перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Новые рецензии «Афиши» «Шлюпка» Роган, «Серый волк» Данстена и Уильямса, «Кто все расскажет» Паланика и «Глобальные катастрофы» Смила

Архив

«Шлюпка» Шарлотты Роган

1914 год, начало Первой мировой, Северная Атлантика. Из-за взрыва на борту терпит крушение корабль «Императрица Александра». В последний момент, благодаря стараниям мужа, в перегруженной шлюпке №14 вместе с еще 38 людьми оказывается молодая американка Грейс Уинтер; в море ей предстоит провести 21 день. До каннибализма, вроде как, дело не дошло, однако три недели без еды и почти без воды не шутка, есть что вспомнить — особенно при том, что по окончании путешествия многих вроде как спасенных не досчитались. Роман представляет собой дневник Грейс — точнее, не дневник, а мемуары, потому что в «настоящее время» мемуаристка ожидает суда по обвинению в преднамеренном убийстве моряка, совершенном тремя женщинами на шлюпке посреди Атлантики. Трюк с ненадежным рассказчиком — разумеется; хорошо, что выжила, но как именно — и почему она да, а кто-то еще нет? И они правда не ели друг друга, хотя бы умерших?

 

«Серый волк. Бегство Адольфа Гитлера» Саймана Данстена и Джерарда Уильямса

Из его — Гитлера то есть — спальни, пишет мемуарист, иногда слышались «ужасающие стенания»: фюрер «сидел на краю постели в состоянии полнейшего нервного расстройства». «Рядом с ним на кровати валялись фотографии, на которых были запечатлены последствия войны. На одной из них была «группа казненных еврейских детей». Гитлер плакал монотонно, раскачиваясь взад-вперед на краю своей кровати, и даже не заметил вошедших». Сцена датируется началом 1960-х; место действия — Аргентина. Такого рода — противоречащие официальной версии истории — книги не рецензируются серьезными изданиями, не обсуждаются в научном сообществе, не становятся предметом разговоров; ну так тем больше поводов рассказать о них. Перед нами журналистское расследование, ну да, «сенсационное», куда деваться, в котором доказывается, что Гитлер не покончил жизнь самоубийством в апреле 1945-го, а сбежал — вместе с Евой Браун и овчаркой Блонди — в Аргентину, где и прожил под прикрытием режима Перона до 13 февраля 1962 года. Известные всему миру фотографии трупов? Двойники. Хранящиеся в Москве фрагменты черепа Гитлера? Фальшак.

 

«Кто все расскажет» Чака Паланика

Голливудские дивы и гламур — слишком уж очевидный материал для сатирика уровня Паланика, и было бы неверным представлять «Кто все расскажет» как черную комедию о голливудских нравах. Нет, бери выше: перед нами история о сложных взаимоотношениях биографа и его героя, художника и модели, палача и жертвы; о двусмысленности, в том числе моральной, самого жанра биографии, о том, как литература влияет на жизнь — и наоборот. Это не такая эффектная тема, как насилие и детская смертность, но тема любопытная; и Паланик за нее берется, хотя бы и с риском разочаровать своих постоянных клиентов; ну а что, не всю жизнь же ему играть одно и то же амплуа — «автор культовых молодежных бестселлеров».

 

«Глобальные катастрофы и тренды: Следующие 50 лет» Вацлава Смила

После талебовского «Черного лебедя» все футурологи кажутся жуликами и шарлатанами, однако Смил — канадский профессор, участник топ-100 «глобальных мыслителей» по версии журнала Foreign Policy — не предсказывает будущее. Никому не запрещено пристально всматриваться в настоящее; и почему бы, в самом деле, не составить реестрик факторов и тенденций — экономических, демографических, экологических, технологических, — которые могут оказаться решающими для «глобального будущего». Затем, если у вас есть достоверные количественные данные, вы можете высчитать вероятность реализации того или иного апокалиптического сценария: например, астероидов и комет, с которыми Земля может столкнуться, столько-то, — и раз так, шансов дожить до 2050 года, не погибнув от упавшего на голову метеорита, столько-то. Перспективы России — с Путиным и углеводородами — на ближайшие 50 лет можно было бы назвать радужными, если бы не демографические проблемы, усугубляющиеся неистребимым алкоголизмом мужской части населения.

Ошибка в тексте
Отправить