перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Состояние кино Правила выживания фильмов в России

Продюсирование российского фильма — занятие рискованное и трудоемкое. Огромное количество фильмов проваливаются в прокате, а большинство даже до него не доходят. «Афиша» попросила известных российских продюсеров сформулировать правила создания успешного фильма.

Архив

Как снять блокбастер

1.Найдите актуальную идею. Сделайте экранизацию бестселлера или продолжение советского хита. Потом переделайте сценарий заново  
«Существует довольно устойчивый афоризм «Фильм неплохой, хоть и наш». Проекты, которые у нас существуют, — это либо литература (то есть существующий литературный текст от писателя, а не от сценариста), либо другой момент: скажем, в «Иронии судьбы» главное было — придумать не просто продолжение, а ответ на вопрос «А кто вам сказал, что у них будет все хорошо?». Из этого хода может уже вырасти все что угодно. Был вариант и готового сценария — это «Высоцкий», но у нас ушло пять лет с его же автором, чтобы превратить сценарий, который был, в сценарий, который стал. В Америке больше трех попыток сценарист не делает, потому что он ненавидит того, кто причиняет ему боль. У нас, из-за того что безумно мало хороших сценаристов, приходится помогать, конфликтуя, ругаясь, вести проект до той стадии, когда он может быть реализован».
Анатолий Максимов, сопродюсер фильмов «Высоцкий. Спасибо, что живой», «Адмирал», «Ирония судьбы-2. Продолжение», «Турецкий гамбит», заместитель генерального директора Первого канала по кинопоказу и кинопроизводству, генеральный директор студии «Дирекция кино» 

«Заявка сценария должна быть такой, чтобы, прочитав ее, вы стали бегать по комнате и восхищенно хлопать по спине того, кто ее принес. Двумя основными беспроигрышными темами являются стопроцентное попадание в актуальность на момент выхода фильма либо попадание в сокровенное воспоминание значительного числа потенциальных зрителей».
Константин Эрнст, генеральный директор Первого канала, продюсер фильмов «72 метра», «Высоцкий. Спасибо, что живой», «Чужая», «Ночной дозор»

 

 

2.Если делаете экранизацию, не давайте писать сценарий автору книги  
«У автора книги, как правило, над сценарием контроля нет — это тупиковая ситуация. Мы, конечно, всегда с автором работаем в контакте — мы не забираем книжку и не обрубаем у нее ручки и ножки, но право поставить точку остается у продюсерской компании. Потому что сценарий — это всегда по объему треть или четверть от книги, и чем-то надо жертвовать, что-то менять. У нас были практики, когда авторы писали сценарий — но это касалось телевизионных ­проектов».
Игорь Толстунов, продюсер фильмов «Питер FM», «Тариф новогодний», «Водитель для Веры», создатель и глава студии «ПРОФИТ» 

 

 
3.Не пытайтесь перенести на местный рынок успех какого-нибудь американского фильма  

«А вот давайте возьмем американский фильм, перенесем его на наши родные реалии и будем радоваться — вот в Америке работает, значит, у нас тоже ничего, прокатит» — это, к сожалению, не работает. У нас кино гораздо более социально по своей природе. Ему очень сложно зачаться из-за отсутствия выраженной воли со стороны сценарного цеха».
Анатолий Максимов

 

 
4.Делайте только то, что интересно вам  

«Классическая продюсерская ошибка — это представление о том, что ты делаешь фильм для какой-то конкретной аудитории, которую ты якобы знаешь. Надо отдавать себе отчет, что если ты кого-то и знаешь, то в лучшем случае только себя. Единственный способ избежать этой ошибки — делать фильмы для себя. А если твое коллективное бессознательное совпадает с коллективным бессознательным тех, кто в принципе заходит в кинотеатры, и ты можешь заставить своих коллег реализовать пришедшие к тебе образы, значит, ты продюсер. Во всех остальных случаях ты лох парагвайский».
Константин Эрнст 

