«Дети должны иметь право на ошибку»: как в России готовят будущих чемпионов

1 сентября 2022 в 12:41
Детские спортивные школы — в буквальном смысле кузница будущих чемпионов. Рассказываем о том, как живут важные центры детско-юношеского спорта, в которых ваш ребенок может стать профессиональным атлетом.

Академия ПФК ЦСКА

Большинство тренеров — в прошлом успешные футболисты

«Я работаю в школе с 2010 года, — говорит директор (с 2018 года) ДЮСШ ЦСКА Олег Корнаухов. — За это время мы переехали на свою основную базу — стадион „Октябрь“. Здесь функционируем, тренируемся, здесь наш офис. Мы не шикуем, но имеем все необходимое, чтобы выполнять свою работу».

C экипировкой и инвентарем у нас все нормально, но главное — наш человеческий ресурс. В тренерском составе — хороший сплав специалистов, поигравших в большом футболе и поработавших на разных детско-юношеских уровнях, а также ребят, рано завершивших игровую карьеру, но прошедших все этапы школы ЦСКА, и приглашенных перспективных молодых тренеров, очень заточенных на учебу и развитие.

Раньше у каждого возраста был один тренер — и все. В крайнем случае — подключался тренер другого возраста. А сейчас у наших детей есть и тренеры вратарей, и тренеры по физподготовке.

Благодаря всему этому мы работаем качественно, но я почерпнул для себя много недочетов во втором тайме июньского товарищеского матча с «Зенитом», когда ЦСКА состоял практически только из молодых воспитанников нашей школы.

Увидев ребят против такой сильной команды, я уловил много ценных нюансов и сейчас много общаюсь с тренерами насчет конкретных, точечных изменений — в тренировочном процессе и других рабочих моментах. Чтобы наши воспитанники были более подготовленными к взрослому футболу».

В ЦСКА выстроена система подготовки — здесь используют талант каждого тренера

«В свое время спортивными директорами нашей академии были специалисты из Голландии и Аргентины, — вспоминает Корнаухов. — Каждый приезжал и привносил что‑то свое. Когда он покидал ЦСКА и появлялся новый спортивный директор, начиналась ломка старого и выстраивание нового. Мне кажется, правильнее, когда есть универсальная база, а на нее уже накладывается опыт и талант каждого тренера.

Детский футбол специфичен. К примеру, тренер должен понимать — какие нагрузки можно давать конкретному возрасту, какие нет. К тому же дети растут, развиваются, проходят пубертатный период, поэтому тренер должен быть еще и педагогом, чтобы всесторонне развивать юных футболистов.

Наши тренеры должны знать, как работать, хотеть работать и развивать не только игроков, но и самих себя. Должны вкладывать в обучение детей максимум своих знаний и умений.

Также тренер должен уметь показать технические элементы, потому что первое, что дети понимают, — это визуализация. Правда, сейчас мало кто из футболистов, поигравших на высоком уровне, идет в детские тренеры — это проблема».

Юные игроки растут вместе с остальными сверстниками

«Ребята, приезжающие в ЦСКА из других городов, учатся в общеобразовательной школе (а не в спортивном спецклассе), — говорит Корнаухов. — Они растут как нормальные дети, а не в футбольном пузыре — это важнейшая часть развития ребенка.

У наших детей должен быть ген спортсмена. Иначе говоря — стремление к победе. Они должны с ранних лет понимать, что для успеха на поле надо отдать все силы.

При оценке тренера победы тоже важны, но вопрос в том, каким путем они добыты. Набрать больших ребят раннего развития и выиграть турнир, а через год набрать новых и снова выиграть — это неинтересно, это не работает. Классные спортсмены так не воспитываются.

Главное, чего мы требуем в академии ЦСКА, — на поле дети сами должны думать, а не играть из‑под палки.

Тренер не должен стоять на бровке и руководить, как в PlayStation, — ты беги направо, а ты налево. Матч — это контрольная работа, в которой проверяется то, как ребенок усвоил пройденное за неделю. В игре не нужно думать за него, он должен иметь право на ошибку. И право объяснить потом свое действие, а тренер уже может сделать корректировку.

Это тяжело привносить, потому что все привыкли слышать: «Давай, давай. Надо, надо». Но в современном футболе игрокам нужно уметь самим соображать на поле. Наша философия заключается в том, чтобы именно таким подходом достигать результата. И не бросаться из одной стороны в другую, если что‑то не получается».

