перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Последний шанс Уилльям Моррис, Бердслей, премия Кандинского: что закрывается на неделе

«Воздух» выбрал важные выставки, которые можно успеть посетить: история британского дизайна и Обри Бердслей в Пушкинском, огромные иконы в Манеже, выставка номинантов премии Кандинского в «Ударнике», Бродский в «Триумфе» и злободневные австрийские художники в ГЦСИ.

Искусство

«Большая русская икона»

Богоматерь Страстная, Кострома, XVII век, из собрания Ф.Комарова

Богоматерь Страстная, Кострома, XVII век, из собрания Ф.Комарова

Эту выставку несколько затмила экспозиция «Моя история. Рюриковичи», которая проходит этажом выше, но это собрание действительно очень интересное, прежде всего потому что крупный иконописный образ — почти исключительно русское явление, как и огромный иконостас, для которого большие образы часто предназначались. Не меньший интерес представляет личность коллекционера Феликса Комарова. Этот удивительный предприниматель успел сделать в 1990-х карьеру в США, дружил с Вознесенским и Шемякиным (с которым позже, разумеется, поссорился и едва ли не судился), торговал искусством и роллс-ройсами, ставил мюзиклы и открывал галереи. По его собственным словам, он собирал иконы, дабы помочь духовному возрождению России. Хронологически собрание почти полностью укладывается в период правления Романовых, но в сферу интересов Феликса Комарова вошел только один специфический жанр — большого иконописного образа. В Манеже утверждают, что это первая выставка крупных икон музейного уровня. 

  • Где Манеж
  • Успеть до 27 ноября

«Британский дизайн: От Уилльяма Морриса к цифровой революции» 

Фотография: пресс-служба ГМИИ им. Пушкина

После смены директора в Пушкинском музее долгое время не было особых перемен в выставочном цикле — все те же древности, изящные искусства и немного того, что называется на аукционах «меморабилия», — личные вещи, мемориальные сувениры. Однако в новой выставке, которая была создана совместно с Музеем дизайна, можно без особого труда узнать руку нового директора Марины Лошак, которая еще с тех пор, когда руководила галереей «Проун», любила совмещать декоративное и «высокое» искусство. Об Уилльяме Моррисе, отце современного дизайна, рассказывают с помощью экспонатов из музея V&A, с которым Пушкинский собирается поддерживать тесные связи.
  • Где Пушкинский музей
  • Успеть до 30 ноября

«Оскар Уайльд. Обри Бердслей. Взгляд из России» 

Фотография: пресс-служба ГМИИ им. Пушкина

Как ни удивительно, но одно из самых эстетских художественных движений начала XX века в России — «Мир искусства» — сформировалось под влиянием эстетики ар-нуво и творчества английского художника-графика Обри Бердслея, который в свою очередь был поклонником Оскара Уайльда и — хоть прожил совсем недолго — успел оставить самые впечатляющие иллюстрации к знаменитой «Саломее». На выставке показывают гравюры Бердслея, книги с автографами Уайльда, работы отечественных почитателей Бердслея и уникальные художественные журналы, которые иллюстрировал Бердслей и его последователи. 

Подробнее о выставке читайте в нашем материале.

  • Где Пушкинский музей
  • Успеть до 30 ноября

Премия Кандинского-2014 

Мария Сафронова. Новый год. Игра общего вида, 2013–2014

Мария Сафронова. Новый год. Игра общего вида, 2013–2014

Фотография: предоставлено организаторами

Каждый год главная негосударственная премия в области современного искусства собирает номинантов на большую выставку. В этом году награды вручат в трех номинациях: «Проект года», «Молодой художник. Проект года» и «Научная работа. История и теория современного искусства». На выставке есть шанс познакомиться со всеми номинантами и сделать свои прогнозы относительно их шансов на победу, но мало кто идет в «Ударник» с этой целью. Главная причина посетить эту выставку — возможность разом получить представление о самых популярных тенденциях в мейнстриме современного русского искусства. 

  • Где «Ударник»
  • Когда до 30 ноября

Александр Бродский «Мейнстрим» *

В галерее «Триумф» последнюю неделю показывают выставку одного из самых важных русских художников последнего десятилетия. Узнаваемый стиль Бродского — графичный, эскизный, деликатный — не меняется от выставки к выставке. Он использует дерево, глину, найденные предметы и другие простые материалы для создания инсталляций с философским подтекстом. Новая работа Бродского посвящена потоку времени, который объединяет отдельные жизни в общее историческое русло.

  • Где «Триумф»
  • Успеть до 30 ноября

«Желая реального. Современное австрийское искусство» 

Bernd Oppl. Flock, 2010

Bernd Oppl. Flock, 2010

Фотография: пресс-служба ГЦСИ

Пока строится новое здание ГЦСИ на Ходынском поле, в старом продолжается работа. Выставка современного австрийского искусства покажется сложноватой на первый взгляд, поскольку имена Эстер Штокер, Адрианы Чернин, Йозефа Дабернига, Давида Мойзеса и других австрийских художников не слишком известны в наших широтах. Социально-политические темы, которые поднимаются на этой выставке, тоже не на 100% совпадают с нашей реальностью, тем более интересным может быть знакомство. Да и вопросы о том, кто мы, зачем разрушаем природу, и куда ведет капитализм, в последние годы стали даже ближе, чем хотелось бы. 

  • Где ГЦСИ на Зоологической
  • Успеть до 30 ноября

* Этот материал был изменен 25 ноября, добавлена информация о выставке Александра Бродского. 

Ошибка в тексте
Отправить