что после завершения всех работ над фильмом они опять возьмут его на реализацию. «Безмолвие космоса» уже полностью рассчитано на североамериканскую аудиторию, в России его судьба также под вопросом».

«Метелица: зима мертвецов»

Зомби-ужастик про маленький русский городок. Примечателен тем, что в нем снялись Максим Суханов и телеведущий Михаил Борзенков, а в качестве одного из главных персонажей фигурирует православный священник.

 

 

Николай Пигарев

режиссер

«Именно то, что зомби-хорроры в России никто до сих пор не снимал, и было для нас поводом попробовать. Ну и потом просто хотели похулиганить, пока молодые. Тем более это можно считать нашей такой тренировкой — размяться-научиться… Вообще хотели начать сразу с такого эпического киберпанка, но быстро поняли, что не потянем ни сценария, ни — пока что — бюджета.

Я с 1998 до 2003 года жил в Австралии, снимал всякие короткометражки. Ну и вообще работал как медиафрилансер — и в театре, и в балете, и на выставках каких-то. Короче, всюду, где нужно было что-то снять, смонтировать, заставить двигаться. Как-то мои друзья в Австралии сделали реально ужасный фильм про вампиров. Что-то типа за 50 тысяч, которые сняли с кредиток своих и сложили в одну кучу. Так вот: фильм продался в ста тридцати странах и собрал приличную сумму. Заработали на ночных эфирах где-то в Зимбабве. Ну и вот мы хотели вроде как их побить — снимем кино, научимся, попробуем все что можем и постараемся продать всему миру.

Мы вообще изначально собирались просто хоть какое-то кино снимать. Мы — это Миша Борзенков, который сыграл главную роль и написал сценарий, и Ирина Сурикова, она была художником. Мы с Мишей одно время работали на одного такого мини-олигарха и он все хотел творчества. Ну и вот дохотелся. Мы олигарху предложили: давай, мол, кино делать. Но в итоге в основном гламур и лошадок снимали. А потом этого олигарха посадили, а мы все разбежались кто куда. Но я идею не забросил. Сценарий Миша написал еще в 2007 году, недавно наконец закончили — была премьера на фестивале в Лидсе. Итого пять лет от сценария до премьеры, нормальный вполне срок для лоу-баджета. Бюджет колебался все это время от 30 тысяч до двух миллионов. А остановился где-то посредине — если посчитать то, что делали бесплатно, и то, что делали мы сами и за что, естественно, ничего не получили.

Мы особенно не искали никакой такой национальной специфики — мы же тут живем, смотрим. Это то, что нас окружает, оно само в фильм просачивается. Короче, мы о специфике не думали — а она пришла. Мы в 2007 году придумали, что все происходит во время акций протеста. У нас там по сюжету выборы губернатора на носу — их тогда не было в природе вообще. Или вот есть персонаж священника. Кадилом, конечно, зомби не мочит — топором только. Должна же быть духовность в фильме».

«Зомби-каникулы»

Зомби-хоррор, примечательный в первую очередь тем, что в одной из главных ролей в нем снялась экс-солистка группы «Тату» Юля Волкова.

 

 

Кирилл Кемниц

режиссер

«В какой-то момент мы заметили, что рынок жанрового кино абсолютно свободен в России. Стали перебирать разные темы, что можно было бы сделать у нас интересного, и остановились на зомби. Тут же пришла мысль, что нет смысла делать такой продукт только для российского зрителя. Посмотрите на те же Штаты. Там зомби-фильмов выходит какое-то неимоверное количество: полнометражные, сериалы, короткометражки… Вот мы и подумали, а может быть, там наши зомби тоже будут интересны? И сразу же было принято решение делать фильм с интернациональным юмором и русским колоритом, чтобы его можно было предложить в другие страны. Не пытались адаптировать фильм к родным просторам. Скорее, скрещивали два мира и смотрели, что из этого может получиться. Иногда выходит довольно забавно, когда, к примеру, герой рубит на куски зомби, используя серп и молот.