 «Мы делали проект «Высоцкий» не для того, чтобы заработать миллионы, а для того, чтобы рассказать о человеке, который нас волнует. Это была очень хорошая литература, но артхаусная. Понимаете, мы предлагаем непростого героя. И когда он выстрелил — это был шок. Вот нам кажется — если нам что-то интересно, почему это должно быть интересно всем? Автоматического ощущения, что в фильме что-то получается, недостаточно. Важен ответ на вопрос — этот фильм сможет стать событием? И есть только один ограничитель — нельзя предавать цели, к которым идешь. Каждый фильм нужно делать самому».
Анатолий Максимов

«Кино как чистое искусство обречено на провал. Но нельзя говорить, что кино — это чистый бизнес. Деньги — показатель успеха и зеркало аудитории. Тут никто не высчитывает бизнес-план — кино просто не должно оставлять людей равнодушными, и когда ты четко понимаешь, что нужно твоей аудитории, — оно приносит деньги. А нужно ей то же, что и тебе самому: посмотреть на приятных людей и расслабиться»
Ренат Давлетьяров, продюсер фильмов «От 180 и выше», «Любовь-морковь», «Любовь-морковь-2», «Ирония любви»

 

 
5.Четко разделите
обязанности между
продюсером и режиссером
 

«Продюсер — это в первую очередь менеджер. Его работа — организация и реализация идей. Если просто отдать деньги съемочной группе, фильм будет обречен на провал в прокате. Кинематограф — это бизнес, а за бизнесом нужно следить на всех его этапах».
Дмитрий Рудовский, генеральный директор и соучредитель компании Art Pictures Studio, продюсер фильмов «9 рота», «Обитаемый остров», «Сталинград», «Духless»

 «Роль хорошего режиссера в создании фильма велика, а плохого — мала. Умный режиссер зависит от умного продюсера, глупый пытается не зависеть. Обязанности между режиссером и продюсером на каждом проекте делятся по-разному. Все, что я говорю, касается автора-продюсера, а не директора картины или чувака, который просто принес деньги».
Константин Эрнст

 

 
6.Не забудьте о фокус-группах  

«Важнейшая часть создания фильма — когда мы понимаем, есть у него зритель или нет. Надо сидеть с режиссером и смотреть на людей, которые смотрят это кино. Для этого мы проводим фокус-группы. Когда зритель начинает смотреть на часы, хотим ли мы его отпустить? Или мы хотим его удерживать? Вы должны решать это вместе с режиссером, все-таки это ваш бизнес, он может пострадать».
Анатолий Максимов 

 

 
7.Рекламируйте свой фильм так, как будто зритель не сможет без него прожить  

«Основная проблема российского проката в том, что из всего надо всегда делать событие. Потому что ты хочешь привести людей в кинотеатр — люди готовы смотреть русское кино, но реже, чем в случае с голливудскими фильмами, они готовы делать это в кинотеатре. Поэтому нужно убедить их чем-то: это станет событием, ты там должен быть, потому что твои знакомые его посмотрят и будут это обсуждать, а ты окажешься не в теме».
Георгий Малков, генеральный продюсер компании «Леополис», продюсер фильмов «ПираМММида», «Няньки», «Служебный роман. Наше время»

 «Правильная реклама — это возможность убедить вас, что, не посмотрев фильм вовремя, вы себе этого не простите. Никакого точного процента отношения стоимости рекламы к бюджету картины не существует. Это всегда связано со временем выхода, с конкурентной ситуацией, вашими финансовыми и медийными возможностями на текущий момент, вашим креативом и главное — вашей уверенности в финальном grosse».
Константин Эрнст

«Наше кино дорого, как везде в мире, только не собирает ничего. И из-за этого само себя проедает. Власть нервничает, не понимая, надо ли вообще на это тратить деньги. Когда-то выходили успешные фильмы, в том числе и наши, было такое золотое время — 2004-й, 2008-й, 2009-й. Почему было выгодно вкладываться в кино? «Я с актрисами пройду по красной дорожке, деньги верну, может, даже заработаю. Ну что еще надо?» И когда системно фильм за фильмом себя не оправдывали, рынок сорвался, количество навоза сожгло землю. Поэтому теперь каждый проект надо представлять как событие, выжимать из людей все, на что они способны. Иначе каждый ваш фильм рискует стать последним».
Анатолий Максимов

