перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Гид Что смотреть на Чеховском фестивале

В Москве стартовал один из самых масштабных театральных фестивалей. «Афиша» составила по нему краткий путеводитель.

Искусство
Что смотреть на Чеховском фестивале

Раз в два года под занавес сезона в Москву со всего мира съезжаются самые непохожие театральный коллективы. Объединяет их наличие аутентичного колорита либо имени мэтра в афише. Таким образом, в этом году программу можно условно поделить надвое: туристические шоу и авторские спектакли. Исходя из ситуации, при которой регулярные гастроли разнообразных фолк-шоу стали нормой вне каких бы то ни было фестивальных рамок, в путеводитель включены только постановки второй категории. Фестиваль проходит главным образом на сценах Театра им. Моссовета и Театра им. Пушкина. Полное расписание находится здесь.

«Мещанин во дворянстве» Дени Подалидеса

Гиперклассический Мольер

Трейлер спектакля Дени Подалидеса «Мещанин во дворянстве»

«Мещанин во дворянстве» — максимально заезженная мольеровская комедия, состоящая из музыкальных и танцевальных номеров. Парижская пресса в своих восторженных отзывах на спектакль едва не забывает упомянуть режиссера, и в этом его главная заслуга — настолько достоверно спектакль притворился лишенным интерпретации. Мольер на парижской сцене — это как Островский в Малом театре, то есть нечто состоящее исключительно из штампов. Наподобие норвежского экстремала Ларса Ойно, помещающего родного Ибсена в условия дорежиссерского театра, Дени Подалидес не мудрствуя лукаво выкрутил уровень буффонной архаики до предела, и вышло чудесным образом нечто лихое, что консерваторы обычно называют молодежным. 

«Война» Владимира Панкова

Саундрама о Первой мировой войне

Очень длинный трейлер спектакля Владимира Панкова «Война»

Режиссер Владимир Панков известен главным образом как изобретатель слова «Soundrama» (и соответствующего жанра на пересечении мюзикла и драмтеатра), которым назвал собственную театральную компанию. Известен не только на родине: сам факт, что новый спектакль выпущен под логотипами Эдинбургского и Чеховского фестивалей, а также объемный материал The Guardian — из ряда многочисленных тому подтверждений. «Война» сочинена к 100-летию Первой мировой; в основе — «Смерть героя» Ричарда Олдингтона, «Илиада» Гомера и «Записки кавалериста» Николая Гумилева. Объемный, но не оглушающий оркестр исполняет партитуры Артема Кима, а в толпе актеров можно разглядеть великого Игоря Ясуловича среди актеров «Гоголь-центра».

«Не забывай меня» Филиппа Жанти

Новый спектакль главного европейского волшебника

Трейлер спектакля Филиппа Жанти «Не забывай меня»

Филипп Жанти, будучи кукольником по специальности, совершенно не интересуется пересказыванием сюжета; да и вообще сюжетом как категорией. Его спектакли — это всегда чистый полет фантазии, воплощенной на границе фантастического иллюзиона и импрессионистской пантомимы. Московская публика может помнить по крайней мере два привезенных прежде спектакля Жанти: магриттовский «Край земли» с бесконечными подменами живых джентльменов картонными и шванкмайеровский «Болилок» с комическим трио взрослых младенцев. В этом ряду практически лишенный буквального заигрывания с публикой «Не забывай меня» станет логическим продолжением первого.

«Красный табак» Джеймса Тьерре

Новая фантасмагория от внука Чарли Чаплина


Трейлер спектакля Джеймса Тьерре «Красный табак»

Мастер таинственных метаморфоз и первоклассной пантомимы Джеймс Тьерре — штатный хедлайнер Чеховского фестиваля. О его новой работе практически ничего не известно: пресса перечисляет закономерные ассоциации от Улисса до Шекспира и воздает привычные почести бенефицианту. Однако в отличие от прежних работ акробатика на сей раз уступит балету. Таким образом, в качестве основной интриги повисают вопросы: что символизирует гигантский металлический щит и при чем здесь табак.

«Рис» Линь Хуайминя

Душеполезный тайваньский балет

Трейлер спектакля Линь Хуайминя «Рис»

Главные герои современного азиатского балета — тайваньцы Cloud Gate — обнаружили собственную индивидуальность на пересечении аутентичных пластических традиций от гимнастических до боевых, с новейшими достижениями европейского неоклассического балета. Посему на выходе получается нечто лишенное не только лубочного повествования, но и бутафорского колорита, а главное — максимально гармоничное и осмысленное. Линь Хуайминя после этого спектакля европейская критика окрестила «певцом земли, разрушающим западные представления о времени».

«Жизнь продолжается» Сильви Гиллем

Прощальный выход великой балерины

Фрагмент одноактового балета Матса Эка «Bye» («Прощай») с Сильви Гиллем

В строке «хореография» перечислены мастодонты: Матс Эк, Уилльям Форсайт, Акрам Хан и Расселл Малифант. И это исключительный случай, когда важнее вторая строка: «Исполняет Сильви Гиллем». Совершенно фантастическая балерина, с чьим именем последние лет двадцать ассоциировалось все новое в балете, объявила о своем уходе со сцены: «Я хочу закончить выступать, пока я еще могу делать то, что делаю». Таким образом, «Жизнь продолжается» на Чеховском фестивале — не только «the best of» великой танцовщицы, но и последний шанс увидеть Сильви Гиллем на сцене.

«Голем» Сюзан Андрейд

Спектакль-мультфильм про восстание машин

Трейлер спектакля Сюзан Андрейд «Голем» с цитатами из критики

Британцы «1927» славятся неповторимым и чрезвычайно обаятельным авторским стилем: актеры играют на фоне мультфильмов, сочиненных в эстетике немого кино. Таков был и хит «Животные и дети занимают улицы», ставший сенсацией Чеховского фестиваля 2013 года. Таков и «Голем», при всей своей трехмерной искусственности и дружелюбном тоне задающий вполне конкретную тему: технологический прогресс есть гибель человечества.

«Ложные признания» Люка Бонди

Галантная мелодрама с Изабель Юппер

Трейлер спектакля Люка Бонди «Ложные признания»

Психологические тонкости насквозь литературных пьес Мариво с небывалой (так утверждают французы) легкостью оживляет на сцене Люк Бонди, один из рулевых режиссеров современного французского театра. Особый шарм наблюдается в том, как стыкуются нравы XVIII века с современным миром, в который поместил героев Бонди. И чтобы растопить все сердца до последнего, в главной роли на сцену выходит Изабель Юппер.

Ошибка в тексте
Отправить