перейти на мобильную версию сайта
да
нет

«Наши браслеты смогут подсказать, стоит вам спать с этим человеком или нет»

Александра Боярская расспросила Бандара Антаби, вице-президента компании Jawbone, разрабатывающей популярные фитнес-трекеры, о том, как будет выглядеть мир, где у каждого на руке — дающий подсказки браслет, и не нужно ли остановиться, пока не поздно.

Технологии
«Наши браслеты смогут подсказать, стоит вам спать с этим человеком или нет»
  • Как вы думаете, почему тема здоровья стала такой важной в последние десять-пятнадцать лет?
  • Мне кажется, все началось тогда, когда ООН объявило, что больше всего смертей в мире связано с болезнями цивилизации: все больше людей умирает от диабета второго типа, ожирения, заболеваний сердечно-сосудистой системы — по сравнению, например, со СПИДом. Некоторые типы рака также относятся к болезням цивилизации.
  • Чем хуже становится жизнь, тем больше мы задумываемся о здоровье?
  • Я бы не сказал, что жизнь становится хуже, но задумываться задумываемся, да. В России основная причина смерти — это заболевания сердечно-сосудистой системы. Это факт. Наверное, люди стали думать так: если я могу изменить свое поведение, не слишком сильно изменив свою повседневную жизнь, то почему бы нет?
  • Мне кажется, это отчасти и вопрос моды. Когда я ношу, скажем, ваш фитнес-трекер — а сейчас их и правда много на ком можно увидеть, — я тем самым сообщаю окружающим, что я занимаюсь бегом или просто увлекаюсь здоровым образом жизни. И все больше и больше людей хочет именно что заявить об этом миру — а раньше, по-моему, такого не было.
  • Да раньше просто технологий таких не было. Вам просто нечего было бы носить: сенсоры были, но страшно громоздкие. А мы создали что-то вроде функциональных украшений, и они же будут только улучшаться.
  • А вы сами спортом занимаетесь?
  • Я уже не бегаю столько, сколько бегал раньше, но много езжу на велосипеде, занимаюсь экстремальным сноубордингом и комплексными тренировками.

Фотография: Jawbone

  • И что, вам нужны для этого какие-то дополнительные стимулы?
  • Я в свое время начал считать, сколько я шагов делаю в день. Я тогда четыре раза в неделю ходил в тренажерный зал, и думал, что уж мне-то волноваться по поводу своей физической нагрузки не нужно — еще фору многим дам. А оказалось, что я так много времени проводил на офисной работе, что моих тренировок в спортзале было недостаточно. Считается, что нужно проходить около 10 тысяч шагов в день — а когда я только начал носить Jawbone, я проходил в среднем 5–6 тысяч. Это было, наверное, года три назад. В прошлом году я проходил уже 9 тысяч, а сейчас — около 13. Браслет во многом повлиял на мое поведение. Мне 37 лет, и тема здоровья сердца для меня становится все важнее, это никакая не абстракция. На сердце влияет как раз ежедневная нагрузка, то, сколько я двигаюсь сегодня или завтра. Допустим, сегодня я мало двигался, значит, стоит выйти на одну станцию раньше и пройтись пешком. Я начал много ездить на велосипеде. Раньше я думал, что веду энергичный образ жизни, Лондон очень большой город, есть иллюзия того, что вокруг много происходит, но при этом может оказаться, что ты почти не двигаешься. Браслет дал мне это понять и изменил мои привычки.
  • А вот эти 10 тысяч шагов в день — есть какой-то консенсус на эту тему? Это кто рекомедует?
  • Да много кто. Ну, например, NHS (Национальная служба здравоохранения в Великобритании). Не уверен насчет того, какие рекомендации дает ваш минздрав. Но если говорить конкретно про Jawbone, то вы можете изменить настройки браслета и поставить там любую цифру, какая вам нравится. Вот вы, похоже, девушка бодрая, вам 10 тысяч в день сделать нетрудно, так что можно и поднять планку.
  • Ваш браслет уже не просто считает мои шаги, знает, когда я просыпаюсь и так далее. Он еще и понемногу начинает советовать мне, что делать: хозяйка, ты не выспалась, съешь что-нибудь богатое белком. Это не перебор?
  • Вообще, мы не хотим, чтобы браслет  был чем-то вроде назойливого родителя, который все время лезет с советами. Он должен просто незаметно вас подталкивать к здоровой жизни. Нужно ли вам знать, что вы мало и плохо спите и поэтому чувствуете себя не очень? Мне кажется, неплохо бы. Хотя многим и кажется, что меньше знаешь — крепче спишь. Но к здоровью это не относится. Это не значит, что надо становиться аскетом. Я, допустим, хорошо питаюсь и, кстати, именно благодаря нашей системе изменил пищевые привычки — стал употреблять меньше мяса, меньше глютена.  Но я также позволяю себе наслаждаться едой, когда хочу. Сейчас вот я Москве, и почему-то все время ем шоколадный торт на десерт — здесь везде дают хороший шоколадный торт. Вчера, например, съел два: в Sixty и «Марьиванна». В общем, мы даем некоторые рекомендации, но эти рекомендации подразумевают небольшие, пошаговые изменения, потому что, если они покажутся вам слишком трудными, вы никогда за них не возьметесь.
  • А от глютена вы зачем отказались — у вас действительно непереносимость, или вы тоже подсели на общую волну паники?
  • Непереносимости глютена у меня нет, но я стал есть меньше углеводов, продуктов из пшеницы, чтобы посмотреть, как я буду себя при этом чувствовать. И со временем начал замечать, что мой уровень энергии зависит от того, что я ем: когда я ем меньше глютеносодержащих продуктов, то чувствую себя лучше — и это подтверждают мои графики активности. Браслет можно использовать по-разному; я, в частности, вел пищевой дневник. У нас есть приложение Food Cloud, где большими буквами показано, какие продукты вы употребляете чаще всего. Человеку моего веса, например, нужно выпивать около 10 стаканов воды в день, слово «вода» в моем облаке должно быть написано огромными буквами — а ее вообще не было видно. Благодаря этому приложению я понял, что пил недостаточно.

