перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Почему Google хочет избавить машины от водителей

На неделе Google показал совершенно новый самоуправляемый автомобиль, которому не нужна человеческая опека, даром что притворяется он дружелюбным жучком из мультфильма. «Воздух» пытается понять, как эта машина работает и что все это значит.

Технологии
Почему Google хочет избавить машины от водителей

Автомобили-роботы в общих чертах уже давно готовы. Прототип BMW ведет себя на дороге так, будто участвует в чемпионате по дрифтингу. Опытный образец Mercedes такой чуткий, что стоит убрать руки с его руля на десять секунд, как у него включается автопилот. Старые гугломобили на базе Toyota Prius и Lexus RX наездили миллион километров без единой аварии. Все эти машины объединяет одно: внутри них на всякий случай сидит человек, который время от времени берет управление на себя. На неделе Google дал понять, что собирается нарушить это правило. В его новом электромобиле, напоминающем то ли мерседовский Smart, то ли персонажа фильма «Букашки», нет ни руля, ни педалей.

Есть зато два места для пассажиров, кнопка старта, кнопка экстренной остановки — так называемая panic button, и экран, показывающий прогноз погоды, скорость (ограниченную сейчас 40 километрами в час) и оставшееся до пункта назначения время — маршрут машина рассчитывает сама. Мощность двигателя сопоставима с показателями Fiat 500, заряда аккумулятора хватит на сто километров, ее датчики видят все, что происходит вокруг на расстоянии 180 метров. Самое важное: водителя в этой машине, похоже, не будет никогда.  

Новый гугломобиль в действии

Сергей Брин говорит, что еще год назад им стало ясно: автопилот и водитель плохо сочетаются друг с другом. В экстремальной ситуации взять на себя управление не получится, потому что человек в этот момент может читать книгу, есть или вообще спать. Поэтому от человека решили избавиться. Сейчас в Google хотят построить около ста таких электрокаров на заводе в Детройте (название производителя не называется), чтобы перевозить сотрудников между зданиями своего разросшегося кампуса в Маунтин-Вью и заодно проверить на прочность идею полностью автономной машины.

По-другому пока и не получится. Принятый в мае закон о самоуправляемых машинах в Калифорнии обязывает снабжать их ручной системой управления и предполагает тест-драйвера. На трассах в Америке машины без руля запрещены в принципе. В техблогах пишут, что рано или поздно Google и другие производители добьются пересмотра этих законов. Но есть более важная причина, по которой автономные машины не готовы к новым маршрутам. Дело в принципе их работы: они не настолько умны, чтобы взять и отвезти вас куда угодно.

Сначала разработчики пишут для них особые гиды, которые имеют мало общего с обычными автомобильными картами или теми же Google Maps. Речь идет про еще один вселенский проект компании по индексации и оцифровке реальности, и о нем публике известно немного. Кое-какие подробности можно узнать в заметке на сайте The Atlantic, где, в частности, говорится, что эти новые карты учитывают высоту светофоров, точное расположение бордюров и ограничение скорости на разных участках дороги. Пока гугловские разработчики успели нужным образом разметить всего лишь две тысячи из четырех миллионов миль американских дорог.

Как гугломобиль видит окружающий мир, в том числе другие машины и машущих рукой велосипедистов

Машины Google могут появиться на улицах в Америке в следующем году. Сколько они будут стоить, неизвестно, но это и не важно: продавать их не будут. Собственно, это вовсе не те машины, к которым мы привыкли. Это вообще другой вид транспорта, сравнимый, скорее, с велопрокатом. Сергей Брин сам не уверен, как все это будет работать, но гипотеза примерно такая: машину можно будет вызвать с помощью мобильного приложения, такого же примерно, как наше «Яндекс.Такси», в нем же надо будет указать пункт назначения; машина приедет в течение пары минут, сама построит маршрут с учетом пробок и бог знает чего еще и повезет по нему человека.

Вдохновленные идеей обозреватели уже бросились подсчитывать выгоды. Эти машины якобы удвоят население городов и сделают более комфортной жизнь в пригородах, добираться из которых до центра станет проще. Сократят расходы домохозяйств на бензин и авторемонт, освободят их от налогов и сборов. Решат проблему пробок или как минимум сильно уменьшат их число, поскольку гугломобили не создают опасных ситуаций, не попадают в аварии и им не нужна парковка, они всегда на ходу. Есть даже подсчеты, что 9000 таких роботов могли бы заменить 11 000 манхэттенских таксистов, разгрузить тем самым трафик и снизить цену перевозки за милю с четырех долларов до пятидесяти центов.

Говоря на языке менеджеров проектов, Google готовит не персональное устройство, а коллективный сервис. Этот сервис к тому же вполне отвечает духу времени с его пресловутой коллаборативной экономикой, где владение вещами означает в первую очередь головную боль и хлопоты, а ключевое слово — «аренда», и вообще узаконивает сократовскую радость малооплачиваемых офисных служащих по поводу свободы от всего этого барахла вокруг. В этом мире проще слушать музыку в потоке, снимать дворцы через Airbnb и делиться мыслями, нажимая на кнопку Share под чужим постом. Возможно, что возня с собственной машиной для многих когда-нибудь станет такой же причудливой затеей, как собирание дисков или покупка самолета. Google, впрочем, идет немного дальше. Компания оставляет за собой контроль не только над машиной, но и над ее управлением, то есть действует скорее как авиакомпания, чем iTunes Store. Все ее пользователи — пассажиры. Единственное решение, которое пользователь гугломобиля может принять самостоятельно, — нажать на panic button.

Ошибка в тексте
Отправить