 

 
8.Никакие актеры не смогут продать ваш фильм. Рекламируйте сам проект,
а не тех, кто в нем участвует
 

«Есть такая технология — «Movie is a star». Мы же рекламируем фильм. Если вспомнить рекламную кампанию «Турецкого гамбита», там была картина, написанная маслом. То есть это даже не компьютер. Когда мы хотели что-то поправить, художник хорошо сказал: «Через два дня просохнет, я поправлю». Так бывает. Поэтому вынос лиц — это каждый раз разные истории. На «Высоцком» — это сам Высоцкий. Я считаю, в этом даже какое-то бескорыстие есть — актеры нам нужны просто как актеры, а не как звезды. Они харизматики, с ними получаются хорошие зрительские фильмы. Но не получается с точки зрения продвижения фильма, только косвенный пиар по прессе. Негативно, не важно, любое мнение. Главное, чтобы писали, но в этом одна из основных проблем. Не работает основной драйвер мейнстримовского производства — не работают кинозвезды».
Анатолий Максимов

«В России есть дюжина великолепных актеров. Три десятка отличных. Полсотни хороших. И несколько тысяч ужасных. Коммерческие результаты вашего фильма ни от кого из них не зависят».
Константин Эрнст

 

 
9.Никогда не давайте делать трейлер режиссеру фильма  

«Последние двадцать лет мирового проката полностью развенчали искусство кинотрейлеров, сделав их образом большого обмана. В трехминутном трейлере вам покажут все, что есть хорошего в этом фильме, и даже то, чего в нем нет. Этот способ промоушена в большом кризисе. И никогда не давайте делать трейлеры режиссеру фильма».
Константин Эрнст

«Должен быть хороший режиссер трейлера — ни в коем случае это не должен делать режиссер-постановщик фильма. Трейлер «Любовь-Морковь» придумал я. Трейлер «От 180 и выше» придумал я. Дальше пусть этим занимаются профессионалы — они не входят в наш штат, но мы нанимаем на проект специальных хорошо обученных людей. В нашем случае еще обращается огромное внимание и на постеры, потому что постеры мы до самого последнего момента правим. Например, «Юленька» — тот случай, когда на нас работал художник. Там было больше ста вариантов, мы долго выбирали. И в конце концов добились желаемого результата: есть такой популярный сайт в штатах, где по опросу самих зрителей оцениваются лучшие трейлеры и постеры фильмов, — плакат «Юленьки» там был number one. ».
Ренат Давлетьяров

 

 
10.Не забывайте о том,
что российское кино
никому не нужно
 

«Главные российские блокбастеры — это большие телевизионные проекты, которые забегают в кино. «Самый лучший фильм», «Яйца судьбы». На сто процентов работает только большая телевизионная программа. Среди таких фильмов есть особенно опасная тенденция — одноуикендники. Люди знают, что больше уикенда не простоят, но делают дорогую рекламную кампанию, провокативную, трэшевую, после чего быстрее убегают из кинотеатра, прям в понедельник снимают. Бюджет очень маленький, кампания дорогая — и это выгодно коммерчески. Они разрушают все, потому что убегают с деньгами, а вслед им доносятся проклятия: «Я на это чертово кино больше никогда не пойду». Поэтому надо всегда помнить, что когда один человек другого приглашает на русский фильм, то чаще всего получает ответ: «У тебя что-то со вкусом или с головой?».
Анатолий Максимов

«К сожалению, первая реакция букеров на российское кино сегодня: «Спасибо, не надо». У букера вызывает интерес картина, которая может принести доход: это может быть комедия, может быть «Адмирал», может быть что-то еще. Но чаще всего это голливудское кино».
Игорь Толстунов

