перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Уличное искусство Как современное искусство взаимодействует с народом

«Воздух» собрал недавние примеры курьезных и не очень случаев уничтожения, демонтажа или использования не по назначению произведений российских художников.

Искусство

Скульптуру «Love» пересобрали в имя Олег и утопили

Где Фестиваль «Пространство множественности», Омск

Когда Лето 2014 года

Что случилось Омск оказался не готов к встрече с искусством на улицах города. На фестивале паблик-арта в первые дни работы было уничтожено, украдено, сломано больше половины объектов

Свидетельство очевидца Василий Мельниченко, сокуратор фестиваля: «Наш фестиваль претендует не только на Книгу рекордов Гиннесса — Андрей Чежин создал самую длинную в мире фотографию, 83 метра, — но и на то, чтобы стать яркой главой в истории вандализма в России, будь такая кем-то написана. Фестиваль открылся 26 мая. В этот же день уничтожена инсталляция Татьяны Стад­ниченко «Гравитация». На следующий день разбита инсталляция Валентины Фомченко «Выходи». Следом похищен «Памятник дизайну» арт-группы D — объект из пластика и бытового мусора 1×7×0,3 метра. Похищена моя инсталляция «Зеркальный город», повторно уничтожена воссозданная «Гравитация», похищены светодиодные ленты с «Лабиринта» Натальи Мурашко и кинетическая скульптура «Занавес» Робин Лассер, уничтожена инсталляция Сергея Баранова «Черви». Кульминацией фестиваля стал демонтаж реплики «Love» Надежды Никифоровой. Скульптуру кто-то переставил к мусорным бакам. Следующий кто-то перенес буквы на набережную и сложил из них «Олег». Кто-то третий сбросил их в реку. При этом можно сказать, что итоги фестиваля великолепны: город лишился «девственности», теперь осталось обучить его премудростям контактных импровизаций. Непрогнозируемо фестиваль перешел в критическое поле, выявив уровень агрессии в обществе, деградацию правосознания, радикализм реакций на «непонятное». Очевидно, что каждый раз объекты сталкивались с проявлениями частной агрессии, но общая волна возмущения фестивалем говорит о том, что в каждом случае вандализма мы имеем все основания диагностировать общую фрустрированность общества. «Это не искусство — это оккупация» — так можно сформулировать лозунг противников фестиваля. И в этом лозунге легко увидеть общую идеологическую установку, которую транслирует Кремль. Я уверен: именно столь мощный тыл за спинами вандалов действует парализующе на многих горожан, ментально существующих в современных реалиях. И одна из основных целей фестиваля — как раз вывести «современность» в активное общественное поле».

«Красных человечков», установленных в центре города, потребовали убрать

История «Красных человечков» в Перми — один из самых ярких примеров неприятия паблик-арта горожанами

История «Красных человечков» в Перми — один из самых ярких примеров неприятия паблик-арта горожанами

Фотография: vk.com/museumpermm

Где Центр Перми

Когда Зима 2011 года

Что случилось Безобидные, хоть и гигантских размеров, деревянные скульптуры «человечков» были установлены в центре Перми в рамках новой городской культурной программы под руководством Марата Гельмана. Горожане потребовали демонтировать работы

Свидетельство очевидца Андрей Люблинский, автор скульптур: «Знаете, есть ­такие неравнодушные граждане, которые находят время и силы, чтобы бороться с проявлениями уличного искусства. Но для начала нужно задаться вопросом: а что же такое уличное искусство? И что — вандализм? И какова грань между ними. И кто вандал — подросток, нарисовавший закорючку на стене, или взрослый, ее закрасивший? Может, оба вандалы? Обычно эти темы любят обсуждать на круглых столах, которые я не посещаю. Почему человечки не понравились пермякам — это достаточно длинная история. На то было несколько причин. Во-первых, локация, самый центр города. Во-вторых, наши арт-объекты, судя по всему, стали последней каплей для истерзанных Гельманом горожан. И третья, самая главная, наверное, причина — то, что у человечков якобы отсутствует го­лова, эту идею тут же с радостью подхватили разнообразные дебилы и кричали об этом на каждом углу. Спешу разочаровать оппонентов — голова есть, хоть и маленькая, а на звание художника-реалиста я не претендую. Вернутся ли они на улицы Перми? Откровенно говоря, мне все равно, эти объекты носили временный характер, и со своей задачей они справились на сто процентов».