Фотография: Jawbone


  • Я видела выступление Хосейна Рахмана, главы вашей компании, в котором он сказал: «В какой-то момент мы сможем давать пользователю рекомендации, что ему посмотреть перед сном — чтобы он чувствовал себя лучше и легче спал». Все правда к этому идет? Вы будете советовать не только что есть и какую температуру в комнате выставить, но и что смотреть по телевизору?
  • Да, думаю, это возможно. Но вы же вольны самостоятельно принимать решения, верно? Считаете это вмешательством в вашу частную жизнь — бога ради, отключите все рекомендации. Да, мы собираем огромное количество данных, но важно понимать, что ваши данные все равно принадлежат вам. Подключение любой опции требует от пользователя явного согласия, так что если вы хотите, например, подключить к платформе свой телевизор, вы должны сказать: «Да, подтверждаю», и только тогда мы начнем анализировать, что вы смотрите. Допустим, если вы смотрите в воскресенье вечером «Игру престолов» и вам после этого плохо спится, лучше вместо этого смотреть «Американскую семейку». Что-то вам подойдет, что-то нет, но все прозрачно, пока ясно, что ваши данные — это ваши данные, и пока наши приложения помогают сделать вашу жизнь лучше. Возвращаясь к вопросу о конфиденциальности: с системой UP работает уже больше двух с половиной тысяч приложений, многие постоянно получают и отправляют информацию. Но чтобы подключить приложение к системе UP, разработчики должны принять наши условия передачи данных, основное положение которых заключается в том, что ваши данные — это ваши данные. Можно их скачать, можно вообще стереть из системы, навсегда.
  • Но вы же их используете, скажем, для создания инфографики. Всем было интересно узнать, что австралийские пользователи Jawbone ложатся спать и встают раньше, чем где бы то ни было в мире, в то время как москвичи ложатся очень поздно…
  • Ой, кстати, я вчера получил данные по Петербургу — петербуржцы ложатся и встают еще позже, чем москвичи.
  • Это данные не конкретно обо мне, но они содержат информацию и о моих привычках тоже. То есть нельзя сказать, что она полностью защищена.
  • Мы рассматриваем массивы анонимной информации, извлечь из них данные конкретно о вас невозможно. Да, мы их используем, анализируем, но лично о вас мы из них узнать ничего не можем.
  • Можете ли вы сказать, чем среднестатистический пользователь Jawbone в Москве или в России в целом отличается, например, от лондонского?
  • Сейчас — и это относится не только к Москве — к нам все еще идут early adopters, а также довольно активные люди, которые заботятся о своем здоровье. Понятно, что это довольно благополучные люди — как минимум у них есть смартфон и деньги, чтобы купить наши устройства. Детально портрет среднестатистического москвича мы пока не анализировали. Но мы уже начинаем выходить на массовую аудиторию. Я вот своим родителям пару месяцев назад купил UP Move, теперь все о них знаю и заваливаю их сообщениями: давай, еще пару кругов по дому, пару подъемов по лестнице — я же могу посмотреть, что они делали в течение дня по уровню активности.