«Искусство общения с директорами кинотеатров и прокатчиками — пожалуй, самое изощренное из искусств. Не могу похвастаться, что им уже овладел. К тому же у них нет своих прогнозов. Они искренне радуются только очередному сиквелу успешной в прошлом году голливудской картины».
Константин Эрнст

«На чистую прибыль от кино можно рассчитывать только в том случае, когда в стране не процветает пиратство и нет дикой конкуренции с другими залами, где обычно идут голливудские фильмы. Наш фильм живет от силы недели две — голливудский может идти месяц. Поэтому и нужна господдержка: если обходиться совсем без нее, то российское кино превращается в убыточное занятие. Но одной господдержки, конечно, недостаточно — надо подстраховываться, искать деньги в других источниках и делать максимально дешево. Поэтому главный блокбастер в России — это романтическая комедия: затраты на производство минимальные, а жанр у зрителя по-прежнему остается самым любимым».
Ренат Давлетьяров

 

 
11.Что бы вы ни делали, ничего не выйдет без одобрения букера  

«Букеры — ключевое звено. Вот, скажем, «Елки»: люди стараются, вешают очень много наружки, но вся эта наружка не для аудитории, а для букера. Если висит аутдор — букер верит. Только из-за этого. Раз есть деньги на рекламу на улице, значит, кино тоже что-то из себя представляет. И кино продержится еще неделю. А ради аудитории мы бы не вешали этого никогда. Жизнь (точнее, исследования) доказали, что это неэффективно».
Анатолий Максимов

 

 
12.Не ставьте свой фильм одновременно с главным конкурентом. И забудьте
о новогодних каникулах
 

«Фильм надо ставить накануне больших праздников, в отсутствие конкурирующего «бегемота» (обычно — американского сиквела), а также желательно, чтобы впереди у вас были подобные три недели. Мы раньше ставили свои основные хиты в новогодние каникулы, открыв эту зону для русского проката. Теперь в новогодние каникулы хотят выходить все, но в эти дни там чуть более 100 миллионов долларов, и их поделят либо три фильма, которые выйдут в этот срок, либо двадцать. В последние годы их обычно не меньше двадцати. «Высоцкий» вышел 1 декабря, потому что, во-первых, это не новогодняя картина, во-вторых, толкаться в новогодние дни становится дурным тоном, а в-третьих — см. выше».
Константин Эрнст

 

 
13.Экономьте и ищите деньги
в разных источниках, но всегда будьте готовы к провалу
 

«Бюджет проекта должен быть меньше потенциального кассового сбора. Способов достать деньги — неисчислимое множество. От богатого папика, мечтающего прогуляться со своей девушкой по красной дорожке, до европейских культурных фондов и краудфандинга».
Константин Эрнст

«Все, к сожалению, очень дорого стоит, у нас — даже дороже, чем рынок себе может позволить. Поэтому не стоит надеяться только на господдержку, государство само не уверено еще, надо ли ему это. К тому же окупаются только фильмы, не требующие больших затрат на производство. Не снимайте настоящую батальную сцену. Нарисуйте ее».
Анатолий Максимов

 

 
14.Не обращайте внимания
на критиков
 

«Критике фильм можно вообще не продавать, она все равно напишет не то, что вы хотите. А если то, что хотите, вас самих стошнит от изложения. Российская кинокритика давно не является художественной критикой, а лишь паралитературой, в которой поводом для иронии и сквернословия является ваш фильм. Кроме того, многие пишущие рецензируемое кино и не смотрят, что не мешает им публиковать пространные тексты. Так что мы давно не устраиваем пресс-просмотров».
Константин Эрнст

Как снять фестивальный хит

1.Не делайте сценарную заявку. Напишите сразу сценарий. Это, кстати, касается вообще любого фильма  

«У меня не было опыта работы со сценарными заявками. Запуская картины, я опираюсь на уже написанный сценарий или на устное изложение схематичного сюжета режиссера, после чего — если история мне интересна — пишется сценарий и снимается фильм. Например, «Коктебель» мне принесли как уже готовый сценарий, а основу «Волчка» мы нашли сами, причем она существовала в виде пьесы, которую собирались на тот момент ставить на театральной сцене».
Роман Борисевич, продюсер фильмов «Коктебель», «Как я провел этим летом», «Сказка про темноту», «Сумасшедшая помощь»

