перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Венеция-2014 71-й венецианский кинофестиваль: большие надежды

Ларс фон Триер без купюр, единый в двух лицах Аль Пачино и докудрама Андрея Кончаловского — Антон Долин инспектирует программу 71-го Венецианского кинофестиваля.

Кино
71-й венецианский кинофестиваль: большие надежды

Старейший кинофестиваль мира верен себе. После прихода нового директора, интеллектуала и левака Альберто Барберы, он почти полностью отказался от громких премьер с голливудскими звездами, сконцентрировавшись на умном авторском кино. Это, впрочем, не помешало пригласить в программу 2014 года несколько фильмов, обреченных на участие в премиальной гонке грядущего сезона.

Аль Пачино в «Манглехорне»

Аль Пачино в «Манглехорне»

Фотография: Venice Film Festival

В первую очередь это «Бердмен» мексиканца Алехандро Гонсалеса Иньярриту. В прошлом году Венецию открывал его соотечественник Альфонсо Куарон с «Гравитацией», в этом году место куароновского космоса займут иньярритовские театральные кулисы, запечатленные камерой того же великого оператора — Эмманюэля Любецки. Заглавную роль сыграл Майкл Китон. Впереди — встречи с Вигго Мортенсеном («Вдали от людей» Давида Оэльхоффена, неовестерн по мотивам Альбера Камю), Эндрю Гарфилдом и Майклом Шенноном («99 домов», ипотечный триллер от работающего в Штатах иранца Рамина Бахрани), Итаном Хоуком («Хорошее убийство» Эндрю Никкола) и огромным количеством французских звезд — например, в «Трех сердцах» у Бенуа Жако снялись Кьяра Мастроянни, Шарлотта Генсбур и Катрин Денев. Несмотря на это, можно предвидеть, что самое пристальное внимание будет приковано не к ним, а к венецианскому старожилу и лауреату почетного «Золотого льва» Аль Пачино, который представит в Мостре сразу две картины. В конкурсном «Манглехорне» у Дэвида Гордона Грина, одного из самых интересных молодых американских режиссеров, он сыграл нелюдимого старика из маленького городка, во внеконкурсном «Унижении», снятом Барри Левинсоном по роману Филипа Рота, — актера-ветерана. Его заведомый конкурент в борьбе за Кубок Вольпи, увесистый венецианский приз, — Уиллем Дефо, исполнивший у Абеля Феррары заглавную роль в «Пазолини»: фильм посвящен последним суткам жизни итальянского гения. 

Кадр из фильма «Пазолини»

Кадр из фильма «Пазолини»

Фотография: Venice Film Festival

Из режиссеров самые ожидаемые участники конкурса — швед Рой Андерссон и немецкий турок Фатих Акин. Первый покажет монументальную трагикомическую фреску на привычные апокалиптические темы — «Голубь сел на ветку, размышляя о человеческом бытии». Название навеяно «Охотниками на снегу» Питера Брейгеля-старшего, а сюжет фильма — «Дон Кихотом» и «О мышах и людях». Эта картина закроет трилогию, начатую двумя предыдущими фильмами шведского парадоксалиста, «Песнями со второго этажа» и «Ты, живущий». Акин тоже завершает цикл из трех картин, озаглавленный им «Любовь, смерть и дьявол». За Сатану отвечает «Шрам» — нарочито старомодный эпос, спродюсированный десятком европейских стран (от России — компания Рубена Дишдишяна «Марс Медиа») и рассказывающий о судьбе армянина, чудом выжившего после геноцида и разыскивающего свою семью. Главную роль сыграл француз Тахар Рахим («Пророк»). Первый фильм об армянской резне, снятый при участии Турции и срежиссированный этническим турком, неминуемо вызовет скандал — возможно, международный.

Кадр из фильма «Голубь сел на ветку, размышляя о человеческом бытии»

Кадр из фильма «Голубь сел на ветку, размышляя о человеческом бытии»

Фотография: Venice Film Festival

Единственный документальный конкурсант — прославленный Джошуа Оппенхаймер, режиссер-космополит, который родился в США, живет в Дании, а снимает в Индонезии, где и был сделан его нашумевший фильм «Акт убийства». Его новая картина «Вид тишины» рассказывает о тех же драматических событиях — массовых убийствах в Индонезии середины 1960-х, — но уже с точки зрения жертв, а не палачей.

Не чужд документальному подходу и фильм из России, снятый Андреем Кончаловским — самым пожилым из претендентов на «Золотого льва». Его картина с причудливым названием «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» отсылает к раннему шедевру — «Истории Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж». Новый фильм Кончаловского тоже снимался в отдаленной деревне, на севере, и в нем тоже лишь несколько актеров-профессионалов, а большинство ролей сыграли местные жители (в том числе почтальон Тряпицын, реальное лицо). Сам автор заранее отказывает своей картине в каких-либо коммерческих перспективах и даже намеревается после фестиваля вывесить ее в сети в открытый доступ. Так или иначе, на несколько предыдущих работ Кончаловского этот фильм явно похож не будет — ни на мегаломанского «Щелкунчика», ни на сатирический «Глянец», ни даже на «Дом дураков», за который он получил в той же Венеции Гран-при. Не стоит забывать, что для этого фестиваля Кончаловский — давний друг и фаворит: здесь награждали еще его дебютного «Первого учителя». 

Кадр из фильма «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына»

Кадр из фильма «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына»

Фотография: Venice Film Festival

Вне конкурса предсказуемый ажиотаж вызовет «Нимфоманка» Ларса фон Триера — наконец-то, почти год спустя после премьеры цензурированной «короткой» (то есть четырехчасовой) версии, публике представят полный авторский вариант без купюр, все пять с половиной часов. Приедет ли в Венецию сам режиссер и покажется ли народу в какой-нибудь вызывающей футболке, как он сделал в Берлине, пока неизвестно.

Кадр из фильма «Нимфоманка»

Кадр из фильма «Нимфоманка»

Фотография: Venice Film Festival

Другой именитый участник внеконкурсной программы — австрийский философ и экспериментатор Ульрих Зайдль с долгожданным возвращением к документальному кино: новый фильм, посвященный тайной жизни его соотечественников, называется угрожающе — «В подвале». Другой живой классик — американец Питер Богданович с комедией «Без любви виноватый», где сыграли Оуэн Уилсон и Имоджен Путс. Наконец, свой новый опус покажет португалец Маноэл ди Оливейра, старейшина мирового кино, который в будущем декабре отметит 106-летие. «Старик из Белена» длится всего 19 минут, но можно не сомневаться, что каждая из этих минут — на вес золота.

В основных и параллельных программах за пределами упомянутого — впечатляющее количество ярких режиссеров: испанец Алекс де ла Иглесиа и японец Хидэо Наката, француз Лоран Канте и американец Джо Данте, израильтянин Амос Гитай и французский дуэт — Бенуа Делепин и Гюстав де Керверн, а еще трое выдающихся корейцев: Им Квон Тхэк, Ким Ки Дук и Хон Сан Су.

Ошибка в тексте
Отправить