Фотография: Jawbone


  • В вашем идеальном мире, очевидно, браслет подсказывает пользователю абсолютно все — что смотреть, что есть, когда сходить прогуляться. Даже за кого голосовать — вполне можно представить себе, что голос за такую-то партию уменьшает лично мой уровень стресса. Это же просто сценарий антиутопии, нет?
  • Я думаю, человеческий фактор все же очень важен. Меня многие спрашивают: а ты не слишком увлекся? На самом же деле браслет помог мне освободиться от технологий. Раньше, когда я ложился спать, телефон всегда лежал рядом с кроватью; последнее, что я делал перед тем, как уснуть, когда свет уже выключен, — я проверял твиттер, инстаграм и т.д., и все это негативно сказывалось на качестве моего сна. А благодаря Jawbone я постарался максимально освободиться от технологий, так что теперь мой телефон ночью стоит на станции подзарядки, которая расположена довольно далеко от кровати. В браслете есть будильник, который будит меня по утрам. В течение дня я получаю уведомления о том, что нужно подвигаться, сделать перерыв. Из-за занятий сноубордом у меня быстро устает спина, так что когда я сижу за компьютером и печатаю, она часто болит, а браслет вибрирует, если в течение 15 минут не регистрирует никакой двигательной активности, и заставляет меня подняться со стула. В общем, я верю в счастливое сосуществование человека и новых технологий. Мне было бы очень тяжело жить без смартфона. Но с другой стороны, я спокойно могу выйти из дома и без него…
  • Но не без Jawbone.
  • Да, мне же нужно знать, сколько шагов я прошел! Кстати, польза от этого есть не только в смысле здоровья. В России есть такой Альфа-банк, не знаю, слышали ли вы о нем — они решили сотрудничать с нами и дают более высокую процентную ставку для тех, кто больше двигается. Потрясающая идея, по моему. Мы в этом даже особо не участвовали. По большому счету, наша экосистема сейчас уже развивается сама — и в России могут появляться продукты для  Jawbone, которых нет ни в США, ни в Европе.
  • Какие приложения для Jawbone вам больше всего нравятся?
  • Это простые штуки — выключение света у меня в комнате, управление сообщениями. Мне нравится интеграция с розеткой WeMo — это беспроводная розетка компании Belkin; можно настроить ее таким образом, что, например, если вы любитель кофе, то утром она автоматически включается и включает вашу кофе-машину. Вы приходите на кухню — а кофе уже готов. Еще я очень люблю собак. В США есть компания под названием Whistles, они выпустили отслеживающий ошейник для домашних животных. И вы можете видеть, например, что когда мы проводите время с собакой, то вы более активны, или что когда ваша собака спит рядом с вами, вы спите лучше.
  • Наверное, в какой-то момент можно будет отследить, стоит ли вам делить кровать с конкретным мужчиной или женщиной?
  • Думаю, если бы у нас имелись соответствующие данные, мы уже могли бы их проанализировать и сказать, стоит ли вам спать с этим человеком или нет. Кстати, одно из проведенных нами исследований показало, что люди, которые делят свою постель с партнером, спят более глубоким сном, чем те, кто спит один. Так что да, это возможно. Один вопрос: кто согласится участвовать в таком исследовании?
Ошибка в тексте
Отправить