 

 

2.Найдите 100000 долларов.
А лучше миллион. Когда не найдете, попросите у государства — все равно больше никто не даст
 

«Простая арифметика, очень простая: от сбора кинотеатров продюсеру вернется половина. Пятьсот тысяч от миллиона. Плюс еще десять-пятнадцать процентов дистрибьютору. В итоге у него в руках примерно четыреста двадцать тысяч. А если мы снимаем кино за полтора миллиона, из которых миллион — государственный, то, чтобы отбить вложенное, достаточно собрать в кинотеатрах миллион. Если бы мы вкладывали полтора своих, то в кинотеатрах нам нужно было бы собрать три, а это неподъемная сумма для арт-кино. Нужно еще учитывать, что государство и в продвижении фильма помогает».
Андрей Сигле, продюсер фильмов «Солнце», «Александра», «Фауст», «Гадкие лебеди»

«Без госфинансирования сделать качественный арт-фильм сегодня ни в Европе, ни у нас практически невозможно. К сожалению, рынок просто не в состоянии на сегодня вернуть создателям вложенные средства».
Арсен Готлиб, продюсер фильмов «977», «Вдвоем», «Москва», «Другое небо»

«Задачи вернуть бюджет не ставит никто, уже давно, а это принципиально — нужно возвращать. Цифра зависит от истории. Мы сейчас доделываем фильм, бюджет — шесть миллионов, но только потому, что эта история, если ее правильно доделать, их вернет. У «Тюльпана», например, был скромный бюджет — заявленные 1200000 евро, и мы их вернули».
Елена Яцура, продюсер фильмов «Тюльпан», «4», «9 рота», «Огни притона», «Богиня: Как я полюбила», «Свои» 

 

 

3.Не удивляйтесь, когда обнаружите, что получающийся фильм не имеет практически ничего общего с изначальным сценарием  

«Практически во всех случаях фильм — отличное от сценария произведения. На всех моих проектах разница между сценарием и получившимся фильмом была очень заметной. «Фауст», например, получился не только по мотивам «Фауста» Гете, но и по мотивам написанного для фильма сценария. Даже сценарий «Гадких лебедей», который мы делали с Константином Лопушанским — детально проработанный, подробный, — в процессе съемок приобретал сюжетные повороты, новые сцены и даже новый финал».
Андрей Сигле

 

 

4.Работайте быстро — иначе вы ничего не снимете и у вас кончатся деньги  

«Время колоссально изменилось и меняется каждый день — если 7 лет назад можно было начать проект и позволить ему меняться долго, подгоняя к публике, то сейчас это стало на порядок жестче. Запуская проект, ты должен знать железобетонно, что он будет готов через шесть месяцев, если это маленький фильм, через девять — если это драма категории «А».
Елена Яцура

 

 

5.Даже гениальный фильм провалится без рекламы  

«Рекламировать, пиарить, продвигать обязательно, ни в коем случае не стесняться это делать — ни в расчете на гениальность, ни оправдываясь никакими иными высокохудожественными сложностями. Это больше не работает. Зритель привык к другому».
Арсен Готлиб

 

 

6.Поймайте
фестивальную
тенденцию
 

«Фильм «Москва» Александра Зельдовича вызывал интерес еще и как фильм из России, до этого в Венеции долго не было русского кино. Процессы, происходившие тогда в России, практически не были отрефлексированы качественным кинематографом. Еще, например, у меня был случай, когда мы сделали с Николаем Хомерики фильм «977».Фильм принял участие в официальной программе «Особый взгляд» фестиваля в Каннах в 2006-м. Так вот, отсмотрев всех претендентов, комиссия решила в том году объединить программу под знаком эксперимента в кино и киноязыке (силу и качество художественного высказывания при этом никто не отменял). Фильм «977» был как раз таким по обоим показателям. Так или иначе, вы должны, просто обязаны попасть. Особенно это важно, пока вы не стали каннским или каким-либо другим любимчиком».
Арсен Готлиб