Фреску первого уличного художника СССР закрасили службы ЖКХ

Где Ленина, 5, Екатеринбург

Когда Зима 2014 года

Что случилось Фреска наивного художника Старика Букашкина «Ну до чего же хорошо — и жизнь прожил, и жив ишо» была уничтожена службами ЖКХ, хотя в 2009 году официально была признана чиновниками администрации Екатеринбурга культурной ценностью и взята под охрану. Власти пообещали восстановить работу этим летом

Свидетельство очевидца Алексей Кио, стрит-артист: «История, к сожалению, тривиальная, даже если учитывать тот факт, что работы этого наивного художника были признаны чиновниками произведениями искусства. Коммунальщики об этом не знали и хулиганское, на их взгляд, граффити закрасили. Подобное происходит не только у нас в стране. Сразу вспоминается нашумевшая история, когда британские коммунальные службы избавили какую-то поверхность от работы известного стрит-арт-художника Бэнкси. Думаю, тут две основные проблемы: слабое культурное развитие общества в целом и пресыщенность жителей больших городов различными визуальными образами, мелькающими вокруг нас ежеминутно. Как следствие — небрежное отношение».

Скульптура рабочего, лежащего на полу галереи в обмороке, испугала зрителей

«Мечтатель» Арсения Жиляева вызвал возмущение посетителей Третьяковки — ведь они не могут позволить себе прилечь на полу музея

«Мечтатель» Арсения Жиляева вызвал возмущение посетителей Третьяковки — ведь они не могут позволить себе прилечь на полу музея

Где Третьяковская галерея на Крымском Валу, Москва

Когда Весна 2013 года

Что случилось Крайне реалистичная скульптура Арсения Жиляева «Мечтатель», изображающая лежащего ничком молодого рабочего Ивана Щеголева, ­который упал в обморок после 15-часового рабочего дня, была демонтирова­на из постоян­ной экспозиции зала современного искусства Третьяковской ­галереи на Крымском Валу после неоднократных жалоб сотрудников и посе­тителей

Свидетельство очевидца Арсений Жиляев, автор скульптуры «Мечтатель»: «По легенде, «Мечтателя» в Третьяковке испугался бразильский министр во время экскурсии, ну и смотрительницы не жаловали. Тоже вроде бы пугались. Не говоря уже о зрителях, об этом мне Светляков (Кирилл Светляков, заведующий отделом новейших течений. — Прим. ред.) сам рассказывал, даже в жалобные книги писали. Как бы то ни было, вместо таблички «Осторожно» Лебедева (Ирина Лебедева — генеральный директор Третьяковской галереи. — Прим. ред.) самовольно решила удалить его из постоянной экспозиции с той аргументацией, что в главном музее страны не может искусство на полу лежать. Мне было обидно и за Щеголева, и за работу кураторов, и за Третьяковку в целом. Но после случился какой-то ­перелом. Все вдруг начали фотографироваться лежащими. Появилось несколько дружеских шуток на эту тему в сети. И вот сейчас в связи с выставкой в ММСИ люди еще до открытия начали постить фотки со Щеголевым и писать — приходите на выставку, уникальная возможность полежать вместе с искусством! Я даже отдельно думал об этом — это же странно, я бы не догадался лечь со скульптурой. Ну ладно, здесь присутствует элемент игры. Но одновременно что-то очень глубинное, люди подражают искусству, подражают неживому, чтобы показать себя живыми… Очень трогательно. Товарищ Щеголев должен был бы быть довольным таким положением дел!»

