перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Канны-2014: от «Майдана» до «Левиафана»

Сегодня объявили официальную программу Каннского кинофестиваля этого года. Антон Долин главным ее сюрпризом считает нешуточный интерес организаторов к России.

Кино
Канны-2014: от «Майдана» до «Левиафана»

Прогноз о резком повышении внимания всего мира к России неожиданно оправдался объявленной во Франции программой Каннского кинофестиваля. В конкурсе, в отличие от прошлого года, участвует российский фильм — четвертая полнометражная лента Андрея Звягинцева «Левиафан». В суровой, судя по всему, драме, которая снималась на Кольском полуострове, главную роль сыграл Алексей Серебряков — незаурядный артист, который уехал жить в Канаду, а на родине снимается довольно редко. Про предыдущую картину Звягинцева «Елена», которая участвовала (и получила приз) в параллельном «Особом взгляде», многие западные критики писали восторженно, сетуя на отборочную комиссию, не включившую столь эффектную ленту в конкурс. На этот раз пожелание выполнено, и Звягинцев, во второй раз после «Изгнания» (также награжденного, за лучшую мужскую роль), будет состязаться с другими каннскими завсегдатаями — от братьев Дарденн до Кена Лоуча.

Звягинцев — один из немногих российских режиссеров, которых в Каннах всегда ждут, приглашая фильм за фильмом. Другой такой счастливец — живущий в Европе, но снимающий на русском языке космополит Сергей Лозница. Обе его игровые работы, «Счастье мое» и «В тумане», участвовали в конкурсе, но не все, даже из числа поклонников этих радикальных лент, знают Лозницу как выдающегося документалиста. В этом году впервые в Канны приглашен неигровой полный метр Лозницы — и не абы какой: в программу спецпоказов включен его фильм «Майдан», снимавшийся в самый разгар исторических событий в Киеве, в конце 2013-го и первые месяцы 2014 года. Это будет, вероятно, первая возможность увидеть Майдан глазами не пропагандиста или репортера, но художника — и при этом свидетеля. Премьера запросто может обернуться международным скандалом: Лозницу и в более спокойные времена напрямую обвиняли в русофобии и прочих фантастических грехах.

«Левиафан» Андрея Звягинцева

«Левиафан» Андрея Звягинцева

Фотография: «Нон-Стоп Продакшн»

Кроме того, впервые в истории в рамках одного фестиваля будут представлены сразу две картины одного и того же российского режиссера — в рамках альманаха «Мосты Сараево» покажут еще и короткометражку Лозницы. Его соавторами выступили, в частности, румын Кристи Пую, швейцарка Урсула Майер и именитый конкурсант — Жан-Люк Годар (его загадочный проект «Прощание с языком», безусловно, входит в список самых ожидаемых фильмов года).

Даже этим аномальный интерес к России не исчерпывается. Вне конкурса в Каннах участвует еще и картина «Красная армия», непосредственно связанная с историей нашей страны, а в конкурсе покажут новую работу создателя «Артиста» и дилогии об агенте 117, француза Мишеля Хазанавичуса «Поиск». Это отнюдь не комедия, а ремейк старинного вестерна, действие которого перенесено в декорации и эпоху Второй чеченской войны. Главную роль, впрочем, играет муза и жена режиссера Беренис Бежо.

«Прощание с языком» Жана-Люка Годара

«Прощание с языком» Жана-Люка Годара

Фотография: Wild Bunch

Из былых триумфаторов «Оскара» в каннском конкурсе — только один Хазанавичус, хотя на открытие и приглашен его соотечественник Оливье Даан с мелодрамой «Принцесса Монако». В главной роли там Николь Кидман, самого же Даана — режиссера посредственного, но успешного, — многие помнят по «Жизни в розовом цвете», принесшей, опять же, «Оскара» Марион Котийяр. Эта актриса будет претендовать на каннские призы в фильме других режиссеров — дважды обладателей «Золотой пальмовой ветви», бельгийских гениев Жана-Пьера и Люка Дарденнов. В драме «Два дня, одна ночь» Котийяр сыграла роль женщины, поставленной перед непростой задачей: за сутки она должна убедить коллег отказаться от годовых бонусов, в противном случае ее уволят.

Среди других именитых участников конкурса обращают на себя внимание два ветерана-британца, основоположники социального реализма Майк Ли и Кен Лоуч. У каждого уже есть по «Золотой пальмовой ветви», каждый покажет фильм в каком-то смысле итоговый: Лоуч собирается после «Зала Джимми» уйти из кинематографа, а Ли осуществил многолетнюю мечту, сняв фильм о самом знаменитом английском живописце — «Мистер Тернер». Столь же внушительно выглядит канадское представительство: здесь и Дэвид Кроненберг с сатирой на Голливуд — «Звездная карта» (в ролях Миа Васиковска, Джулианна Мур и новый любимец режиссера Роберт Паттинсон), и Атом Эгоян с триллером «Пленница», и все еще проходящий под грифом «вундеркинд» 25-летний уроженец Квебека Ксавье Долан. Его новая картина «Том на ферме» только-только вышла в России, а в Канны уже везут следующую — под интригующим названием «Мамочка» (дебют Долана назывался, напомним, «Я убил свою маму»).

«Мистер Тернер» Майка Ли

«Мистер Тернер» Майка Ли

Фотография: Thin Man Films

За турецкий кинематограф ответит авторитетный наследник традиций Тарковского, двукратный лауреат каннского Гран-при Нури Бильге Джейлан с фильмом, носящим угрожающий заголовок «Зимняя спячка»: хронометраж — 3 часа 16 минут. За США — Беннетт Миллер со спортивной драмой «Охотник на лис» и Томми Ли Джонс с вестерном «Местный». За Азию —японка Наоми Кавасэ, чья картина называется «Два окна». Правда, вне конкурса покажут еще и новую работу китайца Чжана Имоу «Возвращение домой», где главную роль сыграла его первая жена, красавица Гонг Ли.

В общем, уже сейчас можно быть уверенным, что фестиваль окажется весьма разнообразным и преподнесет ряд сюрпризов: сделать какой-либо прогноз о возможных фаворитах пока совершенно невозможно. Хотя вряд ли кто-то решился бы на это, учитывая эксцентричные вкусы и повадки президента жюри этого года, единственной женщины, получавшей главный каннский приз, — новозеландки Джейн Кэмпион.

Участники параллельных программ «Двухнедельник режиссеров» и «Неделя критики» будут объявлены через несколько дней. Фестиваль начнется 14 мая. Имена призеров впервые будут названы не в воскресенье, а в субботу 24 мая.

Ошибка в тексте
Отправить