перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Новые детские книги Рене Госинни, Жан-Жак Сампе, Имант Зиедонис, Дина Сабитова, Тоси Маруки, Теодор Киттельсен, Татьяна Никитина, Елена Рогалева, Светлана Лаврова

Архив

Имант Зиедонис «Разноцветные сказки»

Переиздание прекрасной книги 1980-х — сборника сказок латышского поэта Иманта Зиедониса. Вольные сказки, текущие вместе с рекой и летящие вместе с ветром, звучащие то как песня, то как шутка. «Крот придирчиво рассматривал меня. — Привяжи к бровям зубные щетки, а то песок насыплется в глаза. Махнув мне лапой, он пропал в норе. Потом снова вылез наружу. — Ну а ты что стоишь? Привязав к бровям зубные щетки, я полез в нору». Пересказал Зиедониса Юрий Коваль, и его голос отчетливо слышен в текстах. Иллюстрации рисовал гениальный художник Сергей Коваленков. Коваля и Коваленкова уже нет в живых, Зиедонису 78 лет, он живет в Латвии, в другой стране, и сборник, выпущенный советским издательством «Детская литература» в 1987 году, уже остался в вечности как произведение чудесного книжного искусства и как память о людях, времени и пространстве, которые были.

 

Рене Госинни, Жан-Жак Сампе «Малыш Николя»

Первая книга из серии «Малыш Николя», выходившей с 1959-го по 1965 год во Франции, бестселлера и давно уже классики мировой детской литературы. Авторы — соавтор многочисленных комиксов (в том числе «Астерикса») и издатель Рене Госинни и его друг, художник Жан-Жак Сампе. В пяти книгах школьник Николя и его друзья-однокашники переживают незатейливые приключения, ссоры, драки и примирения, и главный козырь книги — ее язык, мастерски имитирующий бесхитростный и наивный язык детей и их взгляд на мир взрослых. «Я видел, что учительнице очень хотелось надрать Жоффруа уши, но они были внутри банки, и ей не за что было ухватиться. Все-таки классная вещь, этот марсианский костюм!.. — Итак, — спросил фотограф. — Хотите ли вы порадовать свою учительницу? Мы ответили, что да, потому что мы очень любим нашу учительницу, она ужасно хорошая, когда мы не выводим ее из себя». Ну и, конечно, иллюстрации карикатуриста-виртуоза Сампе.

 

Дина Сабитова «Три твоих имени»

Отлично написанная драма для подростков, современная, «своя», не переводная, и тема — сложнее некуда: детдом и усыновление. Взяться за такую тему — все равно что пройти по канату без страховки: автор должен исполнить свой номер виртуозно, иначе пропадет. Как не сфальшивить и рассказать историю Маргариты Новак из деревни Большая Шеча, которую колотили родители и предали усыновители, потому что у всех них было мало любви и смелости, зато у маленькой Маргариты любви хватало на весь мир. Как сделать так, чтобы эту историю читали не по одолжению (мол, актуально, важно, на злобу дня), а потому что действительно интересно, захватывает, трогает, тревожит. Дине Сабитовой («Где нет зимы», «Цирк в шкатулке»), матери двух детей, усыновившей несколько лет назад третьего — 16-летнюю девочку, — удалось: это ее лучшая книга. «Три твоих имени» выходят в сентябре, к Московской книжной ярмарке.

 

Тоси Маруки «Хиросима»

Книга-альбом, нарисованная и написанная японской художницей Тоси Маруки по воспоминаниям жителей Хиросимы, об атомной бомбе «Малыш», сброшенной на город 6 августа 1945 года. Черно-красные лучи взрыва, алый пожар, реки мертвых и раненых, маслянистый черный дождь, радуга в небе, убегающие к морю из последних сил люди — их фигуры сливаются в каком-то страшном танце. Главная героиня книги — семилетняя Мии-тян, чудом уцелевшая, но не подросшая после взрыва ни на сантиметр. «Мама гладит вечно семилетнюю Мии-тян по голове и говорит: «Если люди не сбросят бомбу, она сама не упадет». В послесловии к книге Тоси Маруки пишет о том, как услышала историю Мии-тян от ее матери в 1953 году на Хоккайдо. Несколько лет после взрыва эта женщина никому не хотела рассказывать о пережитом, потому что те, кто не видел ада своими глазами, посчитали ее рассказ попыткой напроситься на жалость.

 

Теодор Киттельсен «Волшебные сказки Норвегии»

Завораживающие истории про троллей, лесных духов и хюльдр, что прячут под юбками коровьи хвосты, в сборнике норвежских сказок, пересказанных и нарисованных «народным художником Норвегии» и поэтом Теодором Киттельсеном. Киттельсен был великим сказочником, которого вдохновляла суровая норвежская природа и завораживало все ирреальное, потустороннее. Нарисованные им тролли и духи великолепны, жутковаты и притягательны, а пейзажи звенят от предчувствия волшебства. «Все, что до этого точно окаменело, теперь начинало двигаться. Вдалеке подалась вперед поросшая лесом гора. Удивление и страх будто бы витали над ней… Вот у нее появились глаза… она пошевелилась… и направилась прямо к нам! А мы замирали от восторга и ужаса, мы всей душой любили это чудо!»

 

Татьяна Никитина, Елена Рогалева «Ума палата. Детский фразеологический словарь»

Блестящая и неожиданная книга двух лингвистов из Пскова, не имеющая ничего общего с привычным образом сухих научных словарей. В статье, посвященной тому или иному фразеологизму, найдется столько всего интересного, что только успевай удивляться. Как вьют веревки в музее «Мельница в деревне Бугрово», по каким специфическим жестам можно вывести на чистую воду лжеца, из чего варили кисель и как его хлебали, чем косая сажень отличается от простой, как можно поваляться с пользой для здоровья и как можно похулиганить, пока родители на работе. «Возьми папин крем для бритья и начинай рисовать узор на плитке. Потом смой душем — и концы в воду». Интересно? Еще бы.

 

Светлана Лаврова «Потешные прогулки по Уралу»

Россыпь удивительных фактов по истории и географии Урала: вопрос-ответ, вопрос-ответ. Подчас вопрос и ответ звучат невероятно, но книга-то научная — значит, автор говорит правду. «Подозрительную историю с уральцами, замурованными в скалу Александром Македонским, в 1096 году продиктовал летописцу новгородец Гюрята Рогович, участник похода на Северный Урал. Он рассказывал про горы, упирающиеся в море, а в горах прорублено окно, и из него выглядывают страшного вида люди». Собрала факты писатель и нейрофизиолог из Екатеринбурга Светлана Лаврова, один из лучших современных авторов науч-попа для детей («Занимательная медицина», «Замок графа Орфографа»).

Ошибка в тексте
Отправить