У нас одну из главных ролей в фильме играет Юля Волкова из «Тату», да. Во-первых, мне хотелось кого-то нового увидеть на экране. Взять известную личность, но не из мира кино. Во-вторых, была не менее сложная задача — чтобы этого человека знали за границей, что сильно сузило наши рамки поиска. И в-третьих — образ героини в жизни должен был вызывать бунтарские чувства. По-моему, Юля идеально подходит. 

Бюджет фильма был собран из разных источников. Не скажу, что он был очень большой, но мне это даже нравится. Ты вынужден пускать каждый рубль в работу, ты продумываешь все до мелочей, права на ошибку или пересъем у тебя нет. Это заставляет придумывать новые пути решения стандартных задач. Более хитрым способом».

«Шопинг-тур»

Бывший кинокритик «Афиши», десять лет назад перешедший в режиссуру, Михаил Брашинский снял зомби-хоррор про маму и сына из Петербурга, которые отправляются за покупками в условную Лаппеенранту, но уже за пограничным контролем выясняется, что именно в этот единственный день в году — день Ивана Купалы — финны должны сожрать как минимум одного туриста. Снятая за смешные для подобного кино деньги (около $60 тыс.) картина в итоге куплена для мирового проката компанией Тимура Бекмамбетова «Базелевс» и выйдет в России осенью.

 

 

Михаил Брашинский

режиссер

«Шопинг-тур» — дитя любви и отчаяния. Любви — потому что без нее на такие лишения (а снимать без денег — сплошные лишения) ни один дурак не пойдет. Отчаяния — потому что фильм вышел из невозможности работать в кинематографе и невозможности в нем не работать. 

В нищете есть не только свое достоинство, но и свои достоинства. Главное — свобода. Когда отчитываешься только перед собой. Второе — ограничения всегда полезны, они стимулируют воображение (потому, например, иранское кино так взорвало киномир двадцать лет назад). Когда снимаешь любительскими средствами, особенно важно работать с мегапрофессионалами, если, конечно, не хочешь сделать детский утренник — мы не хотели. Хотели профессиональный кинопродукт, конвертируемый в кинопрокат, продажи и прочее. Поэтому для меня принципиально было собрать вокруг себя минимальную (в результате нас на площадке было 12–15 человек вместе с актерами), но в высшей степени профессиональную команду. Мне повезло: актриса Татьяна Колганова, оператор Александр Симонов, художник по гриму Тамара Фрид, художник по костюмам Марк Ли, звукорежиссер Антонина Балашова — это все crème de la crème современного русского кино».

«Статус: еще жив»

Уникальный представитель и без того любопытного вида «якутское кино», фильм Николая Туди существует пока только в виде проекта и трейлера — остальное автор пытается довести до ума при помощи зрителей. Которые бойко оправдывают все ожидания. На странице фильма в «ВКонтакте» регулярно появляются объявления: «Зомби у нас уже есть, а вот главного героя нету. Отзовитесь, желающие сыграть его молодые люди!»

 

 

Николай Туди

режиссер

«Представьте: трактор «Беларусь» давит толпу зомбаков… Было бы забавно увидеть это на большом экране. Мы не намерены тягаться с взрослыми мальчиками, снимающими серьезные фильмы про зомби. У нас будет комедия, и почему-то без трэшака. Трэш на любителя, а у нас фильм для всех. Будет. Вообще да, мы собираем деньги с миру по нитке, чтобы это все сделать, но мы никак не надеялись на такую поддержку. На сегодняшний день у нас есть помощь от «Технопарка «Якутия» и как бы то ни было получается краудфандинг на 50%, а не на сто. Что уже делает проект более реальным. Команда, которая работает над фильмом, постоянно расширяется и меняется — круг людей, с которыми «Статус» сочинялся, был один, а потом стал резко расти. У нас люди испытывают, оказывается, романтические чувства по отношению к киноиндустрии».

Ошибка в тексте
Отправить