Игроков с детства учат адаптироваться к новым тренерам — это важно для будущей карьеры

«В идеале наши тренеры должны уметь одинаково качественно работать с детьми как наборного возраста (самые младшие), так и выпускного, — отмечает Корнаухов. — В реальности пока одни лучше работают с самыми маленьким, другие — со средним возрастом, третьи — с самыми старшими. Но все друг другу помогают и прекрасно осведомлены о тренировочном процессе в других возрастах.

Когда дети переходят от одного специалиста к другому, мы стараемся, чтобы это происходило безболезненно: все-таки они привыкают к тренеру и не хотят с ним расставаться. Мы объясняем, что во взрослом футболе придется работать с разными тренерами и нужно быть готовым к изменениям».

В детстве Игорь Акинфеев мог бросить футбол — отговорил тренер

«У отца был знакомый тренер, Дезидерий Ковач, который сказал: приводите Игоря, пусть побегает, — вспоминал вратарь. — Тогда же не было формы, ничего не было, на меня нацепили какие‑то чешки. До сих пор помню, как стоял в манеже ЦСКА, выглядывал из‑за стенки и думал, как же я буду играть с ними, ведь там все старше меня года на два.

Внимательнее на меня решили посмотреть на второй тренировке, после которой тренер сказал родителям, что у меня есть какие‑то задатки, поэтому надо возить меня на занятия».

Через несколько лет Дезидерий Ковач лег на операцию, а новый тренер задвинул Акинфеева в глубокий запас и выпускал в основе мальчика, который был выше и мощнее Игоря. От ухода из футбола Акинфеева отговорил еще один тренер школы ЦСКА — Павел Коваль.

«Он ходил к родителям, к бабушке, со мной разговаривал, объяснял, что на лавке я сижу не потому, что плохо играю, просто ситуация так сложилась, — рассказывал Игорь. — Надо просто перетерпеть, пережить. У меня каждый раз слезы наворачивались, как только видел, что он ко мне подходит.

Коваль убедил меня уйти в команду, где играли ребята 1985 года рождения, чтобы я реально мог играть, а не только тренироваться. Ну а там уже пошло-поехало. Мы с той командой выигрывали чемпионаты, кубки разные. У меня коробка из‑под обуви где‑то лежит — такая у всех тогда имелась, — куда мы медали складывали, так там куча всяких наград».

Адрес:

г. Москва, ул. Живописная, д. 21

Официальный сайт:

academy.pfc-cska.com

Хоккейная школа «Трактор»

Евгения Кузнецова считали идеальным хоккеистом — он тренировался, как Харламов

Первый тренер Евгения Кузнецова (двукратного чемпиона мира и чемпиона НХЛ-2018 в составе «Вашингтона») — Владимир Шабунин. На излете шестидесятых он играл в Чебаркуле с Валерием Харламовым, в семидесятые — в «Тракторе», а потом стал детским тренером и поучаствовал в воспитании не только Кузнецова, но и Евгения Медведева (чемпиона мира-2012 и 2014), Алексея Тертышного (чемпиона России-2006/2007), Кирилла Кольцова (обладателя Кубка Гагарина-2011).

Владимир Иванович отмечает, что Евгений Кузнецов — из небогатой семьи, поэтому в играх и на тренировках проявлял чуть больше рвения, чем ровесники: «На него не надо было голос повышать, требовать выкладываться на сто процентов. Он и сам, как Харламов, оставался после тренировки и работал дополнительно, усложнял упражнения, чтоб самому было интересно их выполнять. Да он практически жил в нашей школе.

Никогда не забуду, с каким рвением он играл. Однажды защитник приехал меняться, а его сменщик зазевался на скамейке и пропустил смену. Так Женька выскочил вместо него и отработал в защите, хоть всегда был нападающим! Для меня он был идеальным игроком — и талантливым, и трудолюбивым».

Один из тренеров работал таксистом, но затем воспитал Гончара и Назарова

Новый обладатель Кубка Стэнли (в составе «Колорадо») Валерий Ничушкин начинал в Челябинске у тренера Виктора Ветшева. Тот вспоминает, что Ничушкин с детства отличался атлетизмом: «Он весь в отца. Иван Ничушкин — 190-сантиметровый конькобежец, мастер спорта.

Здоровых ребят в нашей команде хватало, но Валера выделялся еще и тем, что здорово владел клюшкой, исполнял сольные проходы, но в то же время не играл эгоистично и классно ассистировал партнерам. К тому же он был очень дисциплинированным игроком — не удалялся попусту и почти не дрался с соперниками».

