перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Новые рецензии «Афиши» «Подснежники» Эндрю Миллера, «Десять слов про Китай» Юй Хуа, «Заводная» Паоло Бачигалупи, «Почему Маркс был прав» Терри Иглтона

Архив

«Подснежники» Эндрю Миллера

38-летний финконсультант спасается от кризиса среднего возраста в сердце тьмы aka Moscow — и в силу таинственных причин принимает наряду с двумя russian girls участие в квартирной афере, смысл которой — лишение одной russian babushka жилплощади. Впоследствии героя романа мучают угрызения совести, усугубляемые тем, что и на основной своей работе он допускает идиотский промах, приводящий к потере полумиллиарда долларов…. То, что среди английских писателей встречаются особи, склонные к вульгарности самого худшего толка («я знал, что под губами и недовольными гримасами русских кроется счастье, как они его понимают. Ибо снег, вместе с борщом и фатализмом, — это часть того, что делает их теми, кто они есть»), ­это мы и так знали; чего мы не знали, так это что романы такого рода способны просачиваться в шорт-лист Букеровской премии; поневоле задумаешься о существовании заказа на русофобию — ну нет, не могли же они выделить этот роман за литературные достоинства.

 

«Десять слов про Китай» Юй Хуа

«Десять слов про Китай» представляет собой нечто вроде автобиографии — в десяти эссе — замечательного китайского писателя на фоне недавней истории страны: очень наблюдательный, очень остроумный и очень патриотичный, он рассказывает о том, как менялась повседневная жизнь его соотечественников. Персонажи из детства Юй Хуа похожи на платоновских чудиков — по-видимому, революция везде наделяет некогда обычных людей гротескно смешными и страшными чертами. В зрелости, однако ж, рассказчик обнаруживает себя гражданином индустриальной сверхдержавы — и нынешние богачи выглядят так же неправдоподобно, карикатурно, как сорок лет назад хунвейбины. Все перевернулось с ног на голову. «Десять слов» есть выдающийся гибрид салтыков-щедринской «Истории одного города» и «Гоморры» Савьяно; мало кому из пишущих о нынешнем Китае удавалось объяснить, что там происходит, так внятно и так наглядно.

 

«Заводная» Паоло Бачигалупи

В результате трагического инцидента — взбесился крутящий динамо-машину мегадонт, генетически модифицированный слон, в десять раз больше обычного, — ангкокская фабрика, которой владеет главный герой, тихий американец, не может продолжать работу: оборудование повреждено. С этого и начинается цепь событий, приводящая в конце концов к радикальным политическим изменениям в Таиланде — и гибели его столицы; а ведь то была единственная региональная держава, более-менее успешно пережившая ужасы экологического апокалипсиса — и сумевшая оградить себя от атак генных хакеров. От главного-события-сезона-в-переводной-фантастике, романа, отхватившего в 2010-м все три главные «жанровые» премии разом — Hugo, Nebula и Locus, — ожидаешь, однако ж, чего-то большего, чем экзотический сюжет; «Заводная» меж тем — просто хороший, должным образом тонизирующий воображение читателя роман, который вряд ли станет классикой фантастики; не «Человек в высоком замке» и не «451 градус по Фаренгейту», ни разу.

 

«Почему Маркс был прав» Терри Иглтона

Мало кто из людей, способных мыслить самостоятельно, а не повторять чужую глупость, относится к Марксу и его теории классового конфликта с презрением; однако такие люди, конечно, существуют — все-таки пропагандистская машина капитализма функционирует бесперебойно, — и вот для них как раз гениальный английский литературовед Терри Иглтон год назад написал книгу-антидот, краткое пособие: что такое на самом деле учение Маркса в контексте сегодняшних событий. Книгу можно читать и не как манифест, а как остроумный нон-фикшн, рассказывающий о приключениях одной важной идеи в одном — подозрительно похожем на наше — обществе.

Ошибка в тексте
Отправить