 

 

7.Прокатывайте подолгу, небольшим числом копий  

«Нужно создать горизонтальный прокат на тех площадках, где зритель ждет увидеть фильм. Внимательно следить, чтобы не шли холостые копии, рассчитывать небольшое количество копий на долгие сроки. Критика в России на прокатный успех почти не влияет — не то что в Америке».
Артем Васильев, продюсер фильмов «Бумажный солдат», «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину», «Дау» 

 

«Зрителей, готовых смотреть условный артхаус в кинотеатрах, очень мало. Телевизионные показы таких фильмов собирают при этом приличную аудиторию — она исчисляется уже несколькими миллионами. У «Школы» Германики аудитория была не намного выше, чем количество телезрителей на «Все умрут, а я останусь». А в кинотеатрах мы прокатывали «Все умрут, а я останусь» 50 копиями на страну, из которых 25 не окупили себя. Это не значит, что было 50 кинотеатров: копии перемещаются, хоть и не все. «Путешествие с домашними животными» прокатывалось вообще очень маленьким количеством копий, да и в регионы не пошло. Это был такой культурный акт — мы хотели просто дать зрителям возможность посмотреть хорошее кино в кинотеатре».
Игорь Толстунов

 

 

8.Обзаведитесь международный дистрибьютором  

«С «4» была ужасная ситуация. Мы прекрасно понимали, что у фильма есть аудитория, что его можно показывать, и я получала фидбэк все последующие годы: что его видели те, эти, что там его поняли и тут. Когда он выходил, у нас была концепция, что мы с ним поедем по городам. Было ясно, что никакой интертейнмент к нему не сделаешь, и тем не менее мы рассчитывали — но это было совершенно никому не интересно, вообще. Закончилось все тем, что у нас было ­четыре копии фильма «4» — две московские, ­одна питерская и одна в регионах. Кинотеатр «Горизонт» (это было правильное место) собрал какие-то рекордные по тем временам деньги — 20000 долларов с одной копии, вторая тоже была в «Формуле кино», но где-то на задворках, и не очень сработала. Кинотеатры с этих четырех копий по стране собрали что-то около 40–50 тысяч долларов, что тоже было много. Но тут была еще другая экономика: я его отдала в прокат без гарантийной суммы. Все прокатчики говорили: «Вау, как это круто, давайте вырежем полчаса чего-нибудь». Но я им говорила: «Мы не можем». Я нашла компанию Co-Production Office, которая согласилась его катать, и я им признательна, потому что они его прокатали по всем фестивалям мира, и хотя бы этим я не занималась. Фестивальные показы — это отдельный бизнес, и я понимаю, что эта компания уже сто раз покрыла свои рас­ходы, отправив фильм на 70 фестивалей, но мне никто не вернул денег даже за рекламные ролики, которые мы для него сделали, потому что это ­была такая русская история: давайте, мол, сейчас придумаем, а потом сочтемся. Этот вопрос остается открытым все еще — мне уже хотелось бы не этих денег, потому что тут все быльем поросло, а просто знать эти цифры, с которыми можно было бы работать».
Елена Яцура

Как снять комедию

1.Отыщите смешной сценарий — это непросто  

«В лучшем случае то, что продюсеры предлагают мне под видом комедии, — сценарии, базирующиеся на ходах начала девяностых. Это заранее устарело. Мне за последние пятнадцать лет попал в руки один по-настоящему хороший комедийный сценарий, и я его снял — он назывался «Мама, не горюй». Все знают, что комедийный жанр — единственный окупаемый, но никто не знает, как его сделать».
Максим Пежемский, режиссер фильмов «Мама, не горюй», «Любовь-морковь-2», сериалов «Интерны», «Зайцев + 1» 

 