Зато дрался другой знаменитый воспитанник «Трактора» Андрей Назаров — чемпион России-1993 в составе «Динамо», больше десяти лет выступавший в НХЛ. Как и обладатель Кубка Стэнли-2009 Сергей Гончар, Назаров — воспитанник Виктора Перегудова.

После завершения хоккейной карьеры Виктор работал таксистом, но поддался уговорам друзей и стал детским тренером — одним из самых успешных в нашем хоккее (воспитал несколько сильных выпусков — 1966, 1974, 1983, 1986 годов рождения).

Тренеры работают с детьми целыми днями и помогают в начале карьеры

Виктор Михайлович не очень доволен тем, что хоккей превратился в элитный спорт, а родители рассматривают детей как бизнес-проект и постоянно находятся рядом — на тренировках и играх: «Раньше-то родители хоккеистов на заводах работали — им не до детской школы было. А сейчас постоянно докучают. Мешают, ругаются, хамят. Это сказывается на авторитете тренера, а ведь на льду главный он, а не родители игроков.

Тренер должен воспитывать хоккеистов как разносторонних и мужественных личностей, уважающих старших. Должен отдаваться работе с детьми на полную катушку.

Помню, как на семинаре Анатолий Тарасов называл преступниками тренеров, которые работают с детьми по 2–3 часа, говорил, что заниматься нужно целый день

Нужно быть с детьми до тренировки и после. А когда они выпустились — помочь с трудоустройством. Так я понимаю тренерскую миссию.

В школе «Трактора» я бы выделил Артема Глинкина. Он молодой, нет и сорока (Перегудов — вдвое старше), но тренирует уже восемнадцать лет. Артем постоянно на льду, в движении — умело показывает ребятам технические элементы и толково все объясняет, без крика. Эталонный детский тренер».

Еще один уважаемый челябинский тренер — Станислав Шадрин, в детстве пять лет игравший в одном звене с Олегом Знарком, а после игровой карьеры воспитавший в школе «Трактора» Вячеслава Войнова, двукратного обладателя Кубка Стэнли и олимпийского чемпиона.

Осенью 2015 года (за два с половиной года до смерти) Станислав Юрьевич объяснил, как сделать так, чтобы и другие хоккейные школы работали так же эффективно, как челябинская, а «Трактор» выпускал еще больше талантов: «Надо перестать требовать результат. Школьные тренеры в первую очередь должны воспитать индивидуальность, личность».

«Игрок обязан быть физически крепким, технически оснащенным, уметь владеть коньками и клюшкой. Все остальное дают клубы МХЛ, потом — ВХЛ. Это как техникум, а университет — КХЛ. Они должны проходить все ступени становления хоккеиста», — добавлял он.

«Когда в школе требуют результат, приходится играть в две пятерки, даже в полторы, а у нас их пять-шесть. Если не будешь выигрывать, значит, ты плохой тренер, а это отразится на зарплате. За границей дети ходят в две секции, например в хоккей и в плавание. После 14 лет идет специализация, смотрят, где у ребенка лучше получается. Потом уже начинаются плодотворные тренировки.

У нас считают: чем раньше, тем лучше. В три года уже ведут! А в 12 лет он скажет: „Мне ваш хоккей уже поперек горла!“ У меня были два мальчика, которые раньше других пришли. До выпуска оба с хоккеем закончили».

В «Тракторе» с детства учат играть в атакующий хоккей

Директор школы «Трактор» Андрей Кудинов, поигравший в Челябинске у легендарного тренера Валерия Белоусова, согласен с Шадриным: «Результат в детском хоккее имеет значение с 14 лет, когда наши команды начинают участвовать в первенстве России.

До этого возраста делаем упор на индивидуальное развитие детей, а потом уже нацеливаем их на победы — и для этого, в частности, пытаемся сделать работу школы более эффективной: сократили каждую возрастную группу с 40 человек до 25, взяли тренеров по физподготовке, по броскам, по работе с вратарями.

У нас тренер должен приходить на тренировку за полтора часа до начала, много общаться с детьми и развивать в них коммуникабельность (как без нее в командном спорте?), целеустремленность, дисциплину. И прививать детям динамичный атакующий хоккей».

Адрес:

г. Челябинск, ул. Савина, д. 1

Официальный сайт:

s-traktor.ru