Надувной арт-объект «Мираклоскоп» перепутали с батутом

Надувная скульптура Саши Фроловой «Мираклоскоп» очень понравилась детям, которые прыгали на ней, как на батуте

Надувная скульптура Саши Фроловой «Мираклоскоп» очень понравилась детям, которые прыгали на ней, как на батуте

Где Остров Новая Голландия, Петербург

Когда Лето 2013 года

Что случилось Надувная скульптура была создана художником для паблик-арт-проекта «Luzhaika» на территории острова Новая Голландия в Петербурге в 2013 году. Дети использовали скульптуру как батут, взрослые скрывались под «Мираклоскопом» от солнца

Свидетельство очевидца Саша Фролова, автор скульптуры: «Дети постоянно ­атакуют мои скульптуры, потому что часто воспринимают их как игрушки. Вот, например, на объект «Люболет», который стоял в «Цветном», один маль­чик набросился с карандашом, несмотря на двух охранников, стоявших рядом. Но нужно сказать, что дети — самые адекватные зрители. Они все правильно ­видят и понимают. На Новой Голландии люди отдыхали и устраивали пикники, поэтому «Мираклоскоп» воспринимали не как арт-объект, а скорее как часть ­домашнего интерьера, в лучшем случае как тент от солнца, хотя и была табличка, гласящая о том, что перед ними произведение искусства. Мои объекты мягкие, надувные, блестящие, и у зрителей часто возникает диссонанс: они не по­нимают, из чего объект сделан, твердый он или мягкий, хотят его потрогать. Как-то раз во время демонтажа моей скульптуры в Сколково ее просто про­ткнули ножом. В России, как мне кажется, вообще не очень адекватно воспринимают искус­ство. Часто люди думают: «О, я тоже так могу! Пойду сейчас тоже что-нибудь ­надую».

Инсталляцию «Сад» местные жители разобрали на дрова, а позже сожгли

Где Паблик-арт-программа Канского видеофестиваля, Канск

Когда осень 2011 года

Что случилось Мемориально-утопический объект «Сад» из вертикально посаженных в землю деревянных железнодорожных шпал жители Канска использовали для отопления домов

Свидетельство очевидца Хаим Сокол, автор инсталляции: «Работа представляла собой ландшафтный объект из вертикально посаженных в землю деревянных железнодорожных шпал. Сад площадью около 170 квадратных метров раскинулся на выезде из Канска, недалеко от так называемого кандального тракта, по которому еще в царские времена гнали заключенных на каторгу. Этот мемориально-утопический объект посвящается политзаключенным СССР и России. Недавно «Сад» сгорел. Трудно сказать, был это поджог или просто трава загорелась, но работа подвергалась атакам вандалов с самого начала — понемногу стали разбирать на дрова. Конечно, по старой русской традиции сад должен быть уничтожен, а земля застроена дачами или элитным жильем. Но все равно жалко. Хороший был объект, в правильном месте. К сожалению, странные объекты в нашей стране ­даже на чисто подсознательном уровне отторгаются. Особенно такие, которые затрагивают болезненные моменты истории. Стремление сжечь, уничтожить ­подобные напоминания, свидетельствует, по-моему, о глубокой социальной травме. В этом смысле парадоксальным образом можно сказать, что это удача, значит, действительно я нашел болевую точку в публичном пространстве. С другой стороны, я не смог превратить «Сад» в место памяти. И все эти три года он так и оставался местом колониального вторжения».

Скульптуру «Стол для дискуссий» приняли за обычный стол

Инсталляция «Стол для дискуссий» не предполагала буквального использования, но посетители нашли удобным ставить на нее бокалы во время вернисажа

Инсталляция «Стол для дискуссий» не предполагала буквального использования, но посетители нашли удобным ставить на нее бокалы во время вернисажа

Где Выставка «Art Delivers People», GMG Gallery, Москва

Когда Зима 2010 года

Что случилось «Стол для дискуссий» — пример авторского дизайна, неудобного для использования. Использовался зрителями выставки как место, куда можно поставить пустые бокалы

Свидетельство очевидца Яков (Шифра) Каждан, автор работы: «Много моих работ неожиданно «понимались» зрителями. Их вырывали из стены на выставке в Третьяковской галерее вместе с экраном, «дополняли» фломастерами, закрашивая женские лица, выключали, забирали с собой, надевали на себя, не спрашивая, заливали краской, разрывали на части, забывали демонтировать и вернуть. Существует даже официальный протокол юридического осуждения одной моей работы со стороны РФ. Имея вот такой список, я очень спокойно отнеслась к тому, что на мою работу «Стол для дискуссий» кто-то что-то поставил. Она просто похожа на стол. Признание зрителем прикладного, «полезного» значения работы, может, и не самое ужасное, что может произойти на выставке, — по сравнению с прямым насилием в отношении авторов, что тоже случается».

Ошибка в тексте
Отправить