«Комедийный сценарий — удивительная вещь: сегодня одно кажется смешным, завтра проснешься — надо заново сочинять. Кинопроцесс вообще состоит только из двух вещей — написания сценария и монтажа. Например, когда мы писали «Любовь-морковь», автор сценария Юрий Коротков написал семьдесят страниц из девяноста за месяц. Остальные двадцать мы писали почти год. Проблема в том, что надо заставить человека смеяться, напугать ведь гораздо проще, а чтобы зритель в кино начал смеяться, надо запускать какой-то совершенно иной, божественный механизм. Самим-то нам на финальной стадии уже не до смеха, и вообще — кажется, что ни один нормальный человек это смотреть не будет. Но ведь приходят и смотрят. Значит, что-то работает».
Ренат Давлетьяров

 

 

2.Убедитесь, что сценарий недостаточно смешной
—и надо смешнее.
Возьмите другого сценариста,
чтобы дописал сценарий
 

«Одна комедия была у нас написана одним человеком, а потом специальные люди ее усмешняли — дописывали шутки и диалоги. Какую-то писал от начала до конца один человек, но чаще — целый коллектив авторов. Сейчас выходит «Мужчина с гарантией» — это редкий фильм, написанный целиком одним человеком. Он был соавтором сценария фильма про Карлосона».
Георгий Малков

«В большинстве случаев работа с комедийными сценариями — это детский лепет. У нас в стране комедийных сценаристов нет, я за свои слова ручаюсь: кто-то умеет написать историю, но не умеет написать диалоги, и наоборот. Главная проблема для комедийного сценария — его не умеют спродюсировать».
Максим Пежемский

 

 

3.Свято верьте фокус-группам  

«Для того чтобы понять, работает ваше кино так, как вам надо, мы проводим фокус-группы. И все всегда говорят одно и то же — спрашиваешь у людей про их предпочтения, они говорят: комедия, боевик, мелодрама. Хотя боевик в последнее время сдал позиции — его по телевизору показывают. Но с комедией такие тесты обязательны — когда год пишешь смешной сценарий, глаз замыливается и сложно самому понять, будут люди смеяться или нет. Если не смеются — приходится начинать сначала».
Ренат Давлетьяров

«Делать фокус-группы самим — довольно порочная практика. Есть компании, которые этим специально занимаются, тогда можно говорить о какой-то объективности в оценке. Позвать просто блогеров или просто студентов — это ничего не дает. Бывает, им нравится, что они просто смотрят фильм бесплатно, иногда им просто ничего вообще не нравится. Мы делаем на наших фильмах фокус-группы, но они редко влияют на окончательное решение».
Александр Стриженов, режиссер фильмов «Любовь-морковь», «От 180 и выше», актер и продюсер фильмов «Самка», «Самоубийцы»

 

 

4.Позовите в фильм как можно больше медийных персонажей. Актеры важны гораздо меньше  

«Большая российская комедия определяется не бюджетом, а полем, которое вокруг этого можно создать, например: «Впервые Миша Галустян смешит не взрослых, а детей». Или: «Впервые Александр Ревва играет в кино — и сразу в трех ролях» (это фильм «Дублер»). То есть бюджет не определяет масштаб».
Георгий Малков

 

 

5.Уверенно идите в кинотеатры — им нужен ваш фильм  

«Мы живем в ситуации, где нужно вкладывать деньги, которые потом надо возвращать. Так что можно рассчитывать только на комедию и мелодраму — все остальные жанры, чтобы стать блокбастерами, должны конкурировать с голливудскими фильмами, а это уже деньги, которые могут не вернуться».
Георгий Малков

 

 

6.Если фильм прошел удачно, снимите еще один о том же самом. А потом еще один. Снимайте, пока это приносит деньги  

«Любовь-морковь-2» — это кусок франшизы, там были уже наработки, были представления продюсера о том, что это должен быть за фильм, он должен был попасть в зрительские ожидания. Никто не станет менять направление, снимая продолжение удачной комедии. Это и правильно».
Максим Пежемский

Как снять DIY

1.Будьте готовы к тому, что
почти все придется делать самому
 

«Мой игровой дебют «Богиня: Как я полюбила» продюсировала Елена Яцура. Картину она заложила, не поставив меня в курс дела, за долги, видимо, сопряженные с ее многогранной продюсерской деятельностью. Мир кинопроизводства жесток и требует тотального отчета дебета и кредита. Я до сих пор не в курсе, какие долги и что теперь с правами на «Богиню».
Рената Литвинова, режиссер, сценарист, продюсер и исполнительница главной роли в фильмах «Богиня: Как я полюбила» и «Последняя сказка Риты» 

 

 

2.Не рассчитывайте на государство  

«Представьте себе, я прихожу к министру Мединскому и говорю: «Дайте, пожалуйста, сто тысяч долларов на фильм о том, как русских туристов съедают финские каннибалы; это будет очень социально значимое произведение».
Михаил Брашинский, режиссер, сценарист и продюсер фильма «Шопинг-тур», фестивальная премьера которого запланирована на 2012 год 

 

 

3.Потратьте на фильм
все ваши сбережения
 

«Я принципиально не искала деньги на свой фильм, а приняла решение потратить весь свой гонорар, который я заработала за три года, сотрудничая с одним крупным одежным брендом».
Рената Литвинова 

 

 

4.Когда потратите все свои, одолжите у других. Лучше, если это будут знакомые: они поймут, когда вы не сможете их вернуть  

«Деньги искал в основном по друзьям и знакомым. Кинул клич, написал письмо, разослал его где-то ста двадцати знакомым: умираю, не могу, помогите, «Собиратель пуль». Откликнулись человек тридцать, из них пятнадцать посочувствовали, а пятнадцать — реально помогли. Давали — кто сколько может. Совершенно святые люди, я им благодарен до сих пор и надеюсь, что когда-нибудь смогу все эти деньги вернуть. Из восьмидесяти тысяч после рассылки у нас набралось тысячи четыре-пять. Неплохой старт. Дальше мы скидывались уже своими деньгами — у кого сколько было. Я стал одалживать у родных, у знакомых, постоянно подрабатывал. Брал кредиты. Мои родные брали для меня кредиты. В итоге до сих пор расплачиваюсь — врагу не пожелаешь».
Александр Вартанов, режиссер, сценарист и продюсер фильма «Собиратель пуль», сорежиссер «Дубровского», релиз которого назначен на 2013 год 

 

 

5.Вместо зарплаты предложите команде работать за проценты. Если можете не платить — не платите  

«Зарплату получали все, кроме оператора, меня, второго режиссера и ассистента режиссера, ну и собственно продюсерской группы. Больше всех получали дети — по сто долларов за смену».
Александр Вартанов 

«Со всеми актерами мы подписали договор на проценты от всех продаж фильма, со всеми основными участниками съемочной группы, кроме техников, тоже. Проценты рассчитывались, исходя из того, какой средний гонорар может быть у человека на такой позиции на рынке, если он работает в фильме, поддержанном Министерством культуры. То, что все стали соглашаться таким образом работать, меня очень удивило».
Елена Степанищева, продюсер фильмов «Собиратель пуль» Александра Вартанова и «Пока ночь не разлучит» Бориса Хлебникова, владелец продюсерской компании Chapulla Bay 

 

 

6.Контролируйте каждый шаг  

«Когда ты продюсер, ты занимаешься всем, включая творческое непонимание, которое возникает у режиссера с операторами, и прочее, прочее. Сейчас, когда я сняла картину практически вдвоем с Земфирой (она сопродюсер и композитор фильма), ответственно сообщаю, что это адовый смертельный номер, абсолютно благотворительный жест в сторону искусства. Никаких материальных мотивов».
Рената Литвинова 

 

 

7.Даже DIY надо рекламировать
— хотя бы в интернете
 

«Фильм невозможно выпустить в прокат, не рекламируя. Это все равно что дать таксисту денег и не поехать».
Михаил Брашинский 

«Рекламу таких проектов целесообразнее размещать в интернете. Основная публика нашего фильма — это активные интернет-пользователи».
Елена Степанищева 

Ошибка в